Морфометрические исследования капсул и личинок трихинелл барсука. Особенности диагностики и профилактики
Автор: Жданова О.Б., Окулова И.И., Холкина П.Ю., Пересторонина А.Е., Рухлядьева Е.А., Успенский А.В., Домский И.А.
Статья в выпуске: 1 т.245, 2021 года.
Бесплатный доступ
Трихинеллез самый опасный зооноз барсуков. Изучали заражение T. spiralis барсуков Meles meles и Meles leucurus. Было исследовано мясо барсуков, естественно инвазированных T. spiralis, из Кировской области. Личинки трихинелл обнаружены во всех исследованных срезах из диафрагмы. Барсуки, как источник инфекции, играют ведущую роль в инантропной инфекции. Для пост смертной диагностики трихинеллеза могут использоваться методы трихинеллоскопии, которые будут нацелены на обнаружение источников инфекции и предотвращение зооноза у человека.
Морфометрия, зоонозы, личинки трихинелл, барсук
Короткий адрес: https://sciup.org/142229113
IDR: 142229113 | DOI: 10.31588/2413-4201-1883-245-1-46-50
Текст научной статьи Морфометрические исследования капсул и личинок трихинелл барсука. Особенности диагностики и профилактики
Среди всех куньих барсуки наиболее неприхотливы, они хорошо размножаются, однако нередко становятся источником распространения и резервуаром гель-минтозов в дикой природе. В Кировской области встречаются европейский и азиатский барсуки, причем, наблюдается сим-патрия данных видов. Плотность расселе- ния барсука в настоящее время не превышает 0,25 особей на 1000 га лесных массивов. Животные часто посещают свалки и иногда заходят в населенные пункты в поисках корма. Барсук, благодаря его всеядности, часто заражается трихинеллезом. Хозяйственное значение барсука складывается из добычи жира и мяса, которое охотники и их семьи часто употребляют в пищу. Обычно за сезон охотники добывают от 1 до 4 барсуков. А общий объем добычи составляет около 8 %. [7]. Хотя данный уровень считается приемлемым, следует отметить, что имеет место и браконьерская добыча с раскопкой нор, постановкой силков, в этом случае мясо животных не исследуется на трихинеллез, и нередко, браконьеры заболевают трихинеллезом. Случаи заражения людей, при употреблении в пищу мяса барсука регистрируются ежегодно в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе и в Европейской части РФ. Опасность заражения зоонозом обусловлена тем, что, эндемические очаги трихинеллеза существуют практически на всей территории РФ, интенсивность инвазии при трихинеллезе у барсука очень велика, а циркуляция трихинелл среди барсуков остается важной проблемой паразитологии [2, 3, 4, 5].
Нужно отметить возможность инва-зирования человека при добыче зараженных трихинеллами животных (особенно, при использовании жира, приготовленного по традиционной технологии, без перетапливания), к тому же следует учитывать, что мясо пользуется достаточно высоким спросом среди сельского населения (особенно в Сибири), в Китае и в некоторых странах Европы барсучьи окорочка являются деликатесом [9, 10]. Таким образом, совершенствование методов исследования на трихинеллез данного животного весьма актуально. В связи с вышесказанным были поставлены следующие задачи: провести измерения капсул и личинок трихинелл барсука, а также изучить интенсивность, экстенсивность инвазии и перспективы профилактики гельминтоза.
Материал и методы исследований. Исследования животных проводили методом трихинеллоскопии (компрессорной и исследования после переваривания в искусственном желудочном соке). Исследовали 72 среза проб мышечной ткани (в соответствии с МУ «Профилактика гель-минтозов, передающихся через мясо и мясные продукты» от 23.09.96). Срезы из-готавивали из кусочков мышц ножек диафрагмы и диафрагмы изогнутыми ножни- цами по ходу мышечных волокон, и помещали в компрессориум. Затем срезы исследовали различными увеличениями (х8; х20; х40), микрофотографирование осуществляли с помощью микроскопа VisionBio (Epi) с автоматическим выходом на экран, при увеличении х40 [8].
Результат исследований. При исследовании всех облигатных хозяев трихинелл, в Кировской области среди добываемых охотниками ежегодно выявляются зараженные барсуки (Meles meles – европейский и Meles leucurus – азиатский). Учитывая, что у барсуков употребляют в пищу мясо и жир, наиболее актуальны исследования барсуков на трихинеллез среди всего семейства куньих (Mustelidae). При трихинеллоскопии мяса диких зверей личинок трихинелл обнаружили у 35 % барсуков. И, таким образом, установлена экстенсивность инвазии (ЭИ) у барсука (35 %), которая несколько меньше, чем у плотоядных и медведя (75 и 50 %, соответственно). При просмотре срезов мышечной ткани ножек диафрагмы и диафрагмы обнаруживали капсулы с личинками трихинелл, которые имели лимоновидную или округлую формы. Личинки обнаруживались в каждом из 72 срезов.
При исследовании спонтанно зараженных трихинеллами животных установили, что капсулы трихинелл у барсука характерной лимоновидной формы, имеют индекс 0,53±0,15; редко встречаются капсулы более округлой формы (индекс 0,7 и выше). Большинство из них содержат личинок, скрученных спирально (90 %). Однако имеется часть личинок, слегка расправленных (5 %), реже по 2 личинки в капсуле (1 %). Интенсивность инвазии (ИИ) 218±79,5 личинок на 1 г мышечной ткани.
