Модели и сценарии международных отношений: Россия и Монголия
Автор: Бадмацыренов Тимур Баторович, Родионов Владимир Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья представляет собой аналитический поиск методологического основания для исследования двусторонних отношений на примере российско-монгольского взаимодействия. Авторы показывают, что теория моделирования и сценарный подход обладают высоким прогностическим потенциалом.
Международные отношения, модели, сценарии, российско-монгольские отношения
Короткий адрес: https://sciup.org/170167116
IDR: 170167116
Текст научной статьи Модели и сценарии международных отношений: Россия и Монголия
Значительной составляющей неопределенности является уровень теоретических исследований в области теории международных отношений, характеризующийся отсутствием доминирующей парадигмы и увеличением числа научных центров, зачастую по-разному интерпретирующих текущую международную политику. Типологические описания международных отношений, использующие соперничающие логики теоретических конструктов, создают взаимоисключающие модели политических систем. Текущие исследования российско-монгольских отношений не являются исключением и также испытывают воздействие сложившихся методологических подходов в теории международных отношений и мировой политики.
В целом, в области теоретического моделирования международных отношений традиционно выделяют несколько парадигм. Большинство исследований тяготеют к парадигме реализма/ неореализма, основными представителями которой являются Э. Карр, Дж. Кеннан, Г. Моргентау, Р. Арон, Р. Нибур, К. Уолтс, Б. Бузан. Для них характерно признание определяющей роли государств в системе международных взаимодействий, концентрация внимания на исследовании баланса сил и национальных интересов, военно-политической проблематике. Хотя реальные взаимодействия между странами, национальными институтами и индивидами имеют весьма сложную природу, их структура на макроуровне описывается через этапы развития Вестфальской системы международных отношений как государственно-центристской модели. Природа международных отношений в парадигме реализма в целом рациональна и интерпретируется через понятия «национальные интересы» и «баланс сил», а суть самих национальных интересов сводится к трем составляющим: безопасности государства, удовлетворению его экономических потребностей и повышению престижа1. В новейших исследованиях неореалистов пристальное внимание уделяется изучению меж- и надгосударственных структур в виде межправительственных организаций и союзов, кот орые оказывают влияние на внешнюю политику госу-
1 Wolfers A. The Pole of Power and the Pole of Indifference // World Politics, 1951, № 4, p. 39–63.
дарств и формируют соответствующую международную структуру.
Одним из направлений реализма/нео -реализма являются геополитические и геостратегические исследования, полу -чившие популярность в России в постсо-ветский период. В рамках геополитиче -ского подхода мощь и интересы государ -ства определяются его местоположением в пространстве, климатом, демографией, природными ресурсами. Еще одной разно -видностью парадигмы реализма является теория «буферных отношений» (М. Аюб, О. Кнудсен, А. Ванденбош, Р Ротстайн, М. Партем). С учетом того, что Монголия расположена между двумя великими дер жавами, данная теория имеет значитель ный потенциал для использования при анализе советско монгольских и совре менных российско монгольских отноше ний.
Однако существует ряд серьезных аспектов, не позволяющих рассматривать эту парадигму в качестве универсальной. Во первых, прогностическая составляю щая реализма ограничена принципом описания «реального», т.е. уже существующего, а не возможного или желаемого в будущем. Во - вторых, государствоцен -тризм (этатизм) реалистской парадигмы объективно сужает предметное поле иссле -дования, не учитывая в качестве субъек тов международных отношений иных, негосударственных акторов — ТНК, НПО, национальные, гендерные, экологические движения. В третьих, проблемным ока зывается и вопрос о путях формирования национальных интересов и причинах раз личного их восприятия в разных странах, что связано с игнорированием реалистами социокультурных компонентов политиче ского процесса в той или иной стране.
Либерализм, или либеральноидеалистическая парадигма, представляет собой главную альтернативу реалист ской картине международных отноше ний. Данная парадигма концентрирует внимание на негосударственных акторах международных отношений, общечело веческих идеалах и ценностях, способах обеспечения международной безопасно сти и конструировании международного правопорядка. Яркими представителями либеральной парадигмы международных отношений являются Р. Кохейн, Дж. Най, Э. Моравчик, Б. Рассет, С. Краснер.
Либералы отрицают приоритет силы и военной мощи в деятельности государств на международной арене, противопостав ляя им экономические, правовые, социо культурные рычаги влияния. Сами госу дарства, являясь важными участниками международных отношений, не обладают монополией на взаимодействие и испы тывают конкуренцию со стороны него сударственных акторов. Это, в свою оче редь, приводит к эффекту «размывания» государственного суверенитета и стира нию грани между внутренней и внешней политикой.
