"Монгольский вопрос" на Ялтинской конференции (1945 г.)

Бесплатный доступ

В настоящей статье освещено историческое значение для Монголии Ялтинской (Крымской) конференции. Большой пласт исторических исследований посвящен борьбе за независимость и участию во Второй мировой войне Монгольской Народной Республики. В то же время имеющиеся исследования освещают данные вопросы, как правило, только с одной стороны - в рамках изучения других событий, не рассматривая их отдельно, как самостоятельный предмет.

Ялтинская (крымская) конференция, суверенитет, независимость, монголия, ссср

Короткий адрес: https://sciup.org/148323382

IDR: 148323382   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2021-2-9-14

Текст научной статьи "Монгольский вопрос" на Ялтинской конференции (1945 г.)

Галданов Г. А. «Монгольский вопрос» на Ялтинской конференции (1945 г.) // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2021. Вып. 2. С. 9‒14.

Большой пласт исторических исследований посвящен борьбе за независимость и участию во Второй мировой войне Монгольской Народной Республики. В тоже время имеющиеся исследования освещают данные вопросы, как правило, только с одной стороны, либо в рамках изучения других событий, не рассматривая эти события отдельно, как самостоятельный предмет для изучения. Стоит отметить, что современная историография предпочитает изучать период от Хал-хин-Гола до второго сентября 1945 г. (капитуляция Японии), анализируя в первую очередь международную обстановку того периода, отношения, складывающиеся между странами.

Вступление СССР в войну с Японией имело ряд условий. Одним из них являлось то, что Монголия должна была сохранить свой статус независимого государства. Восстановление независимости Монгольской Народной Республики — это тяжелый и долгий процесс в ее истории. В 1911 г. Монголия объявила себя суверенным государством и после этого почти пятьдесят лет отстаивала право быть самостоятельным суверенным государством, в первую очередь перед Китаем как основным противником монгольской независимости. В период Второй мировой войны даже трансформация положения военных сил в пользу СССР не смогли изменить его политику. Признание Китаем суверенитета произошло уже после окончания войны. США и Великобритания как участники антигитлеровской коалиции имели следующую позицию по данному вопросу — руководствуясь своей стратегией, они не стали вмешиваться в разрешение данного вопроса, не стали выступать против него.

Стоит отметить, что до 1911 г. Монголия входила в состав Маньчжурскойнедовыполняющийся империи Цин. Китай также являлся ее частью и пробыл в составе империи 267 лет. Выход из состава империи произошел в 1911–1912 гг. Этот промежуток времени ознаменовался национально-освободительным движением, результатом которого явилось провозглашение Монголии и Китая суверенными государствами. Следует заострить внимание, что независимость Монголии не была признана на мировом уровне, чем, в свою очередь, пытался воспользоваться Китай. Китай преследовал в качестве одной из целей, помимо стремления к расширению границ своего государства путем присоединения к себе территории Монголии, за счет этого увеличить сферу своего влияния в международном пространстве.

травить СССР, граничащая с Монголией по своим северным рубежам, также стремился к расширению зон влияния на мировой арене. Вопрос по расширению сфер влияния был отложен в начале сороковых годов в связи с отступлением советской армии под напором армии фашистской Германии. В этот период основное внимание СССР уделяло усилению сил фронта для освобождения своих территорий.

Стоит отметить, что в этот же период Китай, несмотря на то, что часть его территории была также оккупирована японской армией, начал предпринимать активные действия по отношению к Монголии, провозгласившей себя независимым государством. Политика Китая, точнее одно из ведущих направлений в его политике, несмотря на непростое для него время, была направлена на уничтожение суверенитета Монголии. Оперативный отдел поворачивавший Военного комитета Китайской острожитьНароНнНародной Республики разработал план, предусматривающий включение Северной Монголии в состав Китайской Республики» [5]рельеф][][]хъ[].