С морфологических позиций весьма интересно, что одинаковые вариететы трихинелл в Кировской области формируют капсулы различных форм. Так, например, у волка и медведя ранее наблюдали личинки округлой формы, с индексом 0,8 – 1. На наш взгляд вышесказанное обусловлено тем, что толщина миосимпласта крупных животных больше толщины куньих и поэтому личинки, имеющие одинаковые раз- меры (2,1+0,5 мм) как у куньих, так и у хищных, начинают сворачиваться в спираль, свойства которой зависят от окружающей мышечной ткани. В случае, когда толщина миосимпласта незначительно превышает длину личинки, то они формируют более правильные круглые капсулы, а в тонком симпласте куньих личинка ограничена стенкой симпласта и поэтому располагается вдоль симпласта, что влечет за собой вытягивание капсул. Эти особенности необходимо учитывать при трихи-неллоскопии мяса барсука.

Рисунок 1 - Строение капсулы и личинки трихинеллы у барсука
Учитывая, что поселения барсука все чаще приближаются к населенным пунктам, то становится возможным распространение трихинеллеза из природных очагов с продуктами охоты, подкармливание охотничьих собак, или же при поедании собаками и синантропными грызунами, а, нередко, и свиньями падали. Учитывая, что нередко остатки тушек барсуков бесконтрольно выбрасываются и могут стать источником инвазии, разносясь на значительные расстояния (жуками-трупоедами, грызунами и всеядными). Рекомендуется осуществлять сжигание биологических остатков охоты, однако, ограничением может быть пожароопасная ситуация в регионах. Поэтому также можно использовать эффективные дезинфектанты при обработке остатков мышечной массы при трихинеллезе, оставшихся при мездрении шкур. Так, например, можно рекомендовать классические дезинфектанты (формалин, хлорсодержащие веществ, азид натрия и др.) для обезвреживания биологических остатков охоты. Однако массовому применению данных препаратов в качестве дезинфектантов должна предше- ствовать их оценка для безопасности окружающей среды [1].
Заключение. Принимая во внимание современное состояние проблемы, следует признать, что профилактические мероприятия, основанные на только посмертной диагностике, не обеспечивают надежной профилактики трихинеллеза, в связи с тем, что нередко мясо барсука не исследуют на трихинеллез [3, 6, 10].
Учитывая вышесказанное, необходимо проводить курсы трихинеллоскопи-стов среди охотников и исследовать всех добытых барсуков на охоте, проводить мониторинг инвазии среди этих видов. Помимо определения личинок трихинелл в мясе, важно научить охотников дифференцировать их от аляриоза, саркоцистоза и других гельминтов [8, 9]. Также весьма важными показателями становятся ЭИ и ИИ, перед интродукцией этих животных в дикой природе необходимо проводить исследования на трихинеллез [5, 10].
Резюме
Список литературы Морфометрические исследования капсул и личинок трихинелл барсука. Особенности диагностики и профилактики
- Ашихмин, С.П. Азид натрия: некоторые физико-химические свойства и потенциальное место в дезинфектологии / С.П. Ашихмин [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - № 4. - С. 43-45.
- Жданова, О.Б. Сравнительное изучение топографии кишечноассоциированной лимфоидной ткани стенки кишечника у песца при гельминтозах / О.Б. Жданова, Л.А. Написанова, Е.В. Репина // Труды ВИГИС. - Москва. - 2006. -Т. 42. -С.131-138.
- Жданова, О.Б. Некоторые особенности распространения трихинеллеза в Кировской области / О.Б. Жданова [и др.] // Вятский медицинский вестник. - 2015. -№ 3 (47). - С.36-39.
- Мартусевич, А.К. Анализ физикохимических свойств антигенов некоторых гельминтов как технология паразитологической метаболомики / А.К. Мартусевич [и др.] // Фундаментальные исследования. -2014. - № 12-7. - С. 1437-1441.
- Масленникова, О.В. Распространение А1апа alata в Кировской области и некоторые особенности ее сокристаллизации с растворами дезинфектантов / О.В. Масленникова [и др.] // Российский паразитологический журнал. - 2010. - № 3. - С. 73-76.
- Написанова, Л.А. Трихинеллез: некоторые аспекты его мониторинга и профилактики / Л.А. Написанова [и др.] // Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями: Материалы докладов науч. конф. - 2016. - С. 280-282.
- Соловьев В.А. Зависимость поселений барсука от антропогенных факторов в лесной зоне Вятско-Камского междуречья / В.А. Соловьев, А.В. Соловьев // Проблемы региональной экологии. - 2007. - № 5. - С. 95-99.
- Успенский, А.В. Некоторые особенности распространения трихинеллеза в России / А.В. Успенский // Материалы докл. к 8. научной конф. по пробл. трихинеллеза человека и животных. - Москва. -2000. - С. 68-72.
- Cui, J. An epidemiological overview of swine Тrichinellosis in China / J. Cui, Z.Q. Wang // Vet. J. - 2011. - V. 190. -P. 323-328.
- Uspensky, A. The epidemiology of trichinellosis in the Arctic territories / A. Uspensky, L. Bukina, I. Odoevskaya and S. Movsesian / Journal of Helminthology. - 2018. - V. 93. - P. 1-8. DOI: 10.1017/S0022149X18000020