Монастырь Сарьдагийн Хийд Ундур Гэгэна Дзанабазара и искусство глиняных буддийских скульптур

Бесплатный доступ

В рамках проекта «Городища Монголии XVII века», под руководством академика С. Чулуун, в период 2013-2020 гг. в Эрдэнэ сомоне Центрального аймака работала экспедиция Института истории и этнологии Академии наук Монголии. В результате археологических экспедиций были вновь обнаружены и исследованы материалы, связанные с историей Монголии XVII в., а именно с такими ее аспектами, как монгольский буддизм, городское планирование, архитектура и история искусства. Эти материалы были введены в научный оборот, что является значительным вкладом в исследованиях, относящихся к указанному периоду. В данной статье рассматриваются скульптурные произведения Ундур Гэгэна Дзанабазара, основываясь на данных письменных источников и результатах археологических исследований. Строительство монастыря Рибогеджайлин Гандан Шаддувлин (Тиб.: ^•q^lP^q-^-q^-iq-Sp-i; Wylie: ri bo dge rgyas dga' ldan bshad sgrub gling), ныне известного как монастырь Сарьдагийн хийд, датируется 1654-1686 гг. Монастырь был построен первым халхасским Богдо Гэгэном Жавзандамба хутугтом Ундур Гэгэн Дзанабазаром. В статье рассматривается проблема глиняных скульптур буддийских божеств, связанных с творчеством и произведениями Ундур Гэгэна Дзанабазара, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок, проведенных на месте развалин монастыря. Высказывается предположение о том, что данный монастырь являлся главным художественным центром творчества Ундур Гэгэна Дзанабазара.

Еще

Ундур гэгэн дзанабазар, сарьдагийн хийд, буддийское искусство, гончарное искусство, буддийская скульптура

Короткий адрес: https://sciup.org/170206396

IDR: 170206396   |   DOI: 10.31443/2541-8874-2024-2-30-28-42

Список литературы Монастырь Сарьдагийн Хийд Ундур Гэгэна Дзанабазара и искусство глиняных буддийских скульптур

  • Чулуун С. Түүхийн судалгаан дахь Сарьдагийн хийд: эрэл хайгуул, саад бэрхшээл // Сарьдагийн хийд: Өндөр гэгээн Занабазарын уран бүтээлийн хүрээ түүх-археологийн судалгаа. Эрхэлсэн С. Чулуун. Уб., 2019. Т. 11-46.
  • Елихина Ю. И. Эрмитаж музей дэх Сарьдагийн хийдийн дурсгал // Сарьдагийн хийд: Өндөр гэгээн Занабазарын уран бүтээлийн хүрээ. Эрхэлсэн С. Чулуун. Уб., 2019. Т. 429-478.
  • Пэрлээ Х. Монгол ард улсын эрт дундад үеийн хот суурины товчоон. УБ., 1961.
  • Эрдэнэбат У. Сарьдагийн хийд // Түүхийн судлал сэтгүүл. Tomus XXIX. Fasc. 12. Уб., 1995.
  • Сарьдагийн хийд: Өндөр гэгээн Занабазарын уран бүтээлийн хүрээ түүх-археологийн судалгаа. Эрхэлсэн С. Чулуун. Уб., 2019.
  • Сономцэрэн Л. Монгол дархны урлаг. Уб., 1972. Т. 26.
  • Ичинноров С. Өндөр гэгээн Занабазар. (Юнеско-гийн Монголын үндэсний комиссоос эрхлэн гарав). Уб., 1995.
  • Эрдэнэзуугийн намтар оршвой. Удиртгал бичиж, галиглаж, эрдэм шинжилгээний тайлбар үйлдсэн Н. Хатанбаатар. УБ., 2019.
  • Оюунбилэг З., Нямдаваа О. Монголын архитектур. УБ., 2016.
  • Өндөр гэгээний намтрууд оршвой. Эрхлэн нийтлүүлсэн Ш. Бира. УБ., 1995.
  • Гүнчин-Иш Ц. Өндөр гэгээн Занабазарын урлал: хийц ба бурхад // Сарьдагийн хийд: Өндөр гэгээн Занабазарын уран бүтээлийн хүрээ түүх-археологийн судалгаа. Эрхэлсэн С. Чулуун. Уб., 2019.
  • Уранчимэг Ц. Монголын Их Хүрээ хийдийн Буддын шашны урлаг. УБ., 2016.
  • Чулуун С., Энхтуул Ч., Уртнасан Э. Төв аймгийн Эрдэнэ сумын нутаг дахь Сарьдагийн хийдэд ажилласан тайлан / Түүх, угсаатны зүйн хүрээлэнгийн Баримт мэдээллийн төв. УБ., 2014.
  • Чулуун С., Энхтуул Ч., Уртнасан Э. Төв аймгийн Эрдэнэ сумын нутаг дахь Сарьдагийн хийдийн туурьт явуулсан малтлага судалгааны ажлын 2015 оны тайлан / Түүх, угсаатны зүйн хүрээлэнгийн Баримт мэдээллийн төв. УБ., 2015.
  • Содномсүрэн Ц. Идрийн жавхаа бүрдсэн он жилүүд. УБ., 2015.
  • Гүнчин-Иш Ц. Сарьдагийн хийд дэх шавар урлал // Сарьдагийн хийд Өндөр гэгээн Занабазарын уран бүтээлийн хүрээ түүх-археологийн судалгаа. Эрхэлсэн С. Чулуун. УБ., 2020.
Еще
Статья научная