Основная критика либерализма/нео либерализма сводится к следую щи м моментам. Либералы слишком увлечены морально-идеологическими состав-ляющими международной политики, а для многих государств это не более чем инструмент достижения своих целей в борьбе с конкурентами. Сторонники либерального подхода, используя норма тивный принцип, зачастую апеллируют к тому, что должно, а не к тому, что реально возможно.
Марксистское направление по праву рассматривается многими теоретиками в качестве третьей парадигмы теории меж дународных отношений. Оно базируется на принципах исторического материа лизма К. Маркса. Структурализм марк сизма проявляется в постановке классо вой борьбы в центр системы междуна родных отношений, государство при этом контролируется правящим классом, кон центрирующем собственность на средства производства.
Развитием идей К. Маркса в неомарк систской традиции стала мир системная теория И. Валлерстайна и А.Г Франка, связывающая развитие капитализма с формированием, через ряд циклов, совре менной мир системы с доминирующими наиболее развитыми странами центра, а также полупериферией и периферией. Конкуренция между странами не исклю чает общности их целей, сконцентриро ванных преимущественно в сфере эко номики и производства, что отражается в стремлении стран центра эксплуатировать рынки и ресурсы иных стран1.
При всех достоинствах основных парадигм теории международных отношений, а также существующих в их рамках концепций и методик их применение к случаям двусторонних отношений зачастую является неэффективным. Во-первых, усложнение международнополитических реалий все менее вписывается в довольно жесткие методологические рамки известных подходов и парадигм. Данное обстоятельство заставляет прибегать к использованию методологического плюрализма в качестве основы исследования.
Во-вторых, все классические парадигмы теории международных отношений, как правило, претендуют на осмысление международных отношений в целом, рассматривая их в качестве единой системы. Такой уровень обобщения не всегда помогает при работе с менее масштабными уровнями международного взаимодействия.
В связи с этим в последнее время значительное распространение получают теории и методологии, ориентированные на конкретно-ситуационный анализ. В теории и практике международных отношений все чаще используются методы прогнозирования, направленные на выявление вероятного развития текущей ситуации и разработку наиболее приемлемых политических решений. Одним из важных элементов прогнозирования является метод моделирования, который позволяет конструировать и анализировать упрощенные подобия реальных систем. Метод моделирования как таковой выходит за пределы международного прогнозирования и применяется практически во всех отраслях науки. Использование этого подхода требует строгости при отборе теоретических конструктов, с одной стороны, и эмпирических методов – с другой.
В теории международных отношений можно выделить ряд наиболее распространенных способов моделирования. В области теоретических исследований и на уровне сравнительно-типологических обобщений часто используются логикодедуктивные модели, опирающиеся на теоретические допущения относительно изучаемого объекта. В основе вариативности теоретического моделирования лежит развитие политической науки через смену и конкуренцию парадигм. Представления о предмете, методоло- гические принципы, характеристика проблематики и эмпирический инструментарий исследований политических явлений группируются по «идеологическим предпочтениям, поддержанию структуры власти внутри научной дисциплины и увековечиванию устоявшихся порядков»1.
Кроме теоретико-аналитического моделирования в изучении международных отношений значительное развитие получили эмпирико-ориентированные модели. Для них характерны использование больших массивов эмпирических данных, широкое применение коли -чественных статистических методов математического анализа. Построение таких моделей часто рассматривается в качестве этапа общего анализа, предполагающего формализацию и математическое выражение основных элементов и взаимосвязей изучаемых объектов2. Формальное математическое моделирование международных отношений опирается на использование данных экономической, военно-политической, технической и иных отраслей статистики. Примечательно, что на развитие этого направления существенное влияние оказал реализм, под воздействием которого сформировались рациональные модели, теория игр, теория торга, модели обеспечения безопасности и др. На развитии методов формального моделирования международных отношений сказалось также их привлечение к сфере прикладных исследований внешней политики в период «холодной войны».
В настоящее время моделирование активно применяется в области изучения переговорного процесса, политики сдерживания, баланса сил, функционирования международных институтов, кризисов и конфликтов.
Во второй половине ХХ в. появляются компьютерные модели международных отношений. Одним из перспективных методов анализа проблем международных отношений является метод анализа иерархий (МАИ), разработанный американским специалистом по теории при- нятия решений Т Саати1. В основе этого метода лежит процедура разделения про -блемы на ряд подпроблем, каждую из которых, в свою очередь, можно после -довательно детализировать до необхо димого уровня. Это позволяет свести анализ сложной проблемы к анализу составляющих ее подпроблем и оценить их важность (степень приоритетности), т.е. «вклад» в решение исходной про -блемы2.
