Молодежная преступность как следствие глобальных процессов современности

Автор: Репецкая Анна Леонидовна, Анисимов Андрей Геннадьевич

Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd

Рубрика: Взгляд. Размышления. Точка зрения

Статья в выпуске: 1, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140195822

IDR: 140195822

Текст статьи Молодежная преступность как следствие глобальных процессов современности

^1а фоне всеобщей глобализации, информатизации общества мировые тенденции и процессы напрямую затрагивают и Россию. Не говорить о таких процессах, значит не пытаться понять всю целостность мира, его социальных механизмов, их влияния на частные локальные процессы отдельных обществ, в частности общероссийского, а также отдельных регионов.

В последнее время представляется очевидным влияние процессов глобализации на нашу жизнь в целом. Между тем преступность существует не только в России, но и в мире в целом. Вероятно, и детерминируется она одними и теми же факторами.

Наше общество постепенно втягивается в мировую экономику, выходит на мировую арену и неизбежно начинает подвергаться влиянию мировых процессов, в частности процессу глобализации. Многим этот процесс кажется чем-то отдаленным, не привязанным к процессам российской действительности, но это не совсем так.

Россия - удивительный хозяйственный континент, парадоксальным образом соединяющий в себе структурные черты как сырьевого Юга, так и высокотехнологичного Севера.1

Ряд структурных черт в социальноэкономической российской реальности напоминает ту часть глобального сообщества, которую можно назвать Югом, характеризующимся как сырьевой придаток более развитых стран в об- щем и в частности такими особенностями, как:

  • •    разрушение традиционной системы ценностей, поверхностная «вестернизация», нарастающие издержки от проникновения идеологии общества потребления;

  • •    низкие показатели качества и уровня жизни, резкое расслоение общества, общее ослабление социальной ткани; криминализация социума;

  • •    сепаратизм, межэтнические про-тиворечия.2

Российской действительности присущи и черты Севера, доставшиеся в наследство от советской системы и не разрушенные до конца. В этом заключаются двойственность российской действительности, ее неоднозначность и сложность.

Многие авторы, говоря о современном российском обществе, отмечают его деградацию как в культурном, так и в социальном и интеллектуальном планах на фоне прошлых советских лет. Примером такой деградации может служить экспансия идеологии общества потребления, западной культуры, ее внешних проявлений, а также культуры уголовной и их интеграция, которая в итоге замещает культуру традиционную. Тревожным симптомом является распространение в обществе элементов преступной субкультуры. Из жаргона преступников слова «отморозок», «беспредел», «крыша», «мочить», «наезд» переместились в обыденную речь, публи- кации СМИ, стали использоваться политиками, депутатами, руководителями различных уровней.3

Свидетельством экономической деградации выступают рост инфляции, обесценивание рубля, сырьевая экономика и др. Деградация в социальном плане выражена уменьшением рождаемости и преобладанием смертности в России, то есть депопуляцией населения Российской Федерации на фоне последних лет.4

Перечисленное выше дает основания считать, что российское общество подвержено на современном этапе деградации, что неизбежно ведет к ряду социально-экономических процессов, в частности к депопуляции и как следствие – старению населения. Высокий общий уровень образования общества, доставшийся как наследие советской системы образования, ведет к нехватке неквалифицированной рабочей силы, ведь человек с высшим образованием не будет заниматься неквалифицированным тяжелым трудом; это порождает, в свою очередь, потребность России в рабочей силе, следствием чего является трудовая миграция.

Влияние старения населения на рынок труда и рабочей силы усугубляется и более ранним уходом на пенсию, добровольным уходом с рынка труда, увеличением времени, затрачиваемого молодежью на образование с отрывом от производства, и структурной безработицей.

Таким образом, соотношение работающих и неработающих граждан, а также работающих иностранцев стало изменяться в пользу последних, увеличивая финансовое давление на страны всеобщего благосостояния5.

Трудовая миграция обостряет этнические противоречия, которые существуют в социуме в ответ на социальную деградацию общества. Вспомним яркий пример дофашистской Германии, когда трудовая миграция обострила межэтнические противоречия, вызвавшие сначала волну преступности, а затем и более серьезные последствия.

Новый уровень иммиграции принес новые модели в социальные стратификации. В начале ХХ в. больше всего это затронуло Швецию и Германию. В обоих государствах доля иностранцев среди населения в конце XIX в. была крайне мала: 0,1% в Швеции и 0,5% в Германии, а в последующие 30-40 лет эти показатели выросли до 0,4% в Швеции в 1920 г. и до 1,9% в Германии в 1910 г.6

Этот яркий пример начала прошлого века на сегодняшний день очевиден и лишен каких-либо эмоциональных оценок вследствие его отдаленности во времени. Если присмотреться, можно с достаточной уверенностью заявить, что межэтнические противоречия и как следствие приход фашистов к власти произошли в результате действия глобальных механизмов. Во-первых, германский послевоенный кризис, деградация общества породили потребность в трудовых мигрантах. Трудовые мигранты (это, кстати, не были евреи) «оттянули» рабочие места у маргинальных слоев коренного населения, обострив межэтнические противоречия, вызвав всплеск преступности. Как следствие – сформировались определенные, в основном молодежные, преступные группировки, оказавшиеся восприимчивыми к фашистским идеям, на которых уже, в свою очередь, сыграли Адольф Гитлер и его партия.

