Модели особенностей теплового сопротивления кристаллов с фазовыми переходами и дефектами

Автор: Алтухов В.И., Казаров Б.А., Баландина Н.В., Тимченко О.В.

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc

Рубрика: Физика

Статья в выпуске: 3 т.9, 2007 года.

Бесплатный доступ

В работе представлены результаты разработки методов описания механизмов рассеяния фононов и математического моделирования особенностей тепловых (транспортных) свойств кристаллов с дефек- тами, примесями и структурными фазовыми переходами (сегнетоэластики Hg2Cl2 и полупроводники А2В6 - ZnSe:Ni). Проведена оценка динамического критического показателя для сегнетоэлектриков- полупроводников SnTe и GeTe; предложена модель эффекта биений для интерпретации особенностей теплового сопротивления Hg2Cl2 около температуры сегнетоэластического фазового перехода Тс; дано объяснение эффекту гигантского теплосопротивления в легированных кристаллах ZnSe:Ni.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/148197986

IDR: 148197986

Текст научной статьи Модели особенностей теплового сопротивления кристаллов с фазовыми переходами и дефектами

Тепловые и электрические свойства сегнетоэлектрических, сегнетоэластических кристаллов и полупроводников типа А2В6 при низких температурах отличаются крайне высокой чувствительностью к наличию в их кристаллической решетке (матрице) структурных фазовых переходов (СФП), дефектам, примесям или их комплексам (кластерам, доменам и наноструктурам). Вместе с тем, реальный кристалл с дефектами и фазовым переходом (особенно вблизи температуры СФП Т = Тс ) представляет собой весьма сложную физическую систему, не допускающую пока еще строгого теоретического описания [1-5, 17]. К тому же в последнее время появились новые весьма интересные данные по аномальному поведению теплопроводности К(Т) для ряда сегнетоэлектрических (KDP) и сегнетоэластических (Hg2Cl2) кристаллов [6-9]. На кристаллах селенида цинка легированных никелем (ZnSe: Ni), кристаллах ZnSe: Fe (а также Zn1-xFexS) обнаружено ги-гантское возрастание (на два порядка и даже более чем в 200 раз) теплосопротивле-ния (W) с максимумами при Т=15 К и Т=20 К соответственно [10-13]. Несмотря на значительные успехи в области технологий выращивания отмеченных выше кристаллов и материалов микроэлектроники, разработка приборов и структур на их основе зачастую сдерживается из-за отсутствия надежного описания, численных расчетов, математического моделирования и должной интерпрета- ции физических свойств этих материалов.

В настоящей работе представлены результаты математического моделирования механизмов рассеяния фононов и тепловых свойств материалов твердотельной микроэлектроники: сегнетоэлектрических (эластических) кристаллов KH2PO4, Hg2Cl2; SnTe, GeTe (А4В6) и полупроводников типа А2В6. Рассмотрены: модели температурной зависимости теплопроводности кристаллов с фазовым переходом, флуктуационный эффект биений различных каналов рассеяния фононов, модель гигантского теплосопротивления ( W = K - 1 ) в легированных кристаллах типа А2В6.

Моделирование поведения теплового сопротивления реальных кристаллов около Тс Теплопроводность систем с фазовыми переходами и дефектами.

Критические показатели

Для коэффициента теплопроводности (К) гармонического кубического кристалла с примесями или дефектами (кластерами, коллоидами, доменами) ранее была получена формула типа Кубо-Гринвуда [4,5]:

22

K(T ) =       I.... n ( ^ )[ n( ® ) + 1] Sp I П( ® ) I2 d ® ;(1)

6 π k   T 2 V

Б -∞

Пρ(lli′ω)=∑Qρ(ll′′)ImD(l′′li′ω), (1а) l′′ где V – объем кристалла; Q – величина, связанная с массами и силовыми постоянными атомов в узле l кристаллической решетки; D(w) – функция Грина реального кристалла с гамильтонианом Н.

При наличии в системе фазового перехода, используя уравнение Бете-Солпитера для корреляционной функции ток-ток [1,14] можно получить рекуррентные формулы (соотношения) для траекторий гамильтониана U(l), r(l) , определить при малых s = 4 - d ( d -размерность пространства) положение неподвижной точки ( U *, r * ) и критические индексы поведения системы при Т Т с . Такой подход позволяет найти численные значения критических показателей параметра порядка (поляризации) ( β ), восприимчивости ( γ ), корреляционной длины системы ( v ), внешнего поля ( δ ), корреляционной функции ( η ) и теплоемкости ( α ) [15, 16]:

в = 0,334, Y = 1,166 , v = 0 , 583,

5 = 4,50, п = 0 и а = 0,166.

