Модели инвалидности в норвежской исследовательской традиции

Автор: Боровикова И.В.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 22, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены основные модели инвалидности, применяемые в норвежской исследовательской традиции, обозначены недостатки и преимущества представленных моделей. Классификация моделей дополнена моделью БСПС, разработанной норвежским исследователем Терье Биндером и включающей в себя такие составляющие, как биологические/органические условия, факторы среды, психологические и социально-реляционные условия. Установлено, что данная модель позволяет учитывать множество факторов для решения проблем, связанных с инвалидностью.

Инвалидность, медицинская модель, социальная модель, гэп-модель, биологические условия, факторы среды, психологические условия, социально-реляционные условия

Короткий адрес: https://sciup.org/14937915

IDR: 14937915

Текст научной статьи Модели инвалидности в норвежской исследовательской традиции

Содержание понятия «инвалидность» претерпевает постоянные изменения на протяжении последних лет. Это связано с формированием новой политики в отношении инвалидов и возросшим пониманием важности проблемы среди организаций инвалидов и индивидов.

Традиционно инвалидность рассматривалась как качество индивида – человека с инвалидностью. Такой подход связан с медицинским пониманием, в рамках которого инвалидность считается следствием болезни, телесного недостатка или других биологических отклонений. Целью в данном случае является минимизация негативных последствий инвалидности. Таким образом, игнорируется значимость среды для жизненной ситуации инвалида [1, s. 7].

В последние десятилетия данный подход подвергается критике, основным элементом которой является то, что инвалидность связана не только с индивидом и его качествами, но также со средой и ситуацией. Существует связь между индивидом и средой/ситуацией. Таким образом, в рамках биологически-медицинского понимания инвалидности не уделяется достаточное внимание среде, окружающей индивида. Эта недостаточность способствовала разработке других моделей, стремящихся объяснить понятие инвалидности.

В конце 1970-х гг. Всемирной организацией здравоохранения была разработана классификационная система под названием «Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности», впервые опубликованная в 1980 г. В рамках данной классификации дефект определен как любая утрата или патология психологической, физиологической или анатомической функции или структуры. Нетрудоспособность рассматривается как недостаток, являющийся результатом повреждения или инвалидности, которая ограничивает индивида или препятствует выполнению нормальной роли. Инвалидность влияет на возможность осуществления активности в рамках принятых норм для индивида [2].

Таким образом, инвалидность не отождествляется с повреждением, но вызывается им. Данная модель инвалидности подвергалась критике в связи с недостаточным вниманием, уделяемым социальной среде.

Критика способствовала пересмотру и разработке классификации под названием «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)», завершенной в 2001 г. Данная классификация, важным элементом которой является обозначение инвалидности как многостороннего феномена, соотносится также со Стандартными правилами ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов [3].

В системе МКФ инвалидность состоит из трех элементов: снижение функционирования, ограничение активности и ограничение участия. Как индивидуальные условия, так и условия среды, окружающей индивида, являются факторами, различным способом воздействующими на эти элементы. Первый элемент относится к биологическому уровню, к функционированию организма или частей тела. Второй элемент относится к уровню индивида и деятельности, которую индивид не может выполнять. Третий элемент – это социальный уровень, то есть практические неудобства, с которыми сталкивается индивид при выполнении обычных ролей и функций в обществе [4].

Таким образом, согласно МКФ, снижение функционирования – это проблемы в функционировании организма или структуры, такие как отклонение или утрата. К ограничению активности относятся трудности, которые может испытывать индивид при выполнении определенной деятельности. Ограничение активности является возможным индивидуальным следствием снижения функционирования, но возникает не обязательно. Ограничения участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при ведении своей жизни. Отношение общества, физическая и социальная среда играют важную роль в том, будет ли индивид со снижением функционирования, возможно и с ограничением активности, испытывать ограничение участия.

Однако необходимо отметить, что взаимосвязь между этими тремя элементами – снижением функционирования, ограничением активности и ограничением участия – не всегда достаточно отчетлива. Снижение функционирования не обязательно приводит к ограничениям в активности и участию, и наоборот [5].

Социальная модель инвалидности как альтернатива медицинской направляет внимание на общество, членом которого являются индивиды с различными нарушениями. Она проводит четкие разграничения между функциональными ограничениями (которые относятся к организму) и последствиями в повседневной жизни. В ее основе лежит положение о том, что последствия в повседневной жизни возникают не по причине функциональных ограничений, а в результате недостаточно адаптированной среды. С точки зрения данной модели инвалидность возникает вследствие систематического строительства общества без учета разнообразия индивидов, а исходя из представлений о нормальности. Индивиды, не входящие в рамки данного представления, встречают менее адаптированную среду и больше барьеров. Однако данная модель также подвергается критике, поскольку она рассматривает инвалидность как создаваемую исключительно средой, не учитывая при этом личное восприятие индивида [6, s. 12].

В Норвегии в настоящее время используется гэп-модель в качестве основы для понимания инвалидности. Такое понимание или определение инвалидности является реляционным и отражается в норвежских государственных документах. Первый правительственный доклад Стортингу в Норвегии (№ 23) «Инвалиды в обществе», эксплицитно использующий реляционное понимание инвалидности, появился в 1977–78 гг. Инвалид здесь рассматривается как индивид, который вследствие продолжительного заболевания, повреждения, телесного недостатка или отклонений социального характера испытывает существенные ограничения в ведении образа жизни по отношению к окружающему его обществу. Это может затрагивать образование, профессию, физическую или культурную активность [7].