Одним из базовых способов моделиро -вания международных отношений явля ется метод ивент анализа, позволяющий упорядочить и структурировать сложные политические процессы в виде собы тийного ряда. Данная методика разраба-тывалась для мониторинга социально политической ситуации в странах, пред ставляющих интерес для внешней поли тики США. Существенной составляющей этого метода является выявление и клас сификация типовых признаков события. Информационно - аналитические модели, построенные на основе применения этого метода, позволяют решать комплексные прикладные задачи, проводить монито ринг и на более сложном уровне осущест влять построение сценариев междуна родной ситуации. Вместе с тем нельзя не отметить наличие сдерживающих факто ров в развитии применения ивент анализа и количественных моделей международ ных отношений в целом. Прежде всего, это ограничение, связанное с высоким уровнем сложности моделируемых про цессов и сегодняшними информационно аналитическими возможностями, не позволяющими достичь желаемого уровня точности прогнозирования международ ных процессов. Кроме того, на примени -мость такого рода моделей оказывает воз действие и конкуренция теоретических направлений.
Заключая обзор метода моделирова-ния международных отношений, можно отметить, что его применение имеет значительные перспективы в изучении современных российско монгольских отношений. Выделение моделей российско монгольских отношений поможет адекватно отразить типологи ческие особенности исторических форм развития взаимодействия этих стран. Применение прогностического модели рования целесообразно, поскольку не существует единственно верного и одно значного варианта развития российско монгольских отношений. Построение прогнозных сценариев позволит выде лить и описать факторы, воздействующие на их будущее состояние. В итоге целесо образность выделения различных моде лей российско монгольских отношений подсказывается как исторической ретро спективой, так и текущей ситуацией, характеризующейся многовариантностью развития. Например, существенные раз -личия социалистического и постсоциали стического периодов отношений между Россией и Монголией могут служить основанием для построения, как мини мум, двух эмпирико ориентированных моделей взаимодействия.
В основу метода моделирования системы современных российско монгольских отношений положено пред ставление о наличии у сторон нацио нальных интересов. Категория «нацио нальный интерес» результирует сумму сходящихся/расходящихся интересов национальных государств и других меж дународных акторов в сфере политики, экономики, социокультурной сфере и других отраслях отношений. В наиболее общем виде взаимодействие государств по поводу национальных интересов может быть смоделировано с использова нием линейной типологии «сотрудниче ство — конфронтация», «союз — война». При размещении России и Монголии на этой оси мы получаем крайние случаи модели: союзных отношений на одном полюсе и конфронтации — на другом. Между этими полюсами как радикаль ной оппозицией возможны иные вари анты отношений, например, срединная позиция — партнерская модель. Таким образом, мы можем выделить 3 основные модели российско монгольских отноше ний: модель конфронтационных, союз нических и партнерских отношений.
Для выявления вероятного развития российско монгольских отношений в рамках выделенных моделей может быть использован сценарный под ход. Использование сценарного метода позволяет конкретизировать и редуцировать большое число вероятных альтернатив будущего. На основе ивент-анализа, отбора, классификации событий мы можем моделировать вероятное развитие российско-монгольских отношений. Имплицитно предполагается выделение двух фаз развития сценариев – текущего и будущего, но при необходимости можно предложить и более сложные сценарии для краткосрочной, средне -срочной и долгосрочной перспективы. Определяющими факторами сценарного развития событий являются политика России, политика Монголии, политика третьих стран, а также факторы негосударственного происхождения, способные повлиять на сценарий развития событий или даже определить его. При этом для каждого сценария существует алгоритм верификации вероятности его осуществления:
– первичный ситуационный анализ и фиксация представлений о сценарии;
– выявление и описание факторов про- шлого, настоящего и будущего, способных приблизить к реальности рассматриваемый сценарий;
– выведение вероятных последствий для российско-монгольских отношений в случае реализации рассматриваемого сценария;
– оценка шансов реализации сценария в будущем.
В итоге речь идет, с одной стороны, об установлении соответствия между настоящим и вариантами будущего, и с другой – о разделении этих вариантов на желательные и нежелательные. Это дает возможность для более рационального политического планирования, связанного с минимизацией вероятности нежелательных сценариев и максимизацией вероятности желательных.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ-МинОКН Монголии «“Возвращение” России в Монголию: модели и сценарии» № 12-23-03002.