В результате анализа экспериментальных данных по теплопроводности К(Т ) и сравнения этих данных с результатами расчетов [1] авторам удалось найти критический индекс Y = а + zv ( z - динамический показатель корреляционной функции ток-ток), определяющий поведение сечения поглощения звука около T 0 . Найденное значение у = 1 совпадает с результатом для свободного (среднего) поля, где в соответствии с гипотезой подобия а = 0, v = 1/2 и тогда z = 2. Однако, в точке T = T c T 0 значение ю0 часто не об-ращает ся в ноль и особенность K ( T ) может оказать-ся “затушеванной”. Кроме того, критический индекс z в случае релаксационной динамики

нетоэлектриков-полупроводников (SnTe, GeTe [4, 5]) около Tc с учетом значений показателей (по теории свободного поля Ландау) у = 1 и v = 1 / 2, получаем р = 1 ^ 1 , 25 и z = 2, близкое к полученному выше результату z = 2 , 096.

Расчет теплопроводности К(Т)в модели Дебая

Для расчета температурной зависимости K ( T ) в простой дебаевской модели кристалла с фазовым переходом с учетом (1) получаем [4, 20]:

К ( Т ) = а

f -)2

VT У

■I

л x — xeT

e

^

— 1

1 γ ( х )

dx , (2)

V У

где α – коэффициент при интеграле теплопроводности, связанный с квадратом скорости фононов; θ – характеристическая температура кристалла (температура Дебая); γ ( x ) – сумма обратных времен релаксации, обусловленных рассеянием фононов в исходном (“идеальном”) кристалле ( γ 0), за счет механизмов структурного фазового перехода ( γС ), дефектов и их комплексов ( γk ) и за счет резонансного рассеяния на примесях ( γr ).

Для описания обратного времени релаксации, обусловленного рассеянием фононов на коллоидах (наночастицах) с радиусом r и концентрацией N можно воспользоваться следующим выражением [5, 13, 21]:

можно определить [14] в виде z = 2 + 2 П (такое же выражение, но другим способом было получено в [17]), что по своему значению близко к результату s -разложения z = 2 + сп

( с = 6 ln 3 - 1 » 0 , 73) и к значению z = 2 , 095 ± 0 , 008, полученному методом Монте-Карло [18] для однородной системы. В то же время согласно теории подобия [14,19]

Y k(x,r,N) = N M r 2 ■<

1 D \ — Ь 1+R ■ exp I— r ■ x ■ y

υ 0

r x У .

υ 0

, b >

r x y

υ 0

.

Здесь R– параметр, зависящий от упругих свойств коллоида и матрицы; b – постоянная, связанная с r ; М = п v 0 103; и 0, у , х – приведенные скорость, температура Дебая и частота фонона соответственно; x = ^to D , to D = к Б О / к -дебаевская часто та кристалла; kБ – постоянная Больцмана.

,Y—Р z = 2 +--и по данным опытов и расчетов температурного поведения проводимости сег-

Флуктуационный эффект биений в сегнетоэлектриках (эластиках)

В результате оптимального подбора параметров теории и модельных расчетов по

формулам (2) и (3) нами были сопоставлены данные теории и опытов для систем Hg2Cl2 и типа KDP (KH2PO4) и показано, что вблизи Tc в кристаллах типа KDP в целом ведущую роль играет квазиупругое рассеяние фононов γc (x) . Однако рассеяние на комплексах (коллоидах, доменах) – наноструктурах γk(x), наиболее интенсивно образующихся около температуры Tc , определяет условия появления и характер флуктуационного эффекта биений различных каналов рассеяния фононов. Для кристаллов типа KDP (ТС = 122К = Т3 = 121,99К) удалось подтвердить предположение о том, что “флуктуационный эффект биений” различных каналов рассеяния фононов приводит к особому поведению теплового сопротивления K(T) вблизи Tc в виде излома, полочки или весьма узкого пика ( yt = Т3 — Т2 * 0,2 ^ 0,3 К -максимум) на фоне широкого спада, прогиба или провала около Tc . В случае Hg2Cl2 наблюдается довольно широкий YT * 6 —10K несимметричный максимум, расположенный в области широкого AT * 80 -100K провала (критической аномалрии) с температурой фазового перехода Tc = 186K (рис. 1). Отметим, что на кристаллах триглицинсульфата (ТГС) в области температур AТ * 3 К около Тс при Т > 9 [6,7] наблюдается яркая узкая особенность (типа “провал”), видимо обусловленная эффектом “флуктуационных состояний” (или биений), требующая однако отдельного рассмотрения.

