Молодежь и религия в контексте национальной безопасности России

Автор: Муругова Татьяна Игоревна, Дубинина Эльвира Вагизовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Школа молодого этнополитолога

Статья в выпуске: 1, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается роль религии в жизни современной молодежи. Религия является одним из источников морально-нравственных ценностей, объединяющих общество, однако она может стать и фактором разъединения, чему способствует активизация религиозных экстремистских движений, вовлекающих молодежь в свою деятельность, пропагандируя ненависть и вражду. Перед молодежью стоит сложный выбор - придерживаться традиционных религиозных взглядов или стать участником псевдорелигиозных экстремистских организаций. Преодоление религиозного экстремизма является важным условием укрепления национальной безопасности России.

Религия как социальный регулятор, религиозность современной молодежи, религиозные секты, религиозный экстремизм и терроризм, национальная безопасность

Короткий адрес: https://sciup.org/170174567

IDR: 170174567   |   DOI: 10.31171/vlast.v29i1.7958

Текст научной статьи Молодежь и религия в контексте национальной безопасности России

Д уховно-нравственное образование и воспитание на основе морально-нравственных ценностей и норм являются важнейшими аспектами в развитии личности, оказывающими не посредственное влияние на все стороны и формы взаимоотношений индивида с миром: его мировоззрение, культуру по ведения, эмоциональное развитие. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. В частности, религия способствует развитию таких человеческих качеств, ка кгуманизм, альтруизм, уважение прав и свобод других людей, доброжелательность, учит самодисциплине и самоконтролю.

В последние десятилетия стали актуальными не только вопросы влияния религии на формирование личностной направленности молодых людей, но и развитие религиозного радикализма в молодежной среде. Молодежное религиозное сознание находится в фокусе внимания отечественных и зарубежных ученых. Однако, как отмечают И.А. Савченко, Л.А. Снегирева, С.В. Устинкин в российской науке вопросы молодежи и религии и молодежного религиозного радикализма на данный момент рассматриваются как две независимые друг от друга проблемы, в то время как в зарубежной науке они в ряде случаев пересекаются. Во многих зарубежных работах высказывается мнение, что рост религиозного, прежде всего исламского, фундаментализма связан с общим ослаблением христианства [Савченко, Снегирева, Устинкин 2017: 32].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. №683, деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию рассматривается как одна из основных угроз государственной и общественной безопасности1. В Стратегии отмечено, что деятельность подобных организаций направлена на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Нынешняя социокультурная ситуация как во все м мире, та к и в отдельной стране характеризуется ростом «религиозно окрашенных» событий. Исследователи отмечают, что молодежи присущ определенный ценностный максимализм и нетерпение к представителям не своей веры и конфессии, что порождает проблему стереотипизации в области этнорелигиозных отношений [Ивлева, Курилов, Россман 2018: 482]. Поэтому, на наш взгляд, религиозные установки современной молодежи становятся сего дня одним из важных аспектов в обеспечении национальной безопасности государства.

Современное поколение существует в идеологическом и мировоззренческом плюрализме, который, в свою очередь, характеризует современную религиозную ситуацию, основные очертания которой возникли в начале 1990- х годов, когда изменилось отношение к религии как социальному институту, что привело к «росту интерес а молодежи к религии и оккультизму».

Анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН показал, что молодежь (14 – 25 лет) отождествляет себя с религией в меньшей степени, чем другие возрастные группы [Рощина 2018: 104].

2016 г.

Рисунок 1. Динамика доли респондентов ( молодежи в возрасте <=25 лет), считающих себя верующим и или скорее верующими, 2014– 2016 гг., %

Как видно из данных, представленных н а рисунке 1, доля считающих себя верующим и или скорее верующими среди молодежи с 14 до 25 лет в 2014 году составила 74 %, а в 2016 году – 62 %, что говорит о том, что роль религии как нравственного ориентира для подрастающего поколения ослабевает.

Результаты опроса, проведенного в 2019 году Всероссийским центром изучения общественного мнения, свидетельствуют о том, что наиболее распростра- ненной религией среди российских граждан является православие, его приверженцами являются 23 % молодежи от 18 до 24 лет. Что касается религиозности, то 37 % молодежи заявляют, что они неверующие1.

С одной стороны, традиционная религия является социальным регулятором, предписывая человеку определенные правила поведения и ограничения: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», а с другой – сегодня широкое распространение получили «псевдорелигии», и именно молодые люди, становясь их приверженцами, часто оказываются жертвами религиозного экстремизма и терроризма, что в 21 веке стало одним из главных вызовов для всей мировой системы.

Сектовед профессор А.Л. Дворкин представил данные по самым опасным сектам в России, к которым он относит, прежде всего, неопятидесятников (харизматиков), саентологов, кришнаитов, мунитов, секту Григория Грабового2. Также активно функционируют такие секты как Свидетели Иеговы (квазихри-стианские), Аум Синрикё (квазибуддийские), ИГИЛ (исламистские).

