Моя столица

Автор: Кудрявцев Федор

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Тренды и прогнозы

Статья в выпуске: 8 (112), 2011 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142170220

IDR: 142170220

Текст статьи Моя столица

Столица — это больше, чем город, где находится правительство. Так считает Федор Кудрявцев, член Международного общества градостроителей.

ственное пространство, которое доминировало в городе. Или огромный цирк в Таррако, столице крупнейшей испанской провинции Древнего Рима, на этой территории сейчас располагается центр города Таррагона.

Третья функция — экономическая. Столицы всегда были центрами деловой жизни. Где много людей, там развивается торговля, появляются банки, биржи и т. д. Нередко столица отражала представления об«идеальном городе». Например, императорский Пекин, спланированный в соответствии с представлениями фэн-шуй о некотором «правильном», благоприятном построении пространства. Или Москва, провозглашенная в свое время Третьим Римом. До точного копирования Рима или Константинополя дело не дошло, но образ «Горнего Иерусалима», несомненно, присутствовал в головах архитекторов, строивших в Москве величественные храмы.

лабораторией

градостроительных исследований МАРХИ, член Международного общества градостроителей ISOCARP

— Какие функции выполняет столичный город?

— Во все времена и во всех государствах столицы выполняли несколько функций. Прежде всего, здесь размещались органы государственного управления. Императорский или царский двор, правительство, сенат в Римской империи и т. д.

Другая функция — общественная. В столицах строили крупнейшие храмы, предусматривали огромные площади, где могли собираться люди, цирки, бани и т. п. Современные города, с точки зрения организации общественных го-

Александр ТРУШИН

родских пространств, до уровня античных городов далеко не дотягивают. Пример — Пальмира, прекрасный древний город на Ближнем Востоке, в котором была главная улица длиной более километра — с портиками, променадами с колоннами, овальной площадью, — грандиозное обще-

Чаще в истории наблюдалось совмещение всех этих функций в одном городе. Разумеется, есть и исключения. Скажем, Иван Грозный на какое-то время перенес столицу из Москвы в Александровскую слободу. Но ненадолго. Другое исключение — Вашингтон в Северной Америке. Город, в котором располагались изначально только административные учреждения, до сих пор размещается в тех же отведенных ему в XVIII веке границах, и постоянное население его невелико — 0,6 млн человек. Постепенно и Вашингтон, наряду с Нью-Йорком, тоже начинает приобретать экономическое значение в жизни США.

Нередко бывает, что столица не является экономическим центром страны. Например, в современной Германии Берлин — политический центр, а Франкфурт-на-Майне — общепризнанный финансовый центр.

— А почему один город становится столицей, другой — нет?

Непереносимый центр

В Москве, на Краснопресненской набережной, громоздятся небоскребы Сити. Здесь задумывался международный деловой центр.

«Прямые инвестиции» опросили финансовых аналитиков, целесообразно ли создание МФЦ за пределами Москвы на Рублево-Архангельском направлении.

Нельзя перенести то, чего нет

Юрий ДАНИЛОВ, директор фонда «Центр развития фондового рынка»: — Мы хотели построить на базе нашего финансового рынка международный финансовый центр. Но пока его нет. А если нет, то и переместить его куда-то невозможно. Я напомню, что произошло с проектом МФЦ. В течение 2009–2010 годов по плану создания МФЦ должны были разработать и принять 24 закона. На данный момент в правительство были внесены только восемь законопроектов, то есть одна треть. Из них два прошли все

процедуры и стали законами. Результат: два из 24!

В новом месте, конечно, можно построить некие здания. Но международный финансовый центр — это не здания, а центр притяжения международных капиталов. Они притягиваются к эффективным инфраструктурам, к биржам, к благоприятному инвестиционному климату, к защищающим инвесторов законодательству и правоприменению. МФЦ нельзя «пощупать». Но можно ощутить благоприятные последствия его существования. Вот приезжают иностранные бизнесмены, чтобы занять денег у российских компаний.

Или наоборот, чтобы вложить свои деньги в российские предприятия. И делается это на основе взаимной выгоды, которую должны получать и инвесторы, и российские предприятия, и граждане в рамках российской юрисдикции. Как это проис- ходит в Швейцарии, США, Китае и других развитых и развивающихся странах, где есть МФЦ.

Если выводить, то в Молжаниново

Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, завкафедрой территориального развития Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, член Общественной палаты РФ:

— Вывод финансово-делового центра из Москвы неизбежен, поскольку в своем сегодняшнем состоянии столица России нисколько не соответствует требованиям к узлу активности искомого класса. Ведомства, занятые финансами, торговлей и производством, вполне могли бы найти себе место в том же ядре. Это звучит разумно, тем более что появляется шанс обрести действительно современный

— Все-таки формирование и развитие мировых столиц в большей степени связано с политической организацией стран. Берлин стал столицей Германии, потому что Восточная Пруссия в XIX веке оказалась политически сильнее окружавших ее других немецких княжеств. Так же и Москва, казалось бы, не имела никаких особых преимуществ перед другими русскими городами в средние века. Не стояла на пересечении мировых торговых путей, не имела развитой торговли, ремесленничества. Скажем, Дмитров успешно торговал с зарубежными городами. А Коломна занимает более выгодное положение у слияния рек Москвы и Оки, что необходимо для развития торговли. Но получилось так, что политическое влияние Москвы оказалось сильнее, чем у других городов, и это проявилось в исторической функции Москвы — собирании русских земель.

