Морфофункциональные параметры тромбоцитов у собак разного возраста при парвовирусной инфекции
Автор: Баруздина Елена Сергеевна
Журнал: Молочнохозяйственный вестник @vestnik-molochnoe
Рубрика: Биологические и сельскохозяйственные науки
Статья в выпуске: 4 (32), 2018 года.
Бесплатный доступ
В работе представлены результаты исследования морфофункциональных параметров тромбоцитов у собак разного возраста при парвовирусной инфекции. При парвовирусной инфекции наиболее сильно изменяются тромбоцитарные параметры у щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев. На третий день болезни уменьшается количество тромбоцитов и индекс дезагрегации тромбоцитов под действием ристомицина. На пятый день болезни происходит прогрессирующее уменьшение количества тромбоцитов вместе с понижением тромбокрита и повышением объема тромбоцита, уменьшается дезагрегация тромбоцитов под действием коллагена и ристомицина, что является признаком повышения функциональной активности тромбоцитов, а в частности, ее сосудистого компонента. Изменения тромбоцитарных параметров в группах собак старше 6 месяцев появляются лишь на 5 день болезни и выражаются уменьшением дезагрегации по действием АДФ.
Собаки, тромбоциты, гемостаз, парвовирусный энтерит
Короткий адрес: https://sciup.org/149126680
IDR: 149126680
Текст научной статьи Морфофункциональные параметры тромбоцитов у собак разного возраста при парвовирусной инфекции
Актуальность
Парвовирусная инфекция плотоядных вызывается ДНК-содержащим вирусом, широко распространена и вызывает тяжелое, угрожающее жизни состояние [1, 2]. Основным патогенететическим проявлением парвирусной инфекции собак является вирус-индуцированная деструкция быстро делящихся клеток, включая клетки эпителия крипт кишечника, тимуса, лимфоузлов и клеток-предшественников костного мозга. Возникающая септицемия и эндотоксемия вызывает системный воспалительный процесс и гиперкоагуляцию, что приводит пациента к мультиорганной дисфункции и смерти [3, 4, 5].
Медицинские исследования показывают, что в период вирусемии выделяются биологически активные вещества, которые способствуют повышению проницаемости сосудов микроциркуляторного русла и приводят к расширению микрососудов. Среди патологических изменений в системе микроциркуляции особого внимания заслуживают внутрисосудистые расстройства, так как именно они приводят к ухудшению кровоснабжения жизненно важных органов, развитию ишемических и некротических процессов. Если в физиологических условиях тромбоциты могут играть защитную роль в отношении эндотелия, то во время вирусных инфекций они способствуют еще большему повреждению сосудистой стенки. В экспериментах на животных показано, что тромбоцитарные агрегаты, появляясь в микроцир-куляторном русле, способны повреждать нормальную сосудистую стенку, вызывая тем самым развитие васкулита [6]. Повреждение вирусами и их токсинами эндотелия и других слоев сосудистой стенки, клеток крови при парвовирусном энтерите ведет к активации свертывающей системы и ухудшению тканевого кровотока, что способствует развитию осложнений и увеличивает вероятность неблагоприятного исхода [7].
C.М. Otto и соавторы (2000) в исследовании на 9 собаках установили, что при парвовирусном энтерите имеются такие признаки гиперкоагуляции, как увеличение концентрации фибриногена, удлинение АЧТВ, уменьшение активности антитромбина и увеличение максимальной амплитуды тромбоэластограммы, при этом не отмечено повышения уровня д-димеров и изменений в количестве тромбоцитов. У четырех из 9 собак были клинические признаки венозного тромбоза или флебита, связанные с катетерами. У одной собаки был мультифокальный тромбоз селезенки, выявленный при вскрытии [8]. При этом A. Goddard и соавторы (2010) не встречали тромбоза венозных катетеров у собак с парвовирусной инфекцией [9].
Такие патоморфологические признаки, как обширные участки некроза в кишечнике, серозно-геморрагический лимфаденит с мелкоточечными кровоизлияниями, геморрагические инфаркты в селезенке у 3 щенков, серозно-геморрагический перикардит с участком некроза миокарда около 2 см в диаметре у 1 щенка, отек легких с крупноточечными кровоизлияниями под плеврой у 12 щенков, выявленные В.И. Балабановой при вскрытии 25 щенков, погибших от парвовирусной инфекции, ярко иллюстрируют наличие гемореологических нарушений [10].
