Могильник вандаху культуры янлан в Нинся-Хуэйском автономном районе КНР

Бесплатный доступ

На сегодняшний момент регион китайского северо-запада остается белым пятном для русскоязычных археологов. Материалы по этой части КНР довольно редко публикуются, причиной тому нередко становится языковой барьер. В данной работе авторы попытаются кратко осветить некоторые аспекты материальной и духовной культуры ранних кочевников, которые оставили археологические памятники на рубеже пров. Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района. Скифоидная культура янлан VI-III вв. до н.э. относится к числу достаточно хорошо изученных и значимых этнокультурных образований Северного Китая (при этом прослеживается явное сходство описываемой культуры с соседней маоцингоу и, в меньшей степени, культурами скифо-сибирского круга). Памятники культуры янлан оставлены кочевниками (хотя судить о полном отсутствии иных форм хозяйствования мы не можем), долгое время противостоявшими экспансии соседнего царства Цинь, что говорит о высоком уровне организации общества, способного выставить значительное войско. Могильник Вандаху (у. Пэнъян Нинся Хуэйского автономного района, в 5-7 км к юго-востоку от г. Гуюань) с захоронениями воинов колесничих служит тому ярким подтверждением. Особый интерес представляет скифоидный облик многих деталей конского убранства, оружия, воинского снаряжения, а также искусства. Решение этой проблемы невозможно без публикации материалов культуры янлан, почти не известной русскоязычным исследователям. Данная статья является своего рода анонсом авторов начатой работы в этом направлении.

Еще

Культура янлан, ранние кочевники, северный китай, могильник вандаху, нинся-хуэйский автономный район

Короткий адрес: https://sciup.org/145145597

IDR: 145145597   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.649-656

Список литературы Могильник вандаху культуры янлан в Нинся-Хуэйском автономном районе КНР

  • Институт археологии и культурного наследия Нинся-Хуэйского АР, Управления по делам культурного наследия уезда Пэнъян. Вандаху юй Цзюлуншань – бэйфан цинтун вэньхуа муди (Вандаху и Цзюлуншань – могильники культуры северных бронз) (в 2 т.). – Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2016. – 842 с. (на кит. яз.).
  • Ло Фэн, Чжун Кань, Хань Кунлэ. Нинся Гуюань цзиннянь фасянь дэ бэйфанси цинтунци (Северные бронзы, найденные в последние годы в уезде Гуюань, Нинся) // Каогу. – 1990. – № 5. – С. 403–414 (на кит. яз.).
  • Могильников В.А. Население Верхнего Приобья в середине – второй половине I тысячелетия до н.э. – М.: Пушкинский науч. центр РАН, 1997. – 196 с.
  • Сюй Чэн, Ли Цзиньцзэн, Вэй Чжун, Хань Сяоман, Янь Шичжун. Нинся Гуюань Янлан вэньхуа муди (Мгильник бронзовой культуры Янлан в у. Гуюань, Нинся) // Каогу сюэбао. – 1993. – № 3. – С. 13–56 (на кит. яз.).
  • Троицкая Т.Н., Бородовский А.П. Большереченская культура лесостепного Приобья. – Новосибирск: Наука,Сиб. издат. фирма, 1994. – 184 с.
  • У Энь. Янлан вэньхуа (Культура Янлан) // Археология Китая. О двух Чжоу. – Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубань, 2004. – С. 540–548 (на кит. яз.).
  • Фролов Я.В. Погребальный обряд населения Барнаульского Приобья в VI в. до н.э. – II в. н.э. (по данным грунтовых могильников). – Барнаул: Азбука, 2008. – 479 с.: ил.
  • Чжун Кань, Хань Кунлэ. Нинся наньбу чуньцю чжаньго шици дэ цинтун вэньхуа (Культура бронз периода Чуньцю-Чжаньго в южной части Нинся). – Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1985. – 253 с. (на кит. яз.).
  • Чжун Кань, Чэнь Сяохуа. Нинся Пэнъян Юйцзячжуан муди (Могильник Юйцзячжуан в волости Пэнпу уезда Гуюань, Нинся) // Каогу сюэбао. – 1995. – № 1. – С. 79–107 (на кит. яз.).
  • Шульга П.И., Уманский А.П., Могильников В.А. Новотроицкий некрополь. – Барнаул: Изд-во Алт. гос.ун-та, 2009. – 329 с.
  • Ян Цзяньхуа. Чуньцю Чжаньго шици Чжунго бэйфан вэньхуадай дэ синчэн (Формирование археологических культур северного пояса Китая в периоды Чуньцю и Чжаньго). – Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2004. – 219 с. (на кит. яз.).
Еще
Статья научная