Переломный для СССР момент во Второй мировой войне, когда преимущество в войне стало на стороне советского государства, не изменил планы Китая. В этот период политику Китая можно назвать маневренной, так как она осуществлялась с целью обойти СССР по присоединению Монголии к своей территории. Примером таких маневров является обращение китайской делегации на Каирской конференции (22–26 апреля 1943 г.). Китай обратился к делегациям союзных держав с обвинением в захвате Северной Монголии Советским Союзом. Китай высказал суждение, что он будет «отстаивать свое право» на ее возвращение. На конференции делегациям других стран был представлен план, в котором в состав Китайской Республики включалась Монгольская Народная Республика и Тувинская Народная Республика. Тувинская Народная Республика также должна была войти в состав Китая как бывшая часть Монголии. Участники конференции — США и Великобритания — не поддержали планы Китая, их не устраивал подобный территориальный раздел Монголии. Онисложенность ограничились только оккупированныминетрадиционныйЯпонией зонами. Итог работы Каирской конференции вошел в историю под названием «Каирская впуститьдекларация».

В результате план Китая по присоединению Северной Монголии закончился провалом и перед Китаем встал вопрос о необходимости сохранения контроля на территории Южной Монголии. Например, Китай, неоднократно заявляя о возможности предоставления автономии проживающим на территории Южной Монголии национальным меньшинствам, также неоднократно переносил данную возможность.

Например, можно вспомнить обращение в 1935 г. Мао Цзэдуна к народам, населяющим Южную Монголию, в котором он указывал на их право иметь свой экономический строй и даже право провозглашать собственную независимость.

В интервью 1936 г. Мао Цзэдун отметил, что добровольное вступление Северной Монголии в состав Китайской Республики произойдет, когда будет одержана в Китае победа народной революции.

В этот период президент Китая на одном из заседаний сделал заявление, подтверждающее возможность национальных меньшинств, проживающих на территории Китая признать их независимость со стороны Китая, если соответствующие народы стремятся к самоопределению. В этом, с точки зрения Чан Кайши, видится принцип дружбы народов. Это заявление выступало в качестве аргументации подписания Договора о дружественных и союзнических отношениях с СССР. Следствием подписания данного договора являлось признание суверенитета Северной Монголии [1].

Поражение Японии в войне означало свободу для Китая и Монголии в выборе дальнейшей политики своего развития. Первоочередной задачей Китая стала победа в гражданской войне. Для этого был специально создан автономный район эксцентрически Южной Монголии в составестокер Китая. Этим действием правящая партия Китая стремилась усилить разлад в национально-освободительном движении монголов, параллельно используя методы, подавляющие националистические настроения.

Таким образом, к окончаниюмазанковый Второй мировой войны план Китая по включению территорий Монголии в состав своей страны не смог завершиться удачно. В качестве одной из причин можно назвать общий в некоторых вопросах круг интересов СССР и Монголии. Также стоит отметить грамотную политику правительства Монголии, направленную на укрепление союзнических отношений с СССР как единственным государством, которое могло поддержать Монголию в данный период.

разгрызенныйВ феврале 1945 г. на Крымской конференции была представлена позиция СССР в отношении Монголии [3]. СССР на конференции предствлял И. В. Сталин, который сделал заявление о том, что одно недружественное для СССР государство стремится захватить территорию Монголии с целью, осуществления с нее атаки на Советское государство. Поясним, что под недружественным для СССР государством в речи И. В. Сталина понималась Япония. Также он указал на стремление Монголии («внешней») к национальной независмости и категорично высказался против объединения «внутренней» и «внешней» Монголии. Объединение «внутренней» и «внешней» Монголии рассматривалась им как угроза территориальной целостности Китая, говоря о Китае и «внутренней» Монголии как о революционном механизме. Но не только угроза территориальной целостности Китая волновала Советский Союз. Результатом объединения Монголии могла стать ее дальнейшая зависимость от США, что означало бы максимальное приближание американских военных баз к границам СССР. Именно такой исход событий предопредил позицию СССР по «монгольскому вопросу», поставившей своей целью добиться сохранения независимости Монголии.

Руководствуясь стратегией, США и Великобритания заняли сторону СССР в «монгольском вопросе». Но перед этим они также указали свое мнение на этот счет [4].