Возраст собак имеет большое значение при патогенезе парвовирусной инфекции, так как вирус размножается в активно делящихся клетках миокарда и в кишечном эпителии. Наиболее часто заболевают собаки в возрасте от 2 до 6 месяцев [11], при этом у здоровых щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев более выражены адгезивно-агрегационные свойства сосудистого эндотелия, чем у взрослых животных [12].
Поэтому целью нашего исследования стало выявление морфофункциональных параметров тромбоцитов у собак разного возраста при парвовирусной инфекции.
Материалы и методы
Исследования, положенные в основу диссертации, выполнены в 2013–2018 гг. на собаках разного возраста, принадлежащих частным владельцам города Вологды, Вологодскому кинологическому центру УВД, а также Вологодскому обществу защиты животных «Велес». Лабораторные исследования проведены на базе кафедры внутренних незаразных болезней, хирургии и акушерства Вологодской ГМХА и частных ветеринарных клиник «Надежда» и «Возрождение» города Вологды.
Исследование проводили в два этапа.
На первом этапе исследований определили показатели гемостаза у 30 клинически здоровых собак в трех возрастных контрольных группах. В первую группу включили щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев (n=10 собак); во вторую группу – молодых собак в возрасте от 6 месяцев до 1 года (n=10 собак); в третью группу – взрослых собак в возрасте от 1 до 8 лет (n=10 собак).
На втором этапе изучили изменения в крови у 25 собак, больных парвовирус-ной инфекцией. Диагноз ставили с помощью клинического осмотра и выявления антигена парвовируса в фекалиях собак хроматографическим иммунохимическим методом с использованием одношагового экспресс-теста VetExpert CPV Ag. Больных животных, согласно возрасту, разделили на 3 опытные группы: щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев (опыт 1, n=15 собак), молодых собак в возрасте от 6 месяцев до 1 года (n=6 собак), взрослых собак в возрасте от 1 года до 8 лет (n=4 собаки).
Собакам этих опытных групп применялась стандартизированная терапия, включающая введение раствора Рингера-Локка 30‒60 мл/кг в сутки с целью регидратации, дезинтоксикации и восполнения электролитов, ампициллин 20‒40 мг/ кг/каждые 8 часов внутривенно для профилактики бактериальной инфекции. Рвоту купировали с помощью подкожного введения маропитанта цитрата (Серения) в дозе 1 мг/10 кг каждые 24 часа первые 3‒5 дней болезни. После купирования рвоты применяли Энтеросгель по 2‒5 г 6 раз в сутки перорально и диетический рацион Роял Канин Рекавери (примерно по 1 ст. ложке 6 раз в сутки). В качестве специфической терапии применяли сыворотку Гискан-5 в дозе 1‒2 мл на животное подкожно трехкратно с интервалом 24 часа. Все четыре погибшие собаки были в возрасте от 2 до 6 месяцев.
У животных опытных групп определяли морфологические и гемостатические показатели на 3 и 5 день болезни с момента появления клинических признаков. Для морфологического исследования крови использовали вакуумные пластиковые пробирки с ЭДТА. Определение уровня тромбокрита (PCT) и среднего объема тромбоцита (MPV) производили с помощью автоматического гематологического анализатора Exigo 17 (Boule Medical A.B., Швеция). Однако при подсчете тромбоцитов с наличием атипичных форм и тромбоцитарных агрегатов автоматические счетчики могут давать искаженную информацию [13, 14], поэтому каждый результат перепроверяли вручную. Количество тромбоцитов подсчитывали в мазке крови, окрашенной по Романовскому – Гимзе.
Кровь для гемостазиологического исследования брали в вакуумные пластиковые пробирки, содержащие 3,8%-ный раствор цитрата натрия. С помощью центрифугирования получали обогащенную тромбоцитами плазму (ОТП) и бедную тромбоцитами плазму (БТП).
Адгезивно-агрегационную активность тромбоцитов определяли количествен- ным методом с применением фотоэлектроколориметра (ФЭК) КФК-2 по Howard M. A. [15]. Определяли суммирующий индекс агрегации тромбоцитов (СИАТ), скорость агрегации (СА) и индекс дезагрегации тромбоцитов (ИДТ) с индукторами агрегации – АДФ (концентрация 0,1 мг/мл), коллагеном (концентрация 20 мг/мл) и ристомицином (концентрация 15 мг/мл).
Полученные в ходе исследования результаты обрабатывались с помощью программного пакета Statistica 6.1. Значения полученных результатов в работе представлены в виде средней величины и стандартной ошибки средней (M ± m).
