Мотив нижнего мира в калмыцких волшебных сказках

Автор: Б.Б. Горяева

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 3 (74), 2025 года.

Бесплатный доступ

Мотивнижнего мира в калмыцких волшебных сказках связан с архаическими представлениями о трехмирии. Мотив путешествия героя в нижний мир в калмыцких народных сказках является сюжетообразующим. Иногда герой сам отправляется в нижний мир, спускаясь по веревке с помощью побратимов или войдя в огромную яму. Попав в подземный мир из-за злых умыслов старших братьев, герой получает увечья и исцеляется благодаря волшебным листьям. Нижний мир (дорд орн) в сказочной традиции народа предстает как место обитания хтонических существ. Представители нижнего мира являются хранителями огня, обладают магической способностью при поглощении восстанавливать утраченные органы и конечности. Обитатели нижнего мира представляются враждебными людям. При встрече с человеком они не прочь полакомиться его кровью и мясом. Медноклювая старухашулмус с джейраньими ногами, живущая в расщелине земли, питается вшами и гнидами, пьет кровь, воткнув свой клюв в затылок. Шулмусы в калмыцких сказках могут принимать человеческий облик и вредить людям, отбирая у них еду. Чудовище-мус изображается огромным: одним своим клыком небо бороздит, другим клыком землю взрывает и рычит, питается человечиной. Змей характеризуется как ядовитый, сильный и гневный. Он заглатывает людей сотнями и тысячами, но герой одолевает его. Калмыцкая волшебная сказка показывает борьбу героя с двумя змеями: один пожирает людей, другой извечно воюет с птицей хан Гарудой, съедая ее птенцов. Герой спасает потомство мифической птицы и поднимается на ней в средний мир. При этом нижний мир населен не только хтоническими существами, но и людьми. Подземный мир представляется в калмыцкой сказке схожим с обычным миром. Здесь можно отметить, что подземный мир – это копия с «матрицы», которой является средний мир людей.

Еще

Калмыцкая волшебная сказка, сюжет, мотив, трехмирие, нижний мир

Короткий адрес: https://sciup.org/149149415

IDR: 149149415   |   DOI: 10.54770/20729316-2025-3-469

Текст научной статьи Мотив нижнего мира в калмыцких волшебных сказках

Герой калмыцкой волшебной сказки путешествует по мирам в поисках своей суженой, добывает диковинки, чтобы устранить «недостачу» (по В.Я. Проппу). Действие волшебной сказки калмыков происходит в трех мирах: верхнем, среднем и нижнем.

Мотив трехмирия рассматривался на материале калмыцкого героического эпоса «Джангар» и народных сказок [Горяева 2016; Болдырева 2018]. Верхний мир небожителей, обладающих исключительными способностями и лучезарными ликами, выделяется при рассмотрении мотива трехмирия в калмыцких волшебныхсказках [Горяева 2023].

При этом мотив нижнего мира в калмыцкой волшебной сказке специально не изучался. В настоящей статье на материале калмыцких волшебных сказок, соотносимых с международными сюжетными типами ATU, исследована реализация указанного мотива. Тексты сказок опубликованы в разное время на кириллице в современной калмыцкой орфографии.

При рассмотрении мотива нижнего мира мы опирались на исследования В.Я. Проппа по генезису («истории») волшебной сказки [Пропп 2000], работу С.Ю. Неклюдова по мифологии монгольских народов [Неклюдов 2004]. Актуально для нашего исследования изучение традиционных представлений других тюрко-монгольских народов о пространстве [Традиционное мировоззрение…1988; Содномпилова 2009].

В калмыцких волшебных сказках нижний мир именуется «дорд замин орн» (букв. страна нижней дороги), «там» (преисподняя, ад).

Путь в нижний мир

Герой калмыцкой волшебной сказки попадает в нижний мир разными способами: с помощью волшебных помощников, из-за козней старших братьев, прибывает к хтоническому существу взамен своего отца или по другим причинам.

В сказке «Эркə Билдр» («Эркя Билдер») на сюжетный тип ATU 301 А «Три похищенные принцессы», контаминированный с сюжетным типом ATU 300 «Победитель змея», герой попадает в нижний мир, спустившись в яму шириной с котел для перегонки молочной водки – араки ( əркин хəəснə чигəн нүкн ) по аркану ( арһмҗ ) с помощью своих побратимов [Хальмг туульс 1974, 22].

Трещина в земле ( һазрин шуурха ) [Kalmückische Sprachproben 1909, 43] или огромная яма ( ик нүкн ) [Kalmückische Sprachproben 1909, 8–9; Калян 1994, 131] также являются входом в нижний мир.