Стоит сказать, что глобализация усилила во много раз подобные явления, в частности миграцию населения. Мир, особенно после краха «железного занавеса» в ХХ в., вплотную столкнулся с явлением массовой миграции населения и стал более мобилен. В частности, Россия столкнулась с волной эмигрантов, нелегальных рабочих – «гастарбайтеров», торговцев не только из стран бывшего СССР, но и Китая и других стран Юго-Восточной Азии, которые изменили кардинальным образом ситуацию на рынке труда в России.

Необходимо отметить, что мигранты в целом совершают незначительное число преступлений, но они своим присутствием на рынке труда страны детерминируют их совершение коренным населением. Это происходит потому, что мигранты вытесняют местных граждан из определенных сфер занятости, поскольку они более эффективно внедряются в социум за счет большей социальной активности, приспособляемости и конкурентоспособности, так как условия жизни внутри их родной страны являются более жесткими и способствуют выработке этих качеств. Естественно мигранты готовы работать больше за меньшие деньги. В итоге часть коренного населения остается незанятой, что создает благоприятную почву для роста определенных видов преступности.

Кроме того, наряду с возросшей трудовой миграцией также существенно усилилась информационная экспансия западной массовой культуры, которая пропагандирует культ наживы, потребления, уход в иллюзорный мир при помощи алкоголя и наркотиков. Усугубила этот процесс деидеологизация постсоветского общества на раннем его этапе.

Вместе с тем детерминацию современной преступности отчасти можно объяснить исходя из анализа теории социальной аномии Мертона, согласно которой население находится в состоянии фрустрации от конфликта несовместимости социальных целей и законных форм их достижения. Несомненно, что такой конфликт весьма характерен для современного российского общества, значительное количество членов которого прибегают к преступным способам достижения социально одобряемых целей. К таким способам можно отнести совершение разного рода преступлений, имеющих корыстную направленность: взяточничество, кражи, незаконный оборот наркотиков, мошенничество, незаконное предпринимательство и др., а также связанную с ними экономическую и организованную преступность.

Такого рода преступность относится к преступности инноваторов,7 которая появляется в связи с распространением новых идей, в том числе криминальных, оказывается возможной только при наличии отдельных слоев населения, более иных предрасположенных к новой идеологии. Очевидно, что наиболее подверженной таким воздействиям группой населения является молодежь, отчасти еще не имеющая устойчивого мировоззрения, а потому более восприимчивая к различным инновациям. Вместе с тем преступность инноваторов – это преступность элитарная, которую представляет своего рода «золотая» молодежь, а ее доля в молодежной структуре населения крайне мала.

Наряду с преступностью инноваторов существует и преступность ретре-тистов, характеризующихся такими чертами, как бегство от реальности, уход в алкоголизацию, иллюзорный мир, наркотизацию и как следствие – развитие психических заболеваний.

Если преступности инноваторов свойственно достижение определенных социально одобряемых целей преступным путем, причем применение насилия здесь играет лишь роль инструмента в достижении цели, то преступность ретретистов характеризуется отсутствием какой-либо определенной цели, беспричинным проявлением агрессии.

Молодежь – наиболее разнообразная и противоречивая социальная группа, определение возраста которой до сих пор не имеет четких границ, однако стоит согласиться с положением о том, что молодежный возраст – это возрастной интервал от 18 до 29 лет включи-тельно.8 Соответственно, исходя из такого определения молодежного возраста, можно говорить о том, что молодежь в процессе взросления переходит от периода несовершеннолетия и связанных с ним трудностей к периоду адаптации и социализации. Именно дефекты в механизме социализации ведут к появлению молодежных преступных группировок.

Сложности в адаптации испытывают значительное число молодых людей, и они сопровождают их еще с детства. Возникает комплекс собственной неполноценности, который они стремятся преодолеть, пытаясь найти тех, с кем могли бы быть «на равных». Так образуются группировки, в том числе асоциальные.9

Безусловно, не всякая субкультура потенциально опасна. Однако криминальная субкультура весьма родственна молодежной, так как тоже носит протестный характер, но отличается большей агрессивностью и антисоциальной направленностью не на словах, а на деле, преступным стилем поведения. Часть молодых людей, имеющих наиболее острые проблемы адаптации, попадают в криминальную субкультуру, считая ее наиболее для себя приемлемой.

В процессе преступной деятельности члены таких группировок постоянно совершают коллективный выплеск агрессии, которая является своеобразной нормой поведения. Молодые люди, попадающие в группировки, отличаются импульсивностью характера и несфор-мированностью собственного «я», которое в группировке размывается, замещаясь в процессе ее деятельности коллективным бессознательным. Иными словами, молодые люди в процессе своей преступной деятельности руководствуются животными инстинктами, чему способствует экспансия западной поп-культуры и деидеологизация.