Результаты исследования со значением вероятности допущения альфа-ошибки, равные либо менее 5% (р ≤ 0,05), расценивались как статистически значимые. Сравнение независимых выборок проводили с помощью критерия Манна – Уитни, зависимых ‒ с помощью критерия Вилкоксона.
Результаты исследования
Наибольшее количество собак, заболевших парвовирусной инфекцией, по данным большинства авторов, приходится на возраст от 2 до 6 месяцев.
У щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев, больных парвовирусной инфекцией, количество тромбоцитов относительно контрольной группы (405,77 ± 13,11 ×109/л) понижается и составляет 349,62±25,69×109/л на 3-й день (р=0,039) и 306,2±40,38×109/л на 5-й день (р=0,019).
Тромбокрит на третий день болезни незначительно повысился и составил 0,47±0,06% (контроль 0,35±0,03%), а средний объем тромбоцита изменений не претерпел и равнялся 6,9±1,2 фемтолитров (контроль 7,5±0,9 fl).
На пятый день болезни в морфологических параметрах тромбоцитов произошли изменения: тромбокрит достоверно уменьшился и составил 0,28±0,06% (р = 0,005), средний объем тромбоцита слегка вырос до 8,3±1,5 фемтолитров, что отличается от результатов контрольной группы (р = 0,0025).
Выявлено, что у здоровых щенков контрольной группы более выражены адгезивно-агрегационные свойства сосудистого эндотелия (СИАТ под действием ри-стомицина составил 110,69±12,36 %, в группе взрослых собак ‒ 78,28±10,12 %), тогда как функциональная активность тромбоцитов у больных щенков меняется незначительно (табл. 1) и проявляется понижением индексов дезагрегации тромбоцитов с коллагеном (4,2±1,78%, контроль 7,15 ± 1,52 %, р = 0,067) на 5-й день болезни и ристомицином на 3-й день болезни (2,18±0,95%, контроль, р =0,009) и на 5-й день болезни (0,9±0,5%, р=0,007). В опытах с плазмой здоровых и больных ангиогемофилией людей было установлено, что антибиотик ристомицин (ристо-цетин) стимулирует in vitro взаимодействие фактора фон Виллебранда с тромбоцитарным гликопротеином Ib. Установлена линейная зависимость между степенью ристоцетиновой агрегации и количеством фактора фон Виллебранда, который отвечает за прикрепление тромбоцитов к сосудистой стенке [16].
Таблица 1. Тромбоцитарный гемостаз у щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев, больных парвовирусной инфекцией, M ± m
Показатель, Ед. измерения |
Контрольная группа, n = 10 |
Опытная группа, n = 15 |
|
3 день |
5 день |
||
Агрегация с АДФ |
|||
СИАТ, % |
92,96 ± 10,23 |
108,32±13,90 |
110,92±52,91 |
СА, мин |
0,01 ± 0,0026 |
0,0097±0,004 |
0,0151±0,0037 |
ИДТ, % |
5,31 ± 1,19 |
4,82±2,1 |
7,06±3,22 |
Агрегация с коллагеном |
Показатель, Ед. измерения |
Контрольная группа, n = 10 |
Опытная группа, n = 15 |
|
3 день |
5 день |
||
СИАТ, % |
114,01 ± 12,05 |
126,64±15,64 |
105,32±43,62 |
СА, мин |
0,01 ± 0,0036 |
0,015±0,005 |
0,0139±0,0066 |
ИДТ, % |
7,15 ± 1,52 |
5,85±1,67 |
4,2±1,78 |
Агрегация с ристомицином |
|||
СИАТ, % |
110,69 ± 12,36 |
110,66±14,01 |
123,52±57,21 |
СА, мин |
0,01 ± 0,0028 |
0,0094±0,003 |
0,0094±0,003 |
ИДТ, % |
5,75 ± 1,26 |
2,18±0,95 |
0,9±0,5 |
Количество тромбоцитов в группе молодых собак в связи с парвовирусной инфекцией не менялось и составило 338,2±26,1×109/л на 3-й день и 338,6±31,3 ×109/л на 5-й день болезни. Тромбокрит составил 0,36±0,06%, а средний объем тромбоцита – 8,1±0,9 фемтолитров, что не отличалось от результатов контрольной группы.
Функциональная активность тромбоцитов молодых собак с парвовирусной инфекцией также не претерпела существенных изменений и выражалась только в уменьшении ИДТ с АДФ (р=0,043) на 5-й день болезни (табл. 2) .
