Современная этническая идентичность калмыцкого этноса: влияние материальной культуры и ритуальных практик

Автор: Кольцов П.М., Батыров В.В., Умгаев С.А.

Журнал: Вестник Нижневартовского государственного университета @vestnik-nvsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 (65), 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам влияния материальной культуры и ритуальных практик на современную этническую идентичность калмыцкого народа. В настоящее время в Калмыкии происходит своеобразный этнический «ренессанс», который проявляет себя как в трансформации и реактуализации уже существующих этнических трендов, так и в конструировании (реконструировании) нео-этники, поиска новых мотивов этнической идентичности. Помимо этого, существует и местная «локальная» идентичность, ассоциация себя с административным районом проживания, каждый из которых обладает своей сложившейся этнокультурной спецификой. Подобные этнотрансформационные процессы отразились в смежной религиозной и гражданской принадлежности, во взгляде на свою историю и собственное место в этом мире. Специфика этнического «ренессанса» в современном калмыцком обществе связана с процессами этнокультурной адаптации калмыков среди народов Поволжья и Северного Кавказа после их прихода на Волгу в XVII в. В XIX-ХХ вв. сокращение пастбищных угодий привело к кризису кочевого хозяйства и вызвало постепенный переход калмыцкого народа на оседлый образ жизни. Однако калмыки не стали копировать жизненный уклад соседних - оседлых народов, а приспособили его к своим нуждам исходя из собственных представлений о мироустройстве. Этническая специфика отражается и в обрядах жизненного цикла, а также календарной обрядности. В родильной обрядности в настоящее время произошли изменение только в способах и месте проведения родов. Однако в дородовый период сохраняются налагаемые на женщину пищевые и поведенческие запреты. Таким образом, обособленное проживание калмыков в Нижнем Поволжье в иноэтничном, иноконфессиональном и иноязычном регионе, связанных общим происхождением, общей историей, обычаями и осознающих себя как единое целое с XIX в., привело к формированию своей этнической идентичности. Со второй половины ХХ в., когда калмыки постепенно утратили часть своих специфических особенностей это привело к изменению этнической идентичности. Процессы изменения различных аспектов этнической культуры и являют собой жизнь этноса, живой процесс его развития и преображения.

Еще

Калмыки, этническая идентичность, этнос, этнокультурное взаимодействие, традиционная культура, ритуальные и коммеморативные практики, кризис кочевого скотоводства

Короткий адрес: https://sciup.org/14129833

IDR: 14129833   |   DOI: 10.36906/2311-4444/24-1/10

Статья научная