Морфофункциональные показатели, физическая работоспособность и биохимический профиль юношей с разным уровнем стрессоустойчивости и негативизма

Автор: А.Ю. Приходько, М.С. Головин, С.Н. Герасимов, И.И. Новикова, Р.И. Айзман

Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu

Рубрика: Физиология

Статья в выпуске: S1 т.25, 2025 года.

Бесплатный доступ

Цель: определить морфофункциональный статус и биохимический профиль здоровых юношей с разным уровнем стрессоустойчивости и негативизма в условиях покоя и при выполнении ступенчатого степ-теста до отказа. Материалы и методы. Было обследовано 27 здоровых подготовленных юношей в возрасте 18–22 лет. Уровень выраженности стрессоустойчивости и негативизма определяли по специализированным тестам. Исследования проводили в состоянии относительного покоя и в динамике выполнения ступенчатого степ-теста. Забор капиллярной крови из пальца производили во время 10–15-секундных пауз между ступенями и сразу при отказе. Для оценки биохимического статуса забирали венозную кровь до и спустя 10 мин после максимальной нагрузки на тредбане. Результаты. У юношей с низким уровнем стрессоустойчивости и высоким негативизмом отмечали менее крепкое телосложение, кистевую силу, пройденное расстояние и суммарную мышечную работу на тредбане, а также более раннюю ступень отказа. Биохимический профиль обследуемых в покое не зависел от степени выраженности этих психических качеств, однако после физической нагрузки уровень проявления негативизма отражался на изучаемых показателях в большей степени, чем уровень стрессоустойчивости. Заключение. Комплексная оценка морфофункциональных и биохимических показателей юношей с разным уровнем стрессоустойчивости и негативизма показала существенное влияние данных психических свойств на физическую работоспособность.

Еще

Юноши-студенты, стрессоустойчивость, негативизм, морфофункциональные показатели, биохимические параметры крови, физическая работоспособность, ступенчатый стептест до отказа на тредбане

Короткий адрес: https://sciup.org/147250880

IDR: 147250880   |   DOI: 10.14529/hsm25s105

Текст научной статьи Морфофункциональные показатели, физическая работоспособность и биохимический профиль юношей с разным уровнем стрессоустойчивости и негативизма

S.N. Gerasimov3, ,

I.I. Novikova1, ,

R.I. Aizman1,2, ,

Введение. При оценке функциональных резервов и работоспособности организма наряду с биохимическими, функциональными и генетическими маркерами [1, 11–13], могут быть весьма информативными и психологические параметры [3, 16, 18]. Определенные личностные характеристики могут оказаться важным подспорьем или серьезной преградой в достижении спортивной успешности, особенно в периоды максимальной соревновательной активности и при взаимодействии с тренером. У юношей были обнаружены значимые корреляционные взаимосвязи между стрессоустойчивостью и негативизмом и функционально-биохимическими показателями крови при выполнении физической нагрузки [4], что может указывать на весомое влияние этих маркеров, особенно во время соревнований.

Цель. В связи с этим нами была поставлена цель – определить морфофункциональный статус и биохимический профиль здоровых юношей с разным уровнем стрессоустой-чивости и негативизма в покое и в динамике нагрузочного степ-теста до отказа.

Материалы и методы. Было обследовано 27 физически и психически здоровых юношей-студентов в возрасте 18–22 лет, имеющих разный уровень стрессоустойчивости и негативизма. Все исследования соответствовали этическим стандартам локального био-этического комитета Новосибирского государственного педагогического университета, разработанным в соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной ассоциации «Этиче- ские принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» (с поправками 2000 г.). Каждый участник исследования подписал добровольное согласие на участие в эксперименте.

Исследования проводили в состоянии от- носительного покоя и в динамике выполнения ступенчатого степ-теста. До начала тестиро- вания каждому испытуемому давали установку на достижение максимальной скорости бе- га, а критериями отказа от продолжения нагрузки являлась ЧСС, равная 220 – y, где y – возраст в годах, или отказ в связи с субъек- тивным утомлением испытуемого и невозможностью или нежеланием продолжать бег.

Начальная скорость ступенчатого теста составила 6 км/ч. Длительность бега на каждой ступени – 3 мин. Повышение скорости на каждой последующей ступени составляло 1 км/ч. Для оценки динамики концентраций глюкозы и лактата в процессе выполнения степ-теста производили забор капиллярной крови из пальца во время 10–15-секундных пауз между ступенями и сразу при отказе, а для определения биохимических показателей забирали венозную кровь в объеме 5–6 мл до и через 10 мин после завершения физической нагрузки.