Таблица 2. Тромбоцитарный гемостаз у молодых собак в возрасте от 6 месяцев до 1 года, больных парвови-русной инфекцией, M ± m
Показатель, |
Контрольная группа, |
Опытная группа, n = 6 |
|
Ед. измерения |
n = 10 |
3 день |
5 день |
Агрегация с АДФ |
|||
СИАТ, % |
79,21 ± 9,74 |
73,32±13,04 |
85,1±15,42 |
СА, мин |
0,01 ± 0,002 |
0,0148±0,0044 |
0,0072±0,0023 |
ИДТ, % |
4,49 ± 1,41 |
6,83±1,88 |
2,15±1,63 |
Агрегация с коллагеном |
|||
СИАТ, % |
93,86 ± 9,54 |
89,32±10,68 |
100,8±12,53 |
СА, мин |
0,02 ± 0,003 |
0,0121±0,0044 |
0,0212±0,006 |
ИДТ, % |
3,06 ± 1,02 |
1,43±0,87 |
4,7±1,62 |
Агрегация с ристомицином |
|||
СИАТ, % |
62,61 ± 8,21 |
78,8±6,79 |
75,04±12,5 |
СА, мин |
0,02 ± 0,008 |
0,0114±0,0037 |
0,0298±0,015 |
ИДТ, % |
4,63 ± 1,55 |
4,24±1,01 |
5,02±3,04 |
Все собаки, составляющие группу взрослых собак, являлись безнадзорными и содержались в приюте, где заболели парвовирусной инфекцией (возможно вследствие понижения иммунитета на фоне стресса от отлова и скученного содержания).
Клинически болезнь протекала легче, чем у более молодых собак, и закончилась выздоровлением у всех собак в возрасте от 1 до 8 лет.
Количество тромбоцитов не выходило за пределы нормативных значений и составило 347,63±22,07×109/л на 3-й день и 372,53±30,33×109/л на 5-й день болезни (контроль 361,07 ± 23,35×109/л).
На третий день болезни тромбокрит составил 0,35±0,04 % (контроль 0,31±0,02 %), а средний объем тромбоцита 7,9±0,3 фемтолитров (контроль 8,6±0,3 fl), на пятый день в морфологии тромбоцитов также не произошло существенных изменений – тромбокрит равнялся 0,29±0,05 %, а средний объем тромбоцита 8,5±0,6 фемтолитров.
Тромбоцитарные функции (табл. 3) существенно не изменились за исключением ИДТ с АДФ, который значительно снизился с 8,06±1,99% на 3-й день до 1,32±0,85%, на 5-й день болезни (р=0,043, контроль 4,59 ± 0,89%).
Таблица 3. Тромбоцитарный гемостаз у собак в возрасте от 1 до 8 лет, больных парвовирусной инфекцией, M ± m
Показатель, Ед. измерения |
Контрольная группа, n = 10 |
Опытная группа, n = 4 |
|
3 день |
5 день |
||
Агрегация с АДФ |
|||
СИАТ, % |
81,43 ± 6,81 |
84,73±13,04 |
90,63±13,86 |
СА, мин |
0,018 ± 0,003 |
0,0368±0,0126 |
0,0113±0,0049 |
ИД Т, % |
4,59 ± 0,89 |
8,06±1,99 |
1,32±0,85 |
Агрегация с коллагеном |
|||
СИАТ, % |
85,32 ± 7,45 |
95,63±14,52 |
103,33±11,05 |
СА, мин |
0,014 ± 0,002 |
0,0158±0,0061 |
0,0145±0,005 |
ИДТ, % |
5,02 ± 0,94 |
5,72±1,31 |
2,94±1,14 |
Агрегация с ристомицином |
|||
СИАТ, % |
78,28 ± 10,12 |
84,75±9,96 |
118,75±15,59 |
СА, мин |
0,016 ± 0,003 |
0,0219±0,008 |
0,0231±0,013 |
ИДТ, % |
5,18 ± 0,99 |
5,87±2,28 |
2,56±1,68 |
Заключение
Парвовирусная инфекция собак у щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев клинически проявляется наиболее тяжело, при этом на третий день болезни уменьшается количество тромбоцитов и индекс дезагрегации тромбоцитов под действием ристо-мицина, что говорит о высокой активности сосудистого компонента и образовании более прочных агрегатов. На пятый день болезни происходит прогрессирующее уменьшение количества тромбоцитов вместе с понижением тромбокрита и повышением объема тромбоцита, уменьшается дезагрегация тромбоцитов под действием коллагена и ристомицина, что является признаком повышения функциональной активности тромбоцитов, а в частности, ее сосудистого компонента.
