Монгольская историко-этнографическая экспедиция АН СССР 1948-1949 гг. в материалах научно-отраслевого архива Института археологии РАН
Автор: Кудрявцев А. А., Володин С. А.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Материалы научного архива ИА РАН
Статья в выпуске: 257, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен обзор архивных материалов по деятельности Монгольской историко-этнографической экспедиции АН СССР 1948-1949 гг. из личного фонда С. В. Киселева (Научно-отраслевой архив ИА РАН. Фонд 12). В них включены сведения об истории археологического изучения Монголии, полевые фотографии, отчетная документация. Отдельно представлен фильм «Древности Монголии», снятый участниками экспедиции. Он содержит кадры раскопок Каракорума, могильника Джаргаланты, обследований памятников средневековой эпиграфики, этнографических наблюдений. Рассмотренный массив документов и фильмокопий является важным источником по истории изучения культурного наследия Монголии и организации археологии в СССР
Монголия, л. а. евтюхова, с. в. киселев, н. я. мерперт, каракорум, история археологии, древнемонгольские города
Короткий адрес: https://sciup.org/143171204
IDR: 143171204
Текст научной статьи Монгольская историко-этнографическая экспедиция АН СССР 1948-1949 гг. в материалах научно-отраслевого архива Института археологии РАН
Масштабные археологические исследования на территории Монгольской Народной Республики (МНР), проведенные в 1948–1949 гг. Монгольской историко-этнографической экспедицией под руководством С. В. Киселева, являлись первыми советскими раскопками за рубежом в послевоенное время. Они были организованы в рамках соглашения между Академией наук СССР и Комитетом наук МНР по подготовке публикации однотомной и трехтомной «Истории Монгольской Народной Республики», заключенного в 1946 г. (Советско-монгольские отношения…, 1979. С. 141–144)1.
Несмотря на комплексный характер, отраженный в названии экспедиции, ее археологическая составляющая была основной. За сравнительно небольшой
1 Авторы выражают благодарность И.Л. Кызласову за консультации.
срок были обследованы поселения бронзового века, города эпохи сложения древнемонгольского государства, курганные могильники VIII–IX вв., памятники средневековой эпиграфики и архитектуры. Наиболее значимыми являлись исследования широкой площадью Каракорума, благодаря которым был получен значительный материал о монгольской столице, ее планировке и материальной культуре.
Находки, полученные в ходе этих работ, хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее, Государственном музее искусства народов Востока, Национальном музее Улан-Батора ( Елихина , 2014. С. 13, 41–261). Результаты исследований опубликованы в коллективной монографии «Древнемонгольские города» и в ряде статей участников экспедиции ( Евтюхова , 1957. С. 205–227; Киселев , 1957. С. 91–101; Древнемонгольские города, 1965).
История организации Монгольской историко-этнографической экспедиции проанализирована Т. Ю. Юсуповой на примере докладных записок С. В. Киселева в Президиум АН СССР, его писем к С. И. Вавилову, распоряжений и переписки Совмина и Совнаркома относительно установления состава и финансирования экспедиции и прочих документов, хранящихся в Архиве РАН, Государственном архиве РФ и Архиве внешней политики РФ ( Юсупова , 2018. С. 209–217).
О повседневной жизни экспедиции, этнографических наблюдениях, процессе раскопок, совместной работе с С. В. Киселевым и Л. А. Евтюховой подробные воспоминания оставил Н. Я. Мерперт ( Мерперт , 1995. С. 167–179; 2011. С. 133–166).
При этом перечисленные выше данные о Монгольской историко-этнографической экспедиции могут быть существенно дополнены массивом документов, хранящихся в Научно-отраслевом архиве ИА РАН. В основном они происходят из личного фонда С. В. Киселева, в который также включены материалы Л. А. Евтюховой (Фонд 12). Они содержат полевые дневники и фотографии, карты археологических памятников, картотеки вещей различных категорий, рукописи статей, выписки из источников и литературы, организационную документацию и переписку. Вне фонда 12 хранится отдельный фильм «Древности Монголии», снятый участниками экспедиции в 1948–1949 гг. К 2018 г. он был полностью оцифрован и помещен в кинофонд Научно-отраслевого архива ИА РАН.