Таким образом, формулы (2) и (3) моделируют характер флуктуационного эффекта биений в кристаллах типа KDP, Нg2Cl2 (ТГС) и подтверждают его флуктуационное происхождение, определяя условия и область ДТ его проявления. В кристаллах Нg2Cl2 в частности в интервале A Т = 0 , 5 ° К около Т с возможны неустойчивые (метастабильные) состояния [22, 23]. Здесь важную роль играет соотношение времен релаксации фононов, связанных с кластерами γk (доменами) и цен-

Рис. 1. Температурная зависимость теплопроводности кристаллов Нg2Cl2 [6-8] Сплошные линии – результаты расчетов:

кривая 1 смещена вниз для наглядности - число коллоидов N 1 = 0 ,95( - 1014 см 3 ) и N 2 = 0 , 98

при T T c = 186 0 K и T T c соответственно (при T 2050 К , Y c Y k ); 2 - N 1 = 0 , 98 и N 2 = 1 , 2 ;

кривая 3 смещена вверх - N 1 = 0,98 (T > Tc) и N2 = 1,05 (или N2 = 1,07 , Yc > Yk для 1800 К < T < Tc) при T < Tc

тральным пиком γс . При этом сравнение результатов расчетов с данными опытов показывает, что кластеры (коллоиды) наиболее интенсивно образуются в достаточно широкой области температур (20 – 30 оК) около Тс. При переходе в низкосимметричную фазу происходит резкое незначительное увеличение их числа и затем концентрация кластеров уменьшается при т ^ 0 .

Таким образом, предложено модельное описание рассеяния фононов на точечных дефектах кристаллической решетки, на их комплексах, кластерах-наноструктурах и в целом развит подход к анализу влияния дефектов, кластеров (доменов), наночастиц на критическое поведение теплопроводности кристаллов около Тс на микроскопическом уровне.

Гигантское теплосопротивление в легированных кристаллах типа А2В6 В последнее время появились новые ин- тересные данные по аномальному поведению кривой теплопроводности K(T) для ряда кристаллов с нанокластерами, с комплексами дефектов, с коллоидами, другими возмож-ны-ми пространственно-коррелированными образованиями (системами), или со структурными фазовыми переходами. В частности, как было сказано во введении, на кристаллах селенида цинка (ZnSe: Ni) легированных никелем и кристаллах ZnSe: Fe недавно обнаружено гигантское теплосопротивление с максимумами при Т=15 К и Т=20 К соответственно [10-12]. Подобные явления наблюдаются на кристаллах НgSе: Fе с пространственно-коррелированной системой ионов железа [13].

Для описания обратного времени релаксации ( т Г = Yr ), определяющего резонансное рассеяние фононов на примесях можно использовать следующее выражение [5]:

Рис. 2. Температурная зависимость теплопроводности кристаллов ZnSe: эксперимент [10,11]. Обозначения (сверху вниз) 1,2 – чистый ZnSe; 3,7,8 – образцы ZnSe:Ni с различной концентрацией никеля: 3 – c 0 = 0 . 00043 (10 21 cm-3 ) , 7 - 0.036 , 8 - 0,10 . Результаты расчетов: для чистого кристалла (кривая 1); 4 - с фазовым переходом y c ^ 0 , Tc = 14 5 0 K ; 5 — Yc ^ 0 , Y r ^ 0 ( с о = 0 005 ); 6 — Y k ^ 0 , число коллоидов N = 1014 cm - 3 ; 7 и 8 - величины Yc и Y r подобраны в соответствии с данными опытов.

„-1 = n        c 0 D 0 ^r 0 ( xy ) 2 2

r = py*(x 2 - x 2 ) 2 + Г 2 (xy)2 n 2

• 10 8 c - 1 . (4)

Здесь с0 – концентрация примесей или дефектов (систем), ro D = yp ( p = 1013 с-1, Г 0 = 6, D 0 = 1 , 21 106), n = 4 или 1,2,3 и зависит от характера рассеяния фононов на резонансной частоте x 0 = ro 0 Ig>d , связанной с примесью, дефектом, с туннельными (спиновыми) уровнями или другими фононными резонансами (например, двухуровневые системы в спиновых стеклах).