В подземный мир герой иногда попадает помимо своей воли. Так, в сказке «Һал хаана отхн шар көвүн» («Сын Гал-хана Отхон Шара»), соотносимой с сюжетным типом ATU 300 «Победитель змея», младший из братьев в пути встречает своего заячи – распорядителя судьбы, в образе старухи, которая дает ему советы. Отхон Шара дважды нарушает ее запрет и попадает в нижний мир. Старшие братья зазывают младшего Отхон Шара в гости, потчуют его, опаивают арзой – молочной водкой, усаживают между собой на войлочный коврик –ширдык. Потом сбрасывают его в подземелье. Герой катится до самого дна, искалеченный спит до тех пор, пока не протрезвеет [Хальмг туульс 1961, 162].

Исцеление героя, упавшего в нижний мир

При падении в нижний мир герой сказки «Һал хаана отхн шар көвүн» («Сын Гал-хана Отхон Шара») калечит себя и не может двигаться. В этом его состоянии мышь начинает грызть героя, в гневе он калечит ее. Мышь добирается до листьев, съедает их, исцеляет свою ногу и снова начинает грызть героя. Когда он сломал ей крестец, мышь опять исцелилась, поев волшебных листьев. Отхон Шара решает тоже испробовать их, ползет к ним, съедает, и его кости срастаются [Хальмг туульс 1961, 162].

В сказке «Ном Төгсг хаана туск тууҗ» («История Номо Тексег хана») на сюжетный тип ATU 531 «Умная лошадь», включающей как эпизод сюжет ATU 300 «Победитель змея», братья сталкивают героя в огромную бездонную яму. Падая, он переламывает ноги, но восстанавливает их листьями, которыми мышь вылечила себя [Алтн чееҗтə… 2010, 50–51].

Нижний мир: обитатели

В нижнем мире под землей локализуются враждебные герою существа. При встрече с человеком они не прочь полакомиться его кровью и мясом. Среди таких существ антропоморфный персонаж – медноклювая старуха с джейраньими ногами, живущая в расщелине земли. Она питается вшами и гнидами, пьет кровь девушки, воткнув свой клюв ей в затылок. Шулмуска является хранительницей огня, с ней же связан один из архаичных мотивов «поглощения и выхаркивания». Так, в сказке о Бергин Бекин Цагане юноши-побратимы (безногий, безрукий и слепой) ловят и бьют медноклювую старуху. Оказавшись при смерти, она проглатывает двух товарищей, затем выплевывает их, возвращая им глаза и руки. А главного героя Бергин Бекин Цагана старуха проглатывает и не выпускает. По подсказке серого воробышка героя находят в мизинце ее правой руки. Бергин Бекин Цаган появляется, став человеком с двумя ногами [Kalmückische Sprachproben 1909, 31–47].

Такой же способностью исцелять при поглощении и выхаркивании обладает птица Хан Гаруда ( хан һəрд ). Она возвращает кусок ноги герою, который он отрезал от себя, чтобы накормить птицу, поднимающую его в средний мир [Хальмг туульс 1974, 22; Алтн чееҗтə… 2010, 52].

Кроме кровососущей старухи с медным клювом под землей обитают и другие враждебные человеку существа. В калмыцких сказках, включающих сюжетный тип ATU 300 «Победитель змея», в нижнем мире живет змей. Так, герой сказки «Һал хаана отхн шар көвүн» («Сын Гал-хана Отхон Шара»), путешествуя по нижнему миру, встречает поселение- хотон , в котором все смеются, в следующем – поют, в третьем – плачут. В отдельном доме-юрте связанная находится дочь хана, которая оставлена в качестве жертвы для змея ( хортн хо һалзн моһа ). Следующими на съедение змею идут те, кто плачет, затем те, кто смеется, и в конце те, кто поет [Хальмг туульс 1961, 162].

Образ змея представлен также в калмыцкой сказке на сюжетный тип АТU 513 А «Шестеро путешествуют по миру». Он характеризуется как ядовитый, сильный и гневный. Младший из девятерых братьев не решается противостоять змею, которому подчинились многие более сильные мужчины, поэтому он отправляется к змею в нижний мир через огромную яму. С помощью товарищей ( өвс шимдг күн ‘человек, сосущий траву’; дала балһдг күн ‘человек, набирающий океан’) он выполняет трудные задания хана и получает его дочь. По совету лисы, которую Йистер пожалел и не стал убивать, он обманывает змея и отдает ему благодарное животное вместо ханской дочери. В награду за это просит золотой сундук, содержащий душу змея. Расправившись со змеем, герой освобождает тысячи пленных людей [Народное творчество… 1940, 215– 217; Kalmückische Sprachproben 1909, 5–9; Калян 1994, 130–131].

Помимо змея враждебным людям предстает также чудовище-мус. Он изображается огромным: одним своим клыком небо бороздит, другим клыком землю взрывает и рычит, питается человечиной [Хальмг туульс 1974, 23].

В сказке «Эркə Билдр» («Эркя Билдер») на сюжетный тип ATU 301 А «Три похищенные принцессы», контаминированный с сюжетным типом ATU 300 «Победитель змея», герой по веревке с помощью побратимов спускается в нижний мир. Там ему встречается белая юрта (хо цаһан гер), в которой часть людей связана, другая – плачет, третья – поет. В трех больших котлах мясо кипит. Этих людей – поющих послезавтра, плачущих – завтра, связанных – вечером, кипящих – по приходу съест мус-людоед, отправившийся за пропитанием [Хальмг туульс 1974, 23].