Агрессия для таких группировок -своего рода самоцель, часть субкультуры. Многие молодые люди, совершая те или иные преступления, рискуя многим, поступая нелогично и не стремясь к наживе, часто имеют целью демонстрацию агрессивности, которая повышает их статус в глазах товарищей по группировке.

Таким образом, анализ современного состояния молодежной преступности свидетельствует, что массовая ее доля более близка по своей характеристике к преступности ретретистов.

Существующая сегодня социальноэкономическая ситуация в стране обострена, вероятно, двумя основными «векторами»: первый - это экспансия западной массовой культуры, пропагандирующей культ наживы и диктующей высокие стандарты жизни; второй - это массовая трудовая миграция, обостряющая вопросы молодежного трудоустройства и порождающая межэтнические противоречия.

Такая ситуация ведет к усилению отчужденности молодых людей от общества, обостряет уже существующие противоречия и в конечном счете способствует росту молодежной преступности, которая возникает как ответ на социальную реальность.

Поэтому мнение о том, что преступность ретретистов - это преступность маргинальных слоев населения, представляется не совсем верным. Отчасти не правы и те, кто считает, что преступность ретретистов - это преступность разрозненных социальных групп, которая имеет плавную динамику.

Дело в том, что молодежные преступные группировки ограничены по числу членов и действуют, как правило, в пределах своей территории. Однако глобализация и ее основные проводники: компьютеризация и информатизация - привели к тому, что Интернет (глобальная сеть) стал доступен практически всем слоям общества. На сегодняшний день криминальная субкультура культивируется по телевидению, радио (в частности, радио «Шансон») и через Интернет, который обладает большей потенциальной опасностью, так как позволяет группировкам обмениваться опытом и координировать преступную деятельность. Примером, подтверждающим такое утверждение, является реально существующий сайт криминального характера: «Патсанско-хулиганский портал!»10.

Данный сайт - пример уголовной информационной контркультуры и ее интеграции новейшего времени. Таким образом, налицо стремление представи- телей преступных группировок, разрозненных в пространстве, объединиться через Интернет, который без проблем позволяет это сделать. Поэтому преступность ретретистов, будучи в конкретный описываемый момент преступностью разрозненных социальных групп, под влиянием процессов глобализации, которым свойственна такая черта, как внезапное неконтролируемое развитие, может значительно измениться в своих основных характеристиках. «Действует тоффлеровский «шок будущего», при котором скорость изменений превосходит способность организмов их ассимилировать»11. Германский фашизм, кстати, тоже считался маргинальной преступностью разрозненных социальных групп, однако пример неконтролируемого развития налицо.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие процесса глобализации является одной из ведущих детерминант воспроизводства и существования молодежной преступности.

  • 1    Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). – СПб., 2000. – С. 248.

  • 2    Там же. – С. 248.

  • 3    Корецкий, Д.А. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение / Д.А.Ко-рецкий, В.В.Тулегенов. – СПб., 2006. – С. 4.

  • 4    Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). – С. 299.

  • 5    Хелд. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура / Хелд [и др.] ; пер. с англ. В.В.Сапова [и др.]. – М., 2004. – С. 369.

  • 6    Там же. – С. 371.

  • 7    Подр. об этом: Тростянский, С.Н. Инновационный подход к процессу формирования девиантного поведения и преступности / С.Н.Тро-стянский // Российский следователь. – 2003. – №10.

  • 8    Бабаев, М.М. Молодежная преступность / М.М.Бабаев, М.С.Крутер. – М., 2006. – С. 18.

  • 9    Подольный, Н.А. Молодежная организованная преступность: характерные черты / Н.А.По-дольный // Право и политика. – 2005. – №11.

  • 10    Патсанско-хулиганский портал! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pacanhools.2bb.ru/viewtopic.php?id=1093 .

  • 11    Гриб, Н.Н. Терроризм как инструмент перекройки мира в эпоху глобализации / Н.Н.Гриб // Российский следователь. – 2003. – №1.

Список литературы Молодежная преступность как следствие глобальных процессов современности

  • Глобальное сообщество: новая система ко-ординат (подходы к проблеме). -СПб., 2000. -С. 248.
  • Корецкий, Д.А. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение/Д.А.Корецкий, В.В.Тулегенов. -СПб., 2006. -С. 4.
  • Глобальное сообщество: новая система ко-ординат (подходы к проблеме). -С. 299.
  • Хелд. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура/Хелд [и др.]; пер. с англ. В.В.Сапова [и др.]. -М., 2004. -С. 369.
  • Тростянский, С.Н. Инновационный подход к процессу формирования девиантного поведения и преступности/С.Н.Тростянский//Российский следователь. -2003. -№10.
  • Бабаев, М.М. Молодежная преступность/М.М.Бабаев, М.С.Крутер. -М., 2006. -С. 18.
  • Подольный, Н.А. Молодежная организованная преступность: характерные черты/Н.А.Подольный//Право и политика. -2005. -№11.
  • Патсанско-хулиганский портал! [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pacanhools.2bb.ru/viewtopic.php?id=1093.
  • Гриб, Н.Н. Терроризм как инструмент перекройки мира в эпоху глобализации/Н.Н.Гриб//Российский следователь. -2003. -№1.
Статья