Блок архивных дел фонда 12, связанных с Монгольской историко-этнографической экспедицией 1948–1949 гг., начинается с рабочих материалов С. В. Киселева, посвященных истории археологического изучения Монголии и датированных не позднее 1947 г. (Ф. 12. Д. 24).
Эти материалы были собраны им в период поездки зимой 1946–1947 гг. в МНР для составления плана-проспекта будущего труда по истории Монголии, выявления и систематизации источников, необходимых для его написания. В этот период С. В. Киселевым была проведена работа в архиве Комитета наук и Государственной библиотеке МНР, фондах Национального музея Улан-Батора. В частности, им были проработаны и археологические коллекции раскопок Монголии и Тувы, хранящиеся в Эрмитаже.
Зарисовки и описания вещей, рассмотренных в ходе этих подготовительных исследований, помещены в отдельное дело (Ф. 12. Д. 120).
В основную часть дела 24 включены сведения по довоенным раскопкам и археологическим памятникам на территории МНР – выписки из предварительного отчета о работах Археологического отряда экспедиции по изучению Монголии и Тувы при СНК СССР под руководством Г. И. Боровко в 1925–1926 гг., список могильников (по данным Монгольского комитета наук), выписки из зарубежной литературы по истории Монголии, сообщения газет по рассматриваемой тематике, карты, планы, более 90 фотографий вещей из музейных коллекций и панорамных снимков археологических и архитектурных памятников Монголии. Отметим и докладную записку С. В. Киселева о необходимости проведения археологических исследований в связи с написанием «Истории Монгольской Народной Республики».
В деле № 24 присутствуют сообщения Монгольской геолого-разведочной экспедиции (Ю. С. Жэлубовский) и данные из отчета Л. А. Амстердамской, которая в составе экспедиции Монгольской комиссии 1927 г. занималась изучением монгольского фольклора и обследованием средневековых городищ ( Юсупова , 2018. С. 99).
Указанные материалы послужили научной основой для предстоящих раскопок и были изложены в обобщающей статье по археологии Монголии. В ней С. В. Киселев представил сводку археологических памятников на территории МНР – от палеолитических и неолитических местонахождений до развалин монгольских городов эпохи Средневековья, приводя сведения о результатах работ предшествующих экспедиций – Орхонской 1889, 1891–1892 гг. (Н. М. Ядринцев, В. В. Радлов), Монголо-Тибетской 1923–1926 гг. (П. К. Козлов, Г. И. Боровко, С. А. Теплоухов) и Хан-гайской экспедиции Комитета наук МНР 1933–1934 гг., исследовавшей монгольские города под руководством Д. Д. Букинича ( Киселев , 1947. С. 357–372).
В следующий блок архивных дел включены материалы раскопок Каракорума (1948–1949 гг.) – полевые дневники (Ф. 12. Д. 25–26), описи находок, предварительное заключение по исследованиям костного материала, подготовленное В. И. Цалкиным в 1948 г. (Ф. 12. Д. 32), картотека с рисунками находок (Ф. 12. Д. 33), рисунки вещей из кости, бронзы, железа, керамики, а также мелкой пластики, фресок (Ф. 12. Д. 34, 36–39), описи монет и бус (Ф. 12. Д. 35).
В отдельных делах хранятся полевые дневники, описи и рисунки вещей, полевые фотографии раскопок городов Хадасан и Чин-Тологой (Ф. 12. Д. 28), а также погребальных памятников – курганов с каменными конструкциями VIII–IX вв. в могильниках Джаргаланты, Орхон-Дель, Хушот-Худжиртэ (Ф. 12. Д. 28). Часть полевых записей подготовлена монгольским археологом Х. Перлээ.
В отдельном деле № 40 собраны копии и оригиналы документов по организации Монгольской историко-этнографической экспедиции. Среди них различная бухгалтерская документация, список ввозимых книг и медикаментов, заявки на транспорт, топливо, копия письма заместителя начальника Пограничных войск МВД СССР о прохождении границы. Обилие представленного в сметах различного оборудования, в списки которого включена и киноаппаратура с большим количеством кинопленки, ярко демонстрирует ту степень значимости, которую придавали целям экспедиции в Президиуме АН СССР и высших государственных инстанциях. В сложное послевоенное время советские археологи в Монголии были оснащены всем необходимым для проведения масштабных археологических исследований.