Морфологические показатели оценивали по длине (ДТ), массе тела (МТ), обхвату грудной клетки (ОГК), количеству общего и внутреннего жира (биоимпедансным анализатором Omron BF 508, Япония), окружности плеча в покое (ОПП) и при максимальном напряжении (ОПН). Толщину кожно-жировых складок оценивали с помощью механического кали- перметра (Калифорния, США) в десяти точках тела: под подбородком, на щеке, над гру- дью, под лопаткой, справа от пупка, на задней поверхности предплечья, над подвздошной костью, на уровне 10-го ребра, над коленом, на икроножной мышце [5, 14]. Рассчитывали индексы Кетле

МТ , , I „     , „

---—, кг/м2 I ; Пинье (ИП):

I ДТ 2       J

ДТ[см] -(МТ[кг] - ОГК[см]), характеризую- щие тип телосложения: ИП менее 20 – отражал брахиморфное телосложение, ИП = от 21 до 25 – мезоморфное телосложение, ИП более 26 – долихоморфное телосложение; и мышеч- ный индекс

ОПН - ОПП

ОПП

100%.

Для оценки физической работоспособности определяли суммарную мышечную работу при беге на тредбане. Она складывалась из «работ» на отдельных ступенях: A i = m V i t i , где m – масса тела испытуемого, Vi – скорость движения полотна дорожки на каждой ступени, ti – время бега на i -й ступени. Юноши выполняли бег на беговой дорожке Spirit Fitness XT 685 AC (Hasttings, США).

ЧСС на всех ступенях теста фиксировали по показаниям кардиопередатчика Polar H10 (POLAR Electro, Финляндия). Величину артериального давления определяли механическим тонометром (Pressica Riester, Германия). На основании этих показателей рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ИК), характеризующий соотношение активности симпатической и парасимпатической нервной системы: ИК = | 1 - ДАД | • 100%, при значениях: от -10

^ ЧССI до +10 – нормотонический тип, +10 и более – преобладание ваготонии, –10 и менее – преобладание симпатикотонии.

Функциональные возможности дыхательной системы оценивали с помощью компьютерного спирометра (Спиро-Спектр, Россия) по показателям жизненной емкости и максимальной вентиляции легких.

Кистевую силу (пр + лев / 2) определяли с помощью динамометра ДМЭР-120 Деканьютон (Тулиновский приборостроительный завод, Россия).

Определение концентрации лактата и глюкозы в капиллярной крови проводили на биохимическом анализаторе Super GL Ambulance (Dr. Muller, Германия). Диапазон измерения составлял: для глюкозы 0,6–50,0 ммоль/л; для лактата 0,5–30,0 ммоль/л. На основании этих данных рассчитывали анаэробный порог (ПАНО, или АнП) графическим методом при концентрации лактата 4 ммоль/л [2, 15, 17]. Вклад лактатного (EaiLa, кДж) механизма энергообеспечения рассчитывали по разнице концентраций лактата (∆La, ммоль/л) в капиллярной крови до и после теста: EaiLa =

A La 0,0624 m

=------------ , где m - масса тела человека,

p p – плотность тела человека, принятая за 1 кг/л [8].

Для оценки биохимического профиля в плазме крови определяли концентрацию следующих веществ: общего белка, альбумина, мочевины, мочевой кислоты, креатинина, триглицеридов, железа, кальция, магния, аланинаминотрансферазы, аспартатаминотрансферазы и креатинфосфо-киназы – с помощью биохимического анализатора BS-200E (Mindray, Китай).

Уровень негативизма и стрессоустойчи-вости определяли с помощью специальных тестов [6, 7, 10], в соответствии с результатами которых все обследуемые по уровню выраженности этих свойств были разделены на 3 группы с низким, средним и высоким уровнем.

