Могильник Юйхуанмяо и кочевнические культуры Южной Сибири
Автор: Шульга П.И.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522000
IDR: 14522000
Текст статьи Могильник Юйхуанмяо и кочевнические культуры Южной Сибири
На могильнике Юйхуанмяо китайскими археологами в 1980–1990-х гг. исследовано 400 погребений, датированных в рамках второй половины VII – VI в. до н.э. По количеству документированных находок Юйхуанмяо превосходит любой из известных могильников степного пояса Евразии и вполне сопоставим с собранием находок из раннескифских погребений второй половины VII – начала VI в. до н.э. от Урала до Монголии и Забайкалья.
В Юйхуанмяо обнаружено почти 18 тыс. бронзовых изделий, включая собственно китайские сосуды и оружие со средней Хуанхэ. Всего найдено 4 клевца гэ, 86 кинжалов, 305 бронзовых наконечников стрел, 137 ножей, 38 кельтов и топоров, 31 «долото», 108 шильев, 92 игольника, 22 бронзовых сосуда, детали конского снаряжения (18 комплектов удил, 19 псалиев, 10 распределителей и др.), поясная фурнитура (33 поясных застежки, 1 062 поясных обоймы и тысячи различных подвесок) [Могильники…, 2007]. Однако особенность могильника заключается в другом. По стратиграфии лессовых наносов достоверно установлено, что захоронения совершались последовательно: сначала в восточном направлении, а затем – в южном. Иными словами, на основной площади могильника каждое более южное захоронение является и более поздним. Значение этих материалов трудно переоценить: они впервые дают возможность достоверно проследить реально происходившую (а не предполагаемую) эволюцию инвентаря, звериного стиля и погребального обряда в течение полутора веков, в т.ч. в VI в. до н.э. Значительное количество китайского оружия и сосудов в погребениях культуры юйхуанмяо позволяет в перспективе синхронизировать кочевнические памятники Монголии и Южной Сибири с датированными древнекитайскими местонахождениями.
Погребальный обряд и инвентарь Юйхуанмяо имеет много общего с дворцовской культурой и плиточными могилами Забайкалья, несмотря на разделяющие их пустыню Гоби и большое расстояние (около 1,2 тыс. км) [Шульга, 2010]. При этом многие категории инвентаря, распространенные от Северного Китая до Забайкалья, были характерны только для восточной общности, а в культурах к западу не использовались. Многочисленные параллели выявлены в ходе сравнения погребального обряда Юйхуанмяо с изображениями на оленных камнях монголозабайкальского типа [Шульга, 2012]. В ушах воины из Юйхуанмяо, как и изображенные на оленных камнях, носили характерные для восточной общности кольцевидные серьги, к которым крепились бусины-подвески. На шее и у ключиц мужчин найдены ожерелья из бусин, пекторали или заменявшие их шейные бляхи в виде фигуры лошади или тигра. Набор и расположение оружия, изображенного на оленных камнях монголозабайкальского типа (тип I), совпадают с зафиксированными в погребениях ранних этапов Юйхуанмяо: топоры ( клевцы , кельты ) находились справа, а кинжалы слева; кинжалы и ножи составляли пары; гориты (колчаны) часто соседствовали с топорами. Почти по всем особенностям ранние захоронения в Юйхуанмяо и камни типа I соответствуют восточной общности и отличаются от культур, существовавших западней. Очевидно, среди основателей культуры юйхуанмяо было много выходцев из кочевой среды восточной части Монголии и Забайкалья, где распространены оленные камни монголо-забайкальского типа и «северные» черешковые трехгранно-трехлопастные наконечники (см. рисунок, А, 12-15 ).
Несомненный интерес представляют обнаруженные в Юйхуанмяо детали конского снаряжения, аналогичные находкам из Саяно-Алтая и северо-востока Казахстана. Перечислим их: восточные удила с рамкой повода (см. рисунок, А, 2; Б, 2 ), удила с окончаниями стремечковидной и пешко-
Алтай, Тува
Юйхуанмяо
Сравнительная таблица находок из могильника Юйхуанмяо ( А, 1–15 ) и инвентаря VII–VI вв. до н.э. из Тувы ( Б, 1, 8–15 ) и Горного Алтая ( Б, 2–7 ) ( А, 8; Б, 9, 10 – золото; остальное – бронза).
видной формы (см. рисунок, А, 2, 3; Б, 2, 3), сбруйные кольца (см. рисунок, А, 1а; Б, 1а). Такие предметы в большом количестве найдены в Минусинской котловине [Членова, 1967, табл. 16; Шульга, 2010, рис. 76]. В Туве они обнаружены вместе в кургане 18 могильника Темир-Суг-1 (вторая половина VI в. до н.э.), отличающегося восточными чертами в погре- бальном обряде (см. рисунок, Б, 1, 1а) [Кушакова, Чугунов, 2010]. Судя по материалам однокультурного могильника Бэйсиньбао, расположенного неподалеку от Юйхуанмяо, рамки повода на концах удил вскоре начали уменьшаться, появились удила без рамки и с крупными кольцами на концах [Ковалев, 2002, рис. 4, 15, 16]. В Южной Сибири аналогичная эволюция окончаний удил хорошо прослеживается на материалах из Минусинской котловины [Шульга, 2010, рис. 76]. В Туве (Аржан-2 и др.) встречаются поясные обоймы и пекторали, подобные обнаруженным в Юйхуанмяо (см. рисунок, А, 8–10; Б, 8–10) [Čugunov, Parzinger, Nagler, 2010].
Все перечисленные детали конского снаряжения и поясной фурнитуры, наконечники стрел и украшения существовали в культурах, распространенных от Алтая и Минусинской котловины до Северного Китая в VII–VI вв. до н.э. Однако некоторые категории вещей появились в Юйхуанмяо значительно раньше, нежели на Саяно-Алтае. Так, вставлявшиеся в кольца удил двудырчатые псалии в Юйхуанмяо полностью вытеснили трехдырчатые псалии уже в середине VII в. до н.э. (см. рисунок, А, 2 ). На Саяно-Алтае и в Казахстане это произошло только в середине VI в. до н.э. Несколько раньше (в начале VI в. до н.э.) появились и удила с отдельной рамкой повода (см. рисунок, А, 1 ). Найденные в ранних погребениях Юйхуанмяо черешковые трехгранно-трехлопас-тные наконечники стрел с башневидной или сводчатой головкой и зубчатыми выемками в основании бойка (см. рисунок, А, 13–15 ) и поясные пряжки-застежки с выступающим вперед носиком старше подобных изделий из памятников Алтая и Тувы на 1,5–2 века. Примерно на 100 лет раньше в Юйхуанмяо начали использовать кинжалы с бабочковидным перекрестием, в т.ч. с навершием в виде двух противопоставленных существ (см. рисунок, А, 11 ). Самым же необычным для археологов, работающих на постсоветском пространстве, является обнаружение в Юйхуанмяо накладок на лук с характерным вырезом и костяных свистунок с наконечниками стрел, появившихся на Саяно-Алтае только через 450–500 лет с распространением культуры хунну. Подчеркнем, что все наблюдения синхронности и асинхронности бытования определенных категорий инвентаря стали возможны благодаря богатейшим материалам могильника Юйхуанмяо с достоверной относительной хронологией. Они демонстрируют органичный сплав культуры древних китайцев со скифоидными культурами Северного Китая, а также их связь с кочевниками Монголии и Южной Сибири. Все это дает реальную возможность сформировать целостную картину взаимодействия народов этих территорий в VII–VI вв. до н.э.