По оценке профессора А.Л. Дворкина в России активно действует от 80 до 500 деструктивных организаций. Вовлечены в них от 1 до 5 млн россиян, и 70 % – это молодежь в возрасте от 18 до 27 лет. Опасность данных движений заключается в то м, что они оказывают деструктивное воздействие н а личность: люди, посещающие секты, осознают себя сверхлюдьми, все остальные – «неполноценные», впоследствии происходит развитие агрессии, вражды и ненависти по отношению к обществу.

Широкое распространение получило движение ваххабитов, проповедующее традиции лжи и насилия. Ваххабиты настаивают на том, что настоящий мусульманин должен постоянно вести войну за веру с представителями других религий и мусульманами, которые не поддерживают их взгляды. По данным РИА Новости, количество ваххабитов в России в 2013 году составляло около 700 тысяч человек.

Ваххабиты делают ставку на молодежь. Идеи ваххабизма и агрессивная практика их распространения нередко обостряют противоречия между родителями и детьми – сторонниками ваххабизма, провоцируют столкновения между верующими.

Стремительное распространение получила террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Основную часть лиц, присоединяющихся к рядам ИГИЛ (запрещенная в РФ), составляет молодежь, не имеющая религиозных знаний и неправильно понимающая идею джихада. Террористическая организация искажает ислам ради собственных интересов и стремится доказать всем, что ИГИЛ (запрещенная в РФ) является единственным представителем «истинного» ислама. Организация путем псевдорелигиозного образования распространяет свою идеологию среди широких слоев населения, в том числе и молодежи.

По словам Генерального прокурора РФ И.В. Краснова в 2019 году было зафиксировано 585 экстремистских преступлений, что почт и вдвое ниже слу- чаев, зарегистрированных в 2018 году, в том числе вдвое снизилось количество уголовно наказуемых экстремистских проявлений1.

В 2020 году эпидемиологическая ситуация оказала крайне негативное влияние н а распространение экстремистских преступлений. Совет Безопасности России отмечает, что в условиях сложной социальной и экономической ситуации, вызванной, в частности, эпидемией коронавируса, зафиксирован рост экстремистских преступлений. Так, в январе – апреле 2020 года зарегистрировано 263 преступления, что почт и на треть больше, чем за аналогичный период 2019 года, около поло вины этих преступлений связаны с призывами к экстремизму в сети Интернет, но почти 10 % – это насильственные преступления – хулиганство, у гроза убийством и побои, совершенные на основе политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды2.

Подводя итог, подчеркнем, что сохранение и приумножение традиционных российских духовно–нравственных ценностей как основы российского общества признаны стратегическими целями в обеспечении национальной безопасности России. Духовно-нравственнуюкультуру России невозможно представить без религии. Однако на сегодняшний день существует остра я проблема развития религиозного экстремизма среди молодежи. Под влиянием различных факторов (социальных, политических, экономических) радикальные взгляды и убеждения легче формируются в молодежной среде. Молодые граждане все чаще пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, что требует от органов государственной власти и институтов гражданского общества повышенного внимания к проблеме регулирования этно-конфессиональных отношений в молодежной среде, в том числе и через религиозное просвещение.

Статья публикуется при поддержке Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан (грант Фонда президентских грантов 19-2-022447).

Список литературы Молодежь и религия в контексте национальной безопасности России

  • Егоров И. 2020. Заместитель секретаря Совбеза РФ - о новой Концепции общественной безопасности России. - Российская газета. 21.05. С.7. Доступ: https://rg.ru/2020/05/20/grebenkin-pandemiia-covid-19-stala-signalom-dlia-aktivizacii-moshennikov.html (проверено 05.09.2020)
  • Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Россман В.И. 2018. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования. - Вестник Российского университета дружбы народов. № 3. С. 481 - 493
  • Православная вера и таинство крещения. Опрос ВЦИОМ от 14 августа 2019 г. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pravoslavnaya-vera-i-tainstvo-kreshheniya (проверено 04.09.2020)
  • Рощина Я.М. 2018. Роль религии в жизни россиян. - Вестник Росс ийского мо ниторинга э кономическо го положен ия и здоро вья населе ния НИУ ВШЭ. № 8. С. 100-112
  • Савченко И.А., Снегирева Л.А., Устинкин С.В. 2017. Трансформация молодежного религиозного сознания: тенденции и противоречия. - Власть. №5. С. 29-35
  • Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" - КонсультантПлюс: справочная правовая система. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/82e3980c79908d189a4841285a57a0324d69edfc/ (проверено 10.09.2020)
  • Число экстремистских преступлений за 2019 год сократилось вдвое. Рамблер/новости от 17 марта 2020 г. Доступ: https://news.rambler.ru/crime/43860219-chislo-ekstremistskih-prestupleniy-za-2019-god-sokratilos-vdvoe/ (проверено 05.09.2020)
  • Шесть самых опасных сект в России. Духовное сопротивление. Доступ:http://xn-80aaollp3age.xn-p1ai/articles/6_samyh_opasnyh_sekt_v_rossii/ (проверено 04.09.2020)
Еще
Статья научная