В первом правительственном плане действий в отношении инвалидов (1990–1993) дается ссылка на определение, где инвалидность рассматривается как несоответствие между предпосылками индивида и требованиями среды к функционированию в сферах, имеющих существенное значение для установления самостоятельности и социального существования. Таким образом, необходимо отметить, что произошло смещение акцента с инвалида на инвалидность, то есть с индивида и его окружения на отношение, несоответствие.

В правительственном докладе Стортингу № 40 (2002–2003) «Снижение ограничивающих барьеров» дается следующее определение инвалидности: «Инвалидность возникает, когда существует разрыв между предпосылками индивида и дизайном или требованием к функционированию среды». Таким образом, инвалидность – это не индивидуальное качество, но отношения или ситуация, которые могут возникнуть при взаимодействии индивида с обществом. В рамках данного подхода инвалидность не описывает индивидуальные характеристики или качества [8].

В норвежской исследовательской традиции также применяется понятие «сниженная функциональная способность», обозначающее определенные индивидуальные биологические или медицинские условия. «Под сниженной функциональной способностью понимается утрата или повреждение части тела или одной из функций организма. Это может касаться, например, сниженной двигательной, зрительной или слуховой функции, сниженной когнитивной функции или различных снижений функциональной активности вследствие аллергии, болезней сердца и легких» [9].

Исходя из необходимости целостного подхода к инвалидности, норвежским исследователем Терье Биндером была разработана модель БСПС, состоящая из следующих элементов:

  • 1)    биологические/органические условия, 2) факторы среды, 3) психологические условия и 4) социально-реляционные условия. Цель данной модели – выявление взаимовлияния различных факторов при возникновении инвалидности [10, s. 31].

К биологическим/органическим условиям относится физическое состояние организма или органов, их источником могут являться генетические условия, а также повреждения и образ жизни, например проблемы с сердцем или легкими. К факторам среды относится ограничивающая функционирование роль физической среды, например доступность в зданиях, транспортные услуги, возможности организации досуга и т. д. Также сюда можно отнести вспомогательный аппарат, условия в школе и на работе и финансовую ситуацию. К данным факторам также относится отношение к индивиду других индивидов из его окружающей среды. Психологические условия затрагивают когнитивные функции, личность, образ самого себя и способность справляться с различными ситуациями. Социально-реляционные условия связаны с отношением между людьми, такими как семья, друзья, коллеги и т. д.

Факторы, представленные в модели БСПС, взаимно влияют друг на друга и могут также усилить друг друга. Такое же взаимное воздействие касается применяемых мер. Для поиска решений проблем, связанных с инвалидностью, необходимо учитывать множество факторов. Данная модель также является универсальной, поскольку может применяться в отношении всех индивидов вне зависимости от снижения функциональной активности [11, s. 33].

Таким образом, разные модели инвалидности придают значение различным сторонам инвалидности. Так, медицинская модель рассматривает повреждения и их последствия для индивида, в то время как социальная модель делает упор на созданные обществом внешние барьеры. Реляционная модель, преобладающая в настоящее время в норвежской исследовательской традиции, стремится представить целостное понимание инвалидности.

Ссылки:

  • 1.    Fra bruker til borger. En strategi for nedbygging av funksjonshemmende barrierer. Oslo, 2000. 547 s.

  • 2.    Likeverd og tilgjengelighet – Rettslig vern mot diskriminering på grunnlag av nedsatt funksjonsevne. Bedret tilgjengelighet for alle [Электронный ресурс]. URL: https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/nou-2005-8/id390520/?ch=6 (дата обращения: 14.11.2015).

  • 3.    Tøssebro J. Hva er funksjonshemming. Oslo, 2010. 141 s.

  • 4.    Likeverd og tilgjeghelighet …

  • 5.Ibid.

  • 6.    Tøssebro J. Funksjonshemming – politikk, hverdagsliv og arbeidsliv. Oslo, 2009. 266 s.

  • 7.   Likeverd og tilgjengelighet …

  • 8.Ibid.

  • 9.Ibid.

  • 10.    Killan J. Inkludering i praksis. Oslo, 2006. 172 s.

  • 11.    Ibid. S. 33.

Список литературы Модели инвалидности в норвежской исследовательской традиции

  • Fra bruker til borger. En strategi for nedbygging av funksjonshemmende barrierer. Oslo, 2000. 547 s.
  • Likeverd og tilgjengelighet -Rettslig vern mot diskriminering pâ grunnlag av nedsatt funksjonsevne. Bedret tilgjengelighet for alle . URL: https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/nou-2005-8/id390520/?ch=6 (дата обращения: 14.11.2015).
  • T0ssebro J. Hva er funksjonshemming. Oslo, 2010. 141 s.
  • T0ssebro J. Funksjonshemming -politikk, hverdagsliv og arbeidsliv. Oslo, 2009. 266 s
  • Killan J. Inkludering i praksis. Oslo, 2006. 172 s
Статья научная