Формулы (2) – (4) со скоростью релаксации y = Y о + Y c + Y k + Y r (выражения для γ 0 и γc были взяты согласно [1, 4]) использовались для расчетов кривой K ( T ) кристаллов ZnSe ( 0 = 2800 K ) сильно легированных никелем. Результаты расчетов сопоставляются с данными соответствующих экспериментов (рис. 2).

Рассчитанные кривые K(T) в целом качественно согласуются с поведением кривых теплопроводности исследуемых кристаллов. Однако, в теории слабо обозначены заметные на опыте перегибы на кривых 3 и 7 в области 17 - 300 К, связанные с yr. Еще менее заметны резонансы при т = 9 - ц0 к на кривых 7 и 8. Эти резонансы (справа и слева) слабо выражены, поскольку расположены непосредственно около минимумов теплопроводности (кривые 7 и 8), связанных с фазовым переходом при Тс = 14,50 К , наблюдающимся также на кривых 2 и 3. В теории влияние γс вблизи Тс несколько заметнее, чем на опыте, а положение минимума на кривой К(Т) смещено на 0,5 -10 К вправо относительно Тс. Значительное расхождение теории с экспериментом имеет место на кривых 7 и 8 при Т < 60 К. Возможно это связано с неоптимальным выбором параметров скоростей релаксации фононов на комплексах дефектов (коллоидах) γk и на границах образцов кристаллов. Однако, поведение кривых К(Т) в области низких температур ( т < 60 К) требует отдельного рассмотрения, тем более что при Т < 60 К на опыте на всех кривых имеется всего одна-две точки. Отметим, что развитая в работе теория удовлетворительно описывает поведение теплопроводности ZnSe:Ni, а подобранные в ходе вычислений параметры времен релаксации фононов от- вечают физически обоснованным представлениям о характере рассеяния тепловых фононов и стадиях дефектообразования, реализующихся в кристаллах типа А2В6 по мере их легирования [21].

Обсуждение и выводы

На основе формул типа Кубо-Гринвуда получено выражение, позволяющее рассчитать теплопроводность сегнетоэлектрических (эластических) кристаллов и полупроводников типа А2В6 на микроскопическом уровне. Предложены новые методы и модели для расчета тепловых свойств сегнетоэлектриков (эластиков) и кристаллов А2В6; проведен численный анализ влияния различных механизмов рассеяния фононов на температурную зависимость теплопроводности этих материалов. Таким образом, в работе:

  • -    разработана теория и построена модель флуктуационного эффекта биений и температурного поведения теплопроводности сегнетоэлектриков типа KDP (KH2PO4), ТГС (флуктуационные состояния) и сегнетоэластиков Hg2Cl2 вблизи структурного фазового перехода. Для кристаллов типа KDP удалось подтвердить предположение о том, что “флуктуационный эффект биений” различных каналов рассеяния фононов приводит к особому поведению теплового сопротивления K ( T ) вблизи Tc в виде излома, полочки или весьма узкого пика ( уТ « 0 , 2 ^ 0 , 3 К - максимум) на фоне широкого спада, прогиба или провала около Tc . Путем изменения величин управляющих параметров системы появляется возможность реализации различного температурного поведения теплового сопротивления и условий проявления эффекта биения;

  • -    дано объяснение эффекту гигантского теплосопротивления, обнаруженному в широкой области температур T = 10 ^ 30 0 K в легированных кристаллах ZnSe. Использованные при вычислении кривых К(Т) и s(Т) параметры времен релаксации носителей отвечают физически обоснованным представлениям о характере рассеяния тепловых фононов в легированных кристаллах ZnS и ZnSe.

Вместе с тем, в работе достигнуто качественное вполне приемлемое соответствие теории и эксперимента, которое имеет место для всех проведенных расчетов.

В заключение авторы выражают признательность коллегам В.П. Сахненко, А.С. Си-гову, Б.А. Струкову и С.А. Садыкову, обсуждавшим результаты настоящей работы и сделавшим ряд полезных замечаний по ходу ее оформления.