В столицах крупных государств ярко проявляется синергетический эффект. Сюда стекаются люди из разных городов и регионов, со своими традициями, интересами, потребностями. Все это взаимодействует одно с другим, переплавляется, из этого рождается облик столицы, воплощающий образ именно этой страны. Чем больше значение города, тем больше он притягивает людей, и чем больше притягивает — тем крупнее он становится. Формирование столицы страны, вероятно, не просчитывается только чисто экономическими или финансовыми факторами. Было бы очень просто тогда рассчитать экономическую модель развития — хоть на столетия вперед. Но есть еще и чрезвычайно важные для жизни людей субъективные факторы.

Такова и Москва. Неправы те, кто считает, что Москва — это не Россия. Конечно, у нас «что ни город, то норов». Владимир — это Владимир, Тверь — это Тверь. А вот общий символ, общий дух всех городов русских почувствовать можно только в Москве.

Функции, которые выполняет столица в жизни государства, в разные эпохи могут быть различными, их набор может быть более или менее полным, они не всегда присутствуют в полном комплекте. Но безусловно, столица всегда должна иметь хорошее транспортное сообщение с другими городами и странами.

Конечно, Москва, можно сказать, перенасыщена функциями. Москва — это «наше все». Это административный, общественный, экономический, торговый, научный, культурный и т. д. центр. Кроме того, еще и крупнейший транспортный узел — таких примеров в мире, пожалуй, больше нет.

— Кремль во всех русских городах был центром жизни?

— Да. Но никогда в истории эти сооружения не служили для «отгораживания» власти от горожан. Напротив, вход в Кремль для жителей всегда был открыт. Это сейчас невозможно попасть в Московский Кремль. Я не понимаю, почему я, русский человек, не могу зайти помолиться в Успенском соборе, показать детям прекрасные архитектурные сооружения. Соборная площадь в Кремле — центр центров, сердце России. И ступить на нее сейчас невозможно.

Столица — это образ. В самом широком понимании слова. Символ государства, символ страны, символ народа. Я согласен со многими моими коллегами, считающими, что перенос столицы из одного места в другое — это не техническая задача. Это может вызвать серьезные сдвиги в сознании людей, в культуре, в понимании преемственности истории. Какая бы Москва ни была переполненная, перенасыщенная, неудобная для передвижения по ней на автомобиле — но это Москва, наша столица. Вот ее и нужно благоустроить. А если начать ее передвигать, потерять можно гораздо больше, чем приобрести.

офисный центр, пригодный для проведения многотысячных конгрессов вне столичной суеты. Очевидно, однако, что международный центр должен быть расположен либо совсем рядом с аэропортом, либо быть связан с аэропортом скоростной, суперсовременной рельсовой линией, как это сделано в Шанхае. Выбор невелик: рядом с Внуково найти удобную площадку в несколько сотен гектаров затруднительно, рядом с Домодедово — сложно, да и комфортную связь с Москвой и ее культурными ценностями обеспечить сложно. Остается, пожалуй, одно удобное место — Молжаниново, на полпути между Химками и Шереметьево, тем более что расширенное в черте Москвы Ленинградское шоссе уже решено продлить до съезда к аэропорту. Так или иначе, боюсь, что г-н Кудрин поторопился с утверждением, будто можно обойтись без серьезных бюджетных затрат на подготовку и создание административно-финансового центра.

Подальше от правительства Игорь НИКОЛАЕВ, партнер, директор департамента стратегического анализа ФБК:

— Я не вижу необходимости что-то строить дополнительно для размещения международного финансового центра. Зданий, уже построенных в Сити на Краснопресненской набережной, вполне достаточно. Главное — это то, что МФЦ — это не здания. Капиталы будут приходить и приходят туда, где есть развитые финансовые институты. Сделать так, чтобы инвесторы захотели вкладывать деньги в нашу страну, — это более сложная задача, чем строительство небоскреба.

Конечно, в Сити на Краснопресненской есть проблемы, например с парковкой. Но почему все решили, что инвесторы и работники этого центра обязательно должны ездить на персональных авто? Кто бывал в лондонском Сити, тот знает, что там передвигаются либо пешком, либо общественным транспортом. И никто от этого не страдает, все нормально функционирует.

Международному финансовому центру вовсе не нужна близость к правительству, Центральному банку или Минфину. Он может существовать автономно от госучреждений. Это чиновники придумали расположить МФЦ поближе к местам, где они живут. Наверное, в расчете на то, что, выйдя из своих министерств после отставки, они смогут устроиться на работу в МФЦ.

Статья