Полученный материал обработан общепринятыми методами математической статистики с использованием программы Statis-tica 10 for Windows и пакета Microsoft Excel 2010. Нормальность распределения была проверена по критерию Шапиро – Уилка. Результаты непараметрических методов обработки представлены в виде медианы (Me) и Q1–Q3 – нижнего и верхнего квартилей, а параметрических – как среднее значение и его стандартное отклонение (M ± q). При сравнении связанных выборок статистическую значимость различий определяли с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок с нормальным распределением и непараметрического критерия Уилкоксона – при отсутствии нормального распределения. При одновременном сравнении несвязанных выборок (3 групп обследуемых) применили дисперсионный анализ ANOVA в случае нормального распределения, а при его отсутствии – критерий Крас-кела – Уоллиса.

Результаты. В табл. 1 представлены морфофункциональные характеристики юношей с разным уровнем стрессоустойчивости и негативизма как в условиях покоя, так и после выполнения степ-теста. Как видно, при понижении уровня стрессоустойчивости отмечалась тенденция к росту степени негативизма и, соответственно, повышение негативизма сопровождалось снижением устойчивости к стрессу, что свидетельствует о взаимосвязи указанных характеристик (r = –0,78).

Однако в обеих группах ряд морфофункциональных показателей – индекс Кетле, мышечный индекс, сумма кожно-жировых складок, проба Штанге, ЧСС в покое и при достижении анаэробного порога, САД и ДАД в покое, % висцерального жира – не отличался между разным уровнем проявления исследуемых психических качеств. В то же время по мере роста негативизма и понижения стрессо-устойчивости отмечалась выраженная тенденция или достоверное уменьшение крепости телосложения (индекс Пинье возрастал), кистевой силы, жизненной емкости и вентиляции легких. Параллельно этим изменениям выявлено снижение пройденного расстояния на тредбане, суммарной выполненной работы, ступени, на которой возникал отказ от продолжения движения, и, соответственно, потери массы тела и процента подкожного жира. Особенно выраженные отличия выявились между крайними группами – юношами с низким и высоким уровнями стрессоустойчиво-сти и негативизма, тогда как обследуемые со средним уровнем занимали промежуточное положение.

Как видно из табл. 2, концентрации глюкозы в капиллярной крови юношей с разным уровнем стрессоустойчивости и негативизма между группами и внутри них значимо не отличались ни на одной ступени тестирования, однако во время отказа фиксировали тенденцию к повышенному приросту концентрации субстрата у юношей с высокой стрессоустой-чивостью и низким негативизмом по сравнению со студентами других групп. В среднем даже через 10 мин восстановительной нагрузки после отказа концентрация глюкозы оставалась выше фона у юношей со средним и высоким уровнями стрессоустойчивости и низким и средним уровнями негативизма.

Концентрация лактата в крови достоверно изменялась внутри каждой группы в динамике тестирования по мере перехода на каждую следующую ступень тредбана. При отказе концентрация лактата достоверно превышала фоновые показатели у всех обследуемых, но в большей степени у юношей с высокой стрес-соустойчивостью и низким уровнем негативизма по сравнению с другими группами. Только у студентов с высоким негативизмом концентрация лактата после восстановительного периода вернулась до уровня фоновых значений.

Вероятно, выявленные отличия в определенной степени обусловлены разным объемом выполненной физической нагрузки студентами с разным уровнем выраженности исследованных психологических качеств (см. табл. 1).

a ел

>

ад о z

ей 2 со S м

S

2

к л и о И о Он

SP

2 ^

s II

ё^

3 И

СЧ

СЧ

оо^

04"

ГП

■ ◄ МП tn о" -н о

ИГ СП

гл of со

2

Й

ел in нН

со tn

tn

40"

нН

оо, 04"

ог 04" 40

°я со"

in

СП

■ ◄ со ^ о"

tn Ч

СП

tn нН

со о “ --н “И -н ад ад О©" ад 04" 40 00

л ад ад со

Ро

®° ю -Н —1 ад

ад tn

оо ◄ ад ад -н ^ ад 04" ад

нН

ад

2

ч

Он О

tn о"

СП

СО

Ч of

^ of со

Р

5

со

ад"

tn tn

04 СП

°\

-н ад"

СП 04

40

00 40

ч tn"

СЛГ 04"

СП

40

04^ о"

°Я tn"

СП

СП ОО

ад ад ад со" ад ©о"

о о ад 4о" ^ СП О 04

о ад 00 2 “И -н ад 40

ад 40 ад

ад ад

?