Список литературы Модели особенностей теплового сопротивления кристаллов с фазовыми переходами и дефектами

  • Алтухов В.И., Ростова А.Т., Казаров Б.А. Рассеяние фононов на точечных дефектах структуры, комплексах-наночастицах и типичные особенности теплового сопротивления реальных кристаллов и сегнетоэлектриков//Нано-и микросистемная техника. 2006. №3. 2006. №4.
  • Струков Б.А. Фазовые переходы в сегнетоэлектрических кристаллах с дефектами. Соросовский Образовательный Журнал//1996. №12.
  • Сигов А.С. Сегнетоэлектрические тонкие плёнки в микроэлектронике//Соросовский образовательный журнал. 1996. №10
  • Алтухов В.И. Симметрия и структурные фазовые переходы в кристаллах. СевКавГТУ: Ставрополь, 2003.
  • Алтухов В.И. Основы теории кинетических свойств кристаллов с дефектами и фазовыми переходами: диэлектрики и сегнетоэлектрики. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
  • Strukov B.A. and Belov A.A. Heat transport properties of order-disorder type ferroelectrics. Ferroelectrics, 126, Р. 299 (1992).
  • Strukov B.A. and Belov A.A. Heat transport properties of ferroelectrics and related materials. Phase transition. v. 51, p. 175 (1994).
  • Strukov B.A., Belov A.A. and Altukhov V.I. Study of phonon scattering processes in displacive ferroelectrics by means of heat conductivity measurement//Ferroelectrics. 159. Р. 25-30. (1994).
  • Altukhov V.I., Strukov B.A. The critical phonon scattering and peculiarities of the thermal conductivity in ferroelectrics//Cond. Matt. Phys. v. 5, № 4, pp. 769 -776. (2002).
  • Соколов В.И., Лончаков А.Т. Необычно сильное резонансное изменение низкотемпературной теплопроводности кристаллов ZnSе: Ni, обусловленное рассеянием фононов на индуцированных заряженными примесями ангармонических модах//ЖЭТФ, Письма. 2001. Т.73, вып.11-12.
  • Михеев В.М. Гигантское теплосопротивление ZnSе: Ni при низких температурах//Физика твердого тела. 2003. Т.45, вып. 2.
  • Лугуева Н.В., Лугуев С.М. Исследование влияния дефектов структуры на теплопроводность поликристаллических образцов ZnS, ZnSe, СdTе. Химия и компьютерное моделирование//Бутлеровские сообщения. Приложение к спецвыпуску. 2002. № 10.
  • Кулеев И.Г., Лончаков А.Т., Арапова И.Ю. Рассеяние фононов пространственно-коррелированной системой ионов железа и низкотемпературная аномалия теплопроводности кристаллов HgSe: Fe//Физика и техника полупроводников. 2000. Т. 34, вып. 4.
  • Алтухов В.И., Казаров Б.А., Тимченко О.В. Транспортное уравнение Бете-Солпитера и уравнения ренормгруппы для систем с когерентными состояниями и фазовым переходом//Сборник докладов межд. науч. конф. "Системный синтез и прикладная синергетика". Пятигорск, 2006.
  • Алтухов В.И., Казаров Б.А., Тимченко О.В. Оценка критического показателя теплопроводности в фоннонной модели структурного фазового перехода//Межвузовский научный сборник "Управление и информационные технологии". Пятигорск, 2006.
  • Алтухов В.И., Тимченко О.В. Критическая динамика и прямая оценка критических показателей в самосогласованной фононной модели сегнетоэлектрика. Межвузовский научный сборник "Управление и информационные технологии". Пятигорск. 2006.
  • Сахненко В.П., Тимонин П.Н. Критическая динамика изотропной фононной модели//ЖЭТФ. 1983. Т. 85. №4 (10). 1983. Т. 76. 1979. №1
  • Прудников В.В., Белим С.В., Осинцев Е.В., Федоренко А.А.//ФТТ. 1998. Т. 40. №8.
  • Стенли Г. Фазовые переходы и критические явления. М.: Мир. 1973.
  • Ростова А.Т., Казаров Б.А., Алтухов В.И. Математические модели и типичные особенности теплового сопротивления сегнетоэлектриков//Известия вузов Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2005. Приложение №2. г. Ростов-на-Дону.
  • Алтухов В.И., Казаров Б.А., Баландина Н.В. Модель флуктуационного эффекта и особенности теплового сопротивления кристаллов с дефектами и их комплексами-наноструктурами. Материалы IX Междисциплинарного, международного симпозиума "Фазовые превращения в твердых растворах и сплавах". Ростов-на-Дону: п. Лоо, 2006.
  • Вихнин В.С., Зайцев О.А. Фазовые переходы и динамические эффекты в кристаллах, обладающих одноячеечными потенциалами с многоямным возбужденным состоянием//ФТТ. 1997. Т.39. №3.
  • Изюмов Ю.А., Сыромятников В.Н. Фазовые переходы и симметрия кристаллов. М.: Наука, 1973.
Еще
Статья научная