АКАДЕМИЯ НАУК
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛ ИК
Москва, Б. Калужская, 14. Июня _______/94 ^ г
Коммутатор: В 2-00-00 , " '
Секретариат: В1-79-83 X’ Х ----2.
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Выдано настоящее удостоверение профессору, доктору исторических наук КИСЕЛЕВУ Сергею Владимировичу в той, что он является начальником Монгольской историко-этнографической экспедиции Академии Наук Союза ССР и направляется Академией в Монгольскую Народную Республику.
На профессора-доктора КИСЕЛЕВА С.В. возложено руководство этнографическими и археологическими исследованиями и раскопками в целях.составления Академией Паук СССР совместно с Комитетам Наук ПНР "Истории Монголии". —-*
Академия Наук СССР выражает уверенность в том, что профессору-доктору Киселеву С.В. и всем сотрудникам руководимой ими Экспедиции будет оказано всяческое содействие для выполнения возложенного на них ответственного научного задания, Академия Наук СССР настоящим удостоверяет право профессора-доктора Киселева С.В. представлять ее интересы, а также вести от ее лица деловые и банковские операции, необходимее для обеспечения успешной работы руководимой им экспедиции.

Рис. 1. Удостоверение С. В. Киселева в качестве руководителя Монгольской историко-этнографической экспедиции АН СССР (Научно-отраслевой архив ИА РАН. Ф. 12. Д. 40. Л. 5)
Среди наиболее важных документов отметим оригиналы приказов и удостоверений Президиума АН СССР о назначении С. В. Киселева руководителем Монгольской историко-этнографической экспедиции (рис. 1).
Значительное количество официальной документации представлено в деле № 137, в которое помещены материалы по научной и научно-организационной деятельности С. В. Киселева. Они содержат копии постановлений Совета министров МНР, Президиума АН СССР об организации подготовительных работ по составлению книги по истории Монгольской Народной Республики, справки и сметы (1946–1948 гг.), письма С. И. Вавилову от председателя Комитета наук МНР Б. Жаргалсайхана, проект экспедиции, составленный для посла СССР в МНР Ю. К. Приходова, тезисы доклада С. В. Киселева «Археологическая поездка в Монголию» на сессии Отделения истории и философии АН СССР (Ф. 12. Д. 137).
В деле № 41 собран фотоархив экспедиции. В него включены фотографии раскопок, выявленных объектов, архитектурных памятников, находок, много внимания уделено быту археологов. На фотографиях фигурируют Л. А. Евтюхо-ва (рис. 2), С. В. Киселев, Н. Я. Мерперт, Х. Пэрлээ, Н. И. Устюжанинов, запечатлена лекция С. В. Киселева в Комитете наук МНР, есть его совместная фотография с руководителем МНР маршалом Х. Чойбалсаном (Ф. 12. Д. 41).
Рукописные и машинописные копии статей С. В. Киселева «К вопросу о возникновении феодальных отношений в Монголии и Саяно-Алтайском крае» и «Неолит Сибири и Монголии» помещены в дело № 84, в № 85 присутствуют рукописи и черновики статей С. В. Киселева и Л. А. Евтюховой по исследованиям Каракорума, изданных в книге «Древнемонгольские города».
В отдельных делах представлены картотеки по различным категориям древностей Монголии. Среди них рисуночная картотека каменных баб Сибири, Казахстана и Монголии (Ф. 12. Д. 100), свод орхонских надписей (Ф. 12. Д. 102), картотека археологических памятников Монголии и Тувы (Ф. 12. Д. 103), картотека рисунков и акварелей керамики Каракорума (Ф. 12. Д. 105).
Прочие материалы С. В. Киселева по истории Монголии собраны в деле № 106. Они содержат рукописные материалы по раскопкам курганов в Джарга-ланты и в Орхон-Дель в 1949 г., выписки из письменных источников по монгольскому оружию, рукопись статьи «Каменные черепахи Каракорума» ( Киселев , 1962. С. 65–67), выписки из зарубежной литературы и письменных источников, в том числе китайских, по истории Каракорума, фотографии находок из каменных курганов, газетные вырезки из номеров газеты «Современная Монголия» за 1962 г. (Ф. 12. Д. 106).
