Модификация реалистического идеала в художественной культуре России 1860-1930-х годов

Автор: Синявина Наталья Владимировна, Махович Елена Владимировна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: История культуры

Статья в выпуске: 5 (85), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется видоизменение реалистического идеала в отечественной художественной культуре второй половины XIX - первой трети ХХ века. Авторы подчёркивают, что актуализация интереса к реализму обусловлена разными факторами, среди которых и модные тенденции, присущие современному рынку искусства, и возможность оценки некоторых выполненных в реалистической манере работ вне политического/идеологического дискурса, и эксплицитно проявляемая ностальгия по советскому прошлому. Начало статьи посвящено рассмотрению идеала, лежащего в основании реализма, ретроспективно показана его динамика от барочного реализма XVII века до ортодоксального реализма XIX века. Далее анализируются работы теоретиков искусства и публицистов второй половины XIX века (Ж. Шанфлёри, П.-Ж. Прудона, И. Тэна), в которых представлено теоретическое обоснование данного художественного направления. Авторы статьи отмечают, что в русской живописи реализм как метод отражения действительности сформировался во второй половине XIX века в творчестве художников-передвижников. Далее анализируется когерентность двух вариантов реализма - критического и социалистического, подчёркивается сходство их тематики, ориентация на массового зрителя, но идейно-смысловое расхождение, связанное с различием целей, которые стояли перед русским и советским искусством. В заключение авторы делают вывод о том, что различные модификации реалистического идеала имманентны конкретному художественному стилю и социокультурному контексту.

Еще

Реализм, критический реализм, соцреализм, русская культура, советская культура, идеал

Короткий адрес: https://sciup.org/144161218

IDR: 144161218

Список литературы Модификация реалистического идеала в художественной культуре России 1860-1930-х годов

  • Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 2000. 704 с.
  • Горький М. Заключительная речь на Первом всесоюзном съезде советских писателей 1 сентября 1934 года [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_1934_zakluchtelnaya_rech.shtml
  • Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/boris_groys/gesamtkunstwerk_stalin/read
  • Декларация объединения «Октябрь» // Современная архитектура. 1928. № 3. С. 73-74.
  • Иезуитов А. Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1975. 172 с.
Статья научная