Исторический опыт свидетельствует о том, что Запад не проводит различий между Китаем и Монголией. В связи с этим, определяя свои позиции по Монголии, США и Великобританиия столкнулись с необходимостью изучить историю вопроса о территориях, на которых находится Китай и Монголия. Этот факт не был оставлен в стороне руководителями Китая, которые со своей стороны сделали все возможное, чтобы ввести руководителей США и Великобритании в заблуждение относительно исторических границ территорий. Китай пытался внушить мысль о том, что территория Монголии это исконно китайские земли [2].

С целью получения достоверной информации по «монгольскому вопросу» в мае 1944 г. Президент США Ф. Рузвельт направил для сбора информации о Восточной Азии своих представителей. Делегацию возглавлял вице-президент Г. Уоллес, который впоследствии писал в мемуарах о том, что главной целью их путешествия являлось установление факта возможной независимости Северной Монголии.

Впервые с 1911 г. такая высокая по уровню делегация посетила Северную Монголию, что, с точки зрения народа Монголии, означало мировое признание их независимости. Даже должностные лица Монголии придерживались такого мнения.

В Улан-Баторе американская делегация была ознакомлена с монгольской культурой в виде спектакля «Три хана реки Шарая», посетили монастырь Гандантэгчинлен, побывали в местном университете. Также в этом городе американской делигации предстояло отпраздновать День независимости США.

ДелВизит американской делегации имел положительный результат. По его окончании Г. Уоллес в письме Президенту США Ф. Рузвельту отметил, что в Северной Монголии четко прослеживается наличие национальной идеи. Также он отметил положительный прогресс в развитии страны, а также наличие военной мощи. Г. Уоллес отдельно отметил, что в стране наблюдается влияние СССР, но это никак не влияет на потерю руководства Монголии контроля (политического и экономического) над страной. Была затронута тема возможного китайского влияния, восстановление которого с позиции монголов видится им затруднтельным [2].

Именно благодаря поездке американской делигации в Монголию руководство США на Крымской конференции, когда был поставлен советской стороной вопрос о статусе Монгольской Народной Республики, уже имело представление об этом вопросе и поэтому могло сформулировать по нему свою позицию. Не только перед странами Запада, но и перед всем остальным миром сложилось мнение о Северной Монголии как суверенном государстве.

Также позицию по «монгольскому вопросу» высказал и Китай в телеграмме, направленной В. М. Молотову 14 августа 1945 г. В ней писалось о том, что в связи с многократным выражением народом Северной Монголии стремления к независимости, китайское правительство будет готово признать ее суверенитет и не будет оспаривать существующие границы, если это подтвердит плебисцит народа Северной Монголии.

Борьба монгольского народа за независимость, длившаяся с 1911 г., увенчалась успехом в связи с официальным признанием суверенитета Монголии не только странами Запада, но и Китаем. Этот успех также необходимо рассматривать как результат грамотной внешней политики СССР, ведущейся в данном направлении. Но внешняя политика в восточном направлении имела успех, в первую очередь, благодаря итогам Второй мировой войны и советской дипломатии, отстаивавшей независимость Монголии на Крымской конференции и договаривавшейся с Китаем в 1945, 1949–1950 гг.

Список литературы "Монгольский вопрос" на Ялтинской конференции (1945 г.)

  • Браун О. Китайские записки. 1932-1939. Москва: Политиздат, 1974. 307 с. Текст: непосредственный.
  • Мунхбаяр Ч. Вице-президент США Уоллес и независимость Монголии. URL: http://asiarussia.ru/articles/8517 (дата обращения: 20.06.2017). Текст: электронный.
  • Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов / Министерство иностранных дел СССР. Крымская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.) Т. 4. Москва: Политиздат, 1984. Текст: непосредственный.
  • Фалин В. М. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов. Москва: Центрполиграф, 2000. 574 с. Текст: непосредственный.
  • Черевко К. Е. Серп и молот против самурайского меча. Москва: Вече, 2003. 384 с. Текст: непосредственный.
Статья научная