В Научно-отраслевом архиве ИА РАН, как упоминалось выше, хранится значительный по объему блок киноматериалов «Древности Монголии» 1948– 1949 гг. (2 ч. 43 мин.). Фильм черно-белый, неозвученный и снабжен титрами. В разделе личного фонда С. В. Киселева, содержащем материалы по научной и научно-организационной деятельности Л. А. Евтюховой, есть сценарий к этому фильму (Ф. 12. Д. 139. Л. 123–127). Как указано в титрах и сценарии, фильм снимали С. В. Киселев, Л. А. Евтюхова и Н. Я. Мерперт, оператором-консультантом выступал М. И. Беркович, монтажер – Г. А. Ельницкая. Его подготовка была осуществлена на студии «Монголкино» в Улан-Баторе и студии научно-популярных фильмов в Москве.

Рис. 2. Рабочие моменты с участием Л. А. Евтюховой (Научно-отраслевой архив ИА РАН. Ф. 12. Д. 41)
Фильм начинается с панорамных съемок Улан-Батора. Крупным планом сняты Монгольский государственный университет и памятник основателю МНР Д. Сухэ-Батору, далее показаны база экспедиции и Национальный музей.
С учетом того, что в целях Монгольской экспедиции была и этнографическая составляющая, в киноматериалах много внимания уделено быту и обычаям монголов. Подробно освещены богослужения в буддийском монастыре Гандан, праздник Надом с национальными танцами, состязаниями по стрельбе из лука, борьбе. Во время Надома был устроен парад, который принимал Х. Чойбалсан. Рядом с ним запечатлены советские офицеры. Последующие кадры показывают различные виды монастыря Эрдени-Дзу, в котором впоследствии располагалась база экспедиции.
Съемки полевых работ начинаются с раскопок Каракорума – демонстрируются рабочие моменты (рис. 3), крупным планом показаны выявленные объекты – комплекс построек, печи, отопительные каналы, находки.
От исследований Каракорума авторы фильма переходят к изучению погребальных, поселенческих и эпиграфических памятников Монголии. В 50 км к югу от Эрдени-Дзу зафиксированы оленный камень и плиточные могилы. Показано обследование Кошо-Цайдамских тюркских рунических надписей–памят-ники Бильге-кагану и Кюль-тегину (рис. 4).
Следующий пункт – урочище Джаргаланты в 18 км к юго-востоку от Эрде-ни-Дзу, керексур и 15 курганов, часть из которых относилась к IX в. В одном из них было зафиксировано женское погребение с двумя конями ( Евтюхова , 1957. С. 205–212. Рис. 1; 2). На кадрах представлена расчистка этого комплекса С. В. Киселевым (рис. 5).
Далее демонстрируются обследования развалин уйгурских городов Хара-балгаса и Харухаин-балгаса ( Киселев , 1957. С. 92–95. Рис. 1; 2).
Заключительная часть фильма представляет выставку находок из Каракорума, организованную в Эрдени-Дзу (рис. 6). Кадры включают находки, показанные крупным планом, – китайские монеты и зеркала, селадоновые сосуды, железные инструменты, деревянную печать с надписью «иджи» – приказание ( Евтюхова , 1965. С. 276. Рис. 140). Эта выставка чуть позже открылась в Улан-Баторе, где С. В. Киселев представил результаты полевых работ членам Комитета наук МНР и маршалу Х. Чойбалсану.
В фильме много внимания уделено быту экспедиции. Во множестве представлены картины досуга археологов, общения с монгольскими коллегами, охоты и рыбалки; они вполне соотносятся с воспоминаниями Н. Я. Мерперта ( Мер-перт , 2011. С. 133–166).
Исследования Монгольской историко-этнографической экспедиции АН СССР 1948–1949 гг. опирались на традиции и достижения предшествующих российских экспедиций, изучавших археологические памятники Монголии с конца XIX в. Их отчетная документация, как показывают данные фонда 12, С. В. Киселевым была тщательно проработана. При этом работы 1948–1949 гг. отличались масштабом и широтой охвата. Наиболее же значимыми являлись раскопки Каракорума широкой площадью.