Количество тромбоцитов при парвовирусной инфекции в старших возрастных группах (молодых и взрослых собак) остается без изменений. Возможно, это связано с тем, что клетки-предшественники тромбоцитов в костном мозге у собак в возрасте младше 6 месяцев более уязвимы для парвовируса.
Изменения функциональной способности тромбоцитов в группах молодых и взрослых собак при парвовирусной инфекции появляются лишь на 5 день болезни и выражаются уменьшением дезагрегации по действием АДФ. Это свидетельствует об образовании более стойких агрегатов под действием АДФ, которая в норме содержится в плотных гранулах тромбоцитов.
В целом можно заключить, что при парвовирусной инфекции наиболее сильно изменяются тромбоцитарные параметры у щенков в возрасте от 2 до 6 месяцев, возможно вследствие незрелости кроветворной системы и поражения вирусом интенсивно делящихся клеток костного мозга.
Список литературы Морфофункциональные параметры тромбоцитов у собак разного возраста при парвовирусной инфекции
- Goddard, A., Leisewitz A. L. (2010) Canine parvovirus. Vet Clin North Am Small Anim Pract., 40(6), рр. 1041-1053.
- Ling, M., Norris, J. M., Kelman, M., Ward, M. P. (2012) Risk factors for death from canine parvoviral-related disease in Australia. Vet Microbiol., 158(3-4), рр. 280-
- Парвовирусы плотоядных и вызываемые ими болезни/Н.А. Власов, В.И. Уласов, И.С. Черняева, Э.И. Элизбарашвили, В.В. Вахрамеева, Д.А. Васильев. -Ульяновск, 2000. -35 с.
- Сулимов, А.А. Парвовирусные инфекции плотоядных/А.А. Сулимов, В.И. Уласов//РВЖ. МДЖ. -2008. -№2. -С. 40-45.
- Otto, C. M., Drobatz, K. J., Soter, C. (1997) Endotoxemia and tumor necrosis factor activity in dogs with naturally occurring parvoviral enteritis. J Vet Intern Med., 11(2), рр. 65-70.
- Девяткин, А. В. Клиническое значение нарушений микроциркуляции и гемореологии при гриппе и других острых респираторных вирусных инфекциях у больных с осложнениями и сопутствующими заболеваниями: дис.. доктора мед. наук: 14.00.10. -М., 2003. -272 с.
- Schoeman, J.P., Goddard, A., Leisewitz, A.L. (2013) Biomarkers in canine parvovirus enteritis. N. Z. Vet. J., 61(4), рр. 217-222.
- Otto, C. М., Riеsеr, Т.M., Brooks, М.B. (2000) Еvidеnсе of hipеrсoagulability in dogs with рaгvоviral еntеritis. J Am Vеt Mеd Assoс., 21 (7), рр. 1500 -1504.
- Goddard, A., Leisewitz, A.L., Christopher, M.M., Duncan, N.M., Becker, P.J. (2008) Prognostic Usefulness of Blood Leukocyte Changes in Canine Parvoviral Enteritis. Journal of Veterinary Internal Medicine, 22(2), рр. 309-316
- Балабанова, В.И. Патоморфология парвовирусного энтерита собак: дис. … канд. вет. наук: 16.00.02/Балабанова Виктория Игоревна. -Санкт-Петербург, 2005. -129 с.
- Mathios E. Mylonakis, Iris Kalli, Timoleon S. Rallis (2016) Canine parvoviral enteritis: an update on the clinical diagnosis, treatment, and prevention. Veterinary Medicine: Research and Reports, рр. 91-100
- Баруздина Е.С., Ошуркова Ю.Л. Особенности функционирования системы гемостаза у здоровых собак в возрасте от двух до шести месяцев//Актуальные вопросы ветеринарной биологии. -2016. -№3 (31). -С. 8-12
- Мейер, Д. Ветеринарная лабораторная медицина. Интерпретация и диагностика/Д. Мейер, Дж. Харви: пер. с англ. -М.: Софион, 2007. -456 с.
- Hackner, S.G. (1995) Approach to the diagnosis of bleeding disorders. Comp. Cont. Educ. Pract. Vet., 17, рр. 331-349.
- Балуда, В.П. Лабораторные методы исследования системы гемостаза/В.П. Балуда, З.С. Баркаган, Е.Д. Гольдберг. -Томск, 1980. -304 с.
- Долгов, В.В. Лабораторная диагностика нарушений гемостаза/В.В. Долгов, П.В Свирин. -М.: Триада, 2005. -223 с.