04 О ад

-н -н

ад ад о" ел"

О \ ОО

S и

S

И

CD

СП

СП ^ CD

о ^ О

нН

СП

СП со

7

4о"

со

ел

tn

со tn

со нН

нН

tn

СП СО

°\ оо"

40

^1 tn"

ад"

п о"

04

40"

tn со

о о со

о ад ад

40"        40

о ад ад

о   S

ш ад

“И -н

ад ©о

ад ©о

7 04"

о ад

^

-н -н

О 04 о" ел"

о о 1

ел си

S н

д )Д о

8

О

& □

И о Он

2

s и

X 0 о ^ о

3 м

q of

ч чо со

◄ 04 °я о"

нН

СП

ад со

7

ч о со

еэ ел"

°°г tn

04 tn

tn

in

СО

40

tn

7

40 •П о"

40"

40 со

40 04

оо  ад  ад

О ^ ^

tn

£ S S

» л О' — 41 3^

ад ад ад ад

-н -н

ад ад

ад ад ад о"

-н -н

о" ел"

ад ей

1^

Он О

со

СП

СП

ОО

of

of

of со

Р

7 ч

40

04" со

tn СП

°°г

40"

у-Н

о

tn

п

00

о

tn

о

40 ч о"

00 tn tn"

00

40^  tn   00^

ад  ад  4о"

ад

ад  ©о"  ©о"

СП  Г'  04

“И -н

ад о

нН

ш ад оо^ “И НН ад^

ад ад

-н -н

о" ел"

О

ад и

X О со

S

К

гл СП

40 •П

со (N СП

°\ of

Ч

со

ч •с 7 оо S

со

40"

еэ

tn

40

tn оо"

tn ад"

со 04

00

40

04

tn"

ад

°Я

п  ад  ад

оо ^ °

^  04  04

^     ОО

tn ад оо2 “И -н адш 2 о"

“И НН ад in

ад

-н -н

ад ад о" ад

нН нН

й Он

5 8

8 о С

ю

-а о

о о о о м

S нГ

Н +J

S .2

□ ^

□ СО

О ио ft р

О Й

О

О о ио

Ё GO > 'ей ад

д

ю

2 со S й S §

3

X тЗ .0 5 75 о 0 О

15 « о X о ад 0 К

X

£

о й И

S

К о X

ад

К

X о 75

Д

о 75 ел 1

X о ад д

S ад 3

а

2

3 2 х"

5 i

^ и

X м н

X ел ад 2 ° 2 6 О й

ад X

ад Й о ад

GO .О-ад 73 § к

X ей" § о «

И о н о S «

GO

to

о ад 1 й

о

о"

н в

ей Ю

О £

GO

GO О

О

о й о о

о

о" Д И о

X

Ю О &

ей

& о

а

Д

ад

й" о

^

>

& а ад

о > ад

2

д

^ PQ 2

р вад

Ё 22 Нх с

и О к " ^ i ад ад ^f* 8 О О s н о Д о ад

00

К

а а

РН с

И .2 « S

н а ф s^>^ ад3 ад Ф о О

ад

3 а а

й

Й .о ^ tn

н 2 Й

н 75 ° ^^ ^ х ^ ад3 ад ад- о гад

а X

о   й

Рн  ^

^ h 2

ад ^

^ ^ Й

° S 2

и

Биохимический профиль юношей в покое достоверно не различался между группами с разными уровнями стрессоустойчивости и негативизма, а после выполнения максимальной физической нагрузки отмечалось достоверное повышение концентрации креатинина, общего белка и креатинфосфокиназы во всех группах примерно в равной степени (только у обследуемых с высокой стрессоустойчиво-стью и низким негативизмом прирост содержания фермента был больше, чем в других группах) (табл. 3).

Следовательно, у здоровых молодых людей гомеостатические параметры характеризуются достаточной стабильностью как в условиях покоя, так и после выполнения максимальной физической нагрузки на тредбане до отказа, независимо от уровня стрессоустой-чивости и негативизма. Характер глюкозо-лактатной взаимосвязи и повышение концентрации указанных выше показателей сывороточной крови, вероятно, обусловлено максимальной физической нагрузкой и зависит от ее объема [9].

Заключение. Полученные результаты позволяют заключить, что высокий уровень стрессоустойчивости и низкий уровень негативизма способствуют повышению физической работоспособности, что проявляется в увеличении объема выполненной работы, кистевой силы, жизненной емкости и максимальной вентиляции легких, прироста креатинкиназы и в большем вкладе анаэробных процессов в условиях выполнения физической нагрузки.

Статья научная