Отметим, что в этот период в Монголии работали также сельскохозяйственная (1947–1951) и палеонтологическая (1946–1949) экспедиции ( Юсупова ,

Рис. 3. Фильм «Древности Монголии». Каракорум. Н. Я. Мерперт и С. В. Киселев

Рис. 4. Фильм «Древности Монголии». Л. А. Евтюхова и С. В. Киселев. Обмер жертвенника у памятника Бильге-кагана

Рис. 5. Фильм «Древности Монголии». Могильник Джаргаланты. С. В. Киселев

Рис. 6. Фильм «Древности Монголии».
Л. А. Евтюхова и С. В. Киселев готовят выставку находок из раскопок Каракорума
2018. С. 217–244). Но именно проведение историко-этнографической экспедиции в рамках подготовки «Истории МНР» отличалось политической значимостью. Как свидетельствуют постановления, деловая переписка, уровень снабжения, экспедиции придавали серьезное значение как в Президиуме АН СССР, так и в высших государственных органах. По всей видимости, ее проведение вполне можно рассматривать как один из инструментов политики СССР в Монголии.
Однако по различным причинам деятельность Монгольской историко-этнографической экспедиции резко прекратилась. Причем Н. Я. Мерперт отмечал, что С. В. Киселев еще в 1950 г. рассчитывал на многолетнее продолжение столь плодотворно начатой монгольской кампании, планируя и в дальнейшем изучать Каракорум и начать масштабные раскопки Хара-балгаса ( Мерперт , 1995. С. 179).
Материалы личного фонда С. В. Киселева и кинодокументы, хранящиеся в Научно-отраслевом архиве ИА РАН, позволяют раскрыть многие аспекты деятельности Монгольской историко-этнографической экспедиции – ее подготовительный период и основные направления. Полевые дневники и фотографии, картотеки находок, карты, рукописи являются существенными дополнениями к публикациям результатов археологических исследований с учетом того, что полноценные отчеты по ним отсутствуют.
Фильм «Древности Монголии» детально демонстрирует процесс раскопок и разведок и, что особенно важно, показывает основных участников экспедиции (С. В. Киселева, Л. А. Евтюхову, Н. Я. Мерперта) как в рабочие моменты, так и вне раскопов.
Рассмотренный массив документов и фильмокопий ярко характеризует масштаб деятельности первой советской археологической зарубежной экспедиции в послевоенный период и является важным источником по истории изучения культурного наследия Монголии и организации археологии в СССР.
Список литературы Монгольская историко-этнографическая экспедиция АН СССР 1948-1949 гг. в материалах научно-отраслевого архива Института археологии РАН
- Древнемонгольские города / Отв. ред. С. В. Киселев. М.: Наука, 1965. 367 с.
- Евтюхова Л. А., 1957. О племенах центральной Монголии в IX в. (по материалам раскопок курганов) // СА. № 2. С. 205-227.
- Евтюхова Л. А., 1965. Изделия различных ремесел Кара-Корума // Древнемонгольские города / Отв. ред. С. В. Киселев. М.: Наука. С. 274-298.
- Елихина Ю. И., 2014. Некоторые археологические находки Монголо-советской экспедиции под руководством С. В. Киселева. Городище Каракорум, коллекция Государственного Эрмитажа / Ред. Ю. Конагая. Osaka: NationalMuseumofEthnology. 380 c. (SenriEthnologicalReports; 123.)
- Киселев С. В., 1947. Монголия в древности // Известия АН СССР. Серия истории и философии. Т. IV. № 4. С. 355-372.
- Киселев С. В., 1957. Древние города Монголии // СА. № 2. С. 91-101.
- Киселев С. В., 1962. Каменная черепаха, "бежавшая" из Каракорума // Монгольский археологический сборник / Отв. ред. С. В. Киселев. М.: Изд-во АН СССР. С. 65-67.
- Мерперт Н. Я., 1995. С. В. Киселев в Монголии // РА. № 4. С. 167-179.
- Мерперт Н. Я., 2011. Из прошлого: далекого и близкого. Мемуары археолога. М.: Таус. 384 с.
- Советско-монгольские отношения. 1921-1974. Т. 2: 1941-1974. Ч. 1 / Ред. И. С. Казакевич. М.: Международные отношения, 1979. 560 с.
- Юсупова Т. И., 2018. Советско-монгольское научное сотрудничество: становление, развитие и основные результаты (1921-1961). СПб.: Нестор-История. 312 с.