В белоснежном дворце-юрте герой встречает пятнадцатилетнюю рагни Дангна, дочь Хурмс тенгрия, которую мус захватил и привел в нижний мир. Запах героя, попавшего в нижний мир из среднего, неприятен для муса, он спрашивает свою пленницу из верхнего мира небожителей: «Что за запах навозного жука исходит?» [Хальмг туульс 1974, 23].

Шулмусы в калмыцких сказках могут принимать человеческий облик и вредить людям, отбирая у них еду. В сказке «Эркə Билдр» («Эркя Билдер») шулмус, представ седобородым стариком, связывает по очереди побратимов, съедает все мясо, предназначенное для них. Совладать с ним смог только главный герой, который разрубил хтоническое существо пополам. Нижняя часть шулмуса ушла под землю с угрозой отомстить Эркя Билдеру [Хальмг туульс 1974, 22].

При этом нижний мир населен не только хтоническими существами, но и людьми. В сказке «Һал хаана отхн шар көвүн» («Сын Гал-хана Отхон Шара») жители нижнего мира предстают ростом с локоть, а их лошади величиной с зайца [Хальмг туульс 1961, 162]. В нижнем мире, как и в среднем мире людей, правит хан. Так, Отхон Шара спасает от змея дочь хана подземного мира, которая оставлена на съедение [Хальмг туульс 1961, 162].

Подземный мир представляется в калмыцкой сказке схожим с обычным миром людей. Здесь можно отметить, что подземный мир – это копия с «матрицы», которой является средний мир людей.

Этот вывод подтверждается также наблюдениями, сделанными исследователями на основе изучения традиционного мировоззрения народов Саяно-Алтая:

В мифологии тюрков Южной Сибири оба мира, «небесный» и «подземный», – копии с одной матрицы –«среднего» мира. В них реальный мир дважды повторяет себя, в первом случае абсолютизируя положительное, а во втором – отрицательное начало, уравновешивающие друг друга в общей картине мира. Моделирование «иного» пространства не может осуществляться иначе, и если архаичная мысль выходит за пределы опыта, то «лишь потому, что стремится объяснить, унифицировать, упорядочить опыт» [Традиционное мировоззрение… 1988, 16–17].

Змееборство

В устной традиции калмыков в сказках на сюжетный тип ATU 301 А «Три похищенные принцессы», включающих сюжет ATU 300 «Победитель змея», герой спускается в нижний мир по веревке с помощью своих названных братьев. Далее юноша расправляется со змеем (мусом), пожирающим людей, отпускает всех плененных, с помощью спутников поднимает небесную деву рагни в срединный мир, а его самого побратимы сбрасывают, перерезав веревку. По подсказке подземного хана герой спасает птенцов птицы хан Гаруды от змея. В благодарность мифическая птица доставляет его на землю. Герой расправляется с предателями и женится на небесной деве [Хальмг туульс 1961, 159–164; Хальмг туульс 1974, 18–27].

Калмыцкая волшебная сказка показывает борьбу героя с двумя змеями: один пожирает людей, другой извечно воюет с птицей хан Гарудой, съедая ее птенцов.

Герой сказки «Һал хаана отхн шар көвүн» («Сын Гал-хана Отхон Шара») спасает от змея дочь хана подземного мира, которая оставлена на съедение. Победу над антагонистом присваивает себе ханский повар, который и женится на ханской дочери, но ложь раскрывается, герой в доказательство представляет пятнадцать змеиных ног [Хальмг туульс 1961, 162].

Ранние представления, связанные со змеем, – мудрость, бессмертие и потусторонний мир, зарождение жизни и вода. Исследователи отмечают, что змей – основообразующий персонаж в модели мира. По мнению В.Я. Проппа, он – «сложное и многообразное явление», и попытка подвести его под единое и общее заключение «всегда сводит разнообразие к единству и тем самым искажает сущность явления» [Пропп 2000, 240]. Змееборство, согласно теории ученого, появляется в результате постепенной утраты исходного значения обряда поглощения при инициации. Змееподобное существо, которое обретает черты водного обитателя (рыбы, кита и т.д.), позднее представляется чудовищем, которое герой должен убить [Пропп 2000, 207].

Здесь следует отметить, что перед боем со змеем или чудовищем-мусом герой ест [Хальмг туульс 1974, 23], а потом засыпает непробудным сном [Хальмг туульс 1961, 162; Хальмг туульс 1974, 23]. Просыпается он от слез ханской дочери [Хальмг туульс 1961, 162] или от укола большим ножом [Хальмг туульс 1974, 23]. Эти моменты калмыцкой волшебной сказки соотносимы с выводами В.Я. Проппа о волшебной пище, принимаемой на пути в иной мир, и сне, который присущ только живым. Сон героя перед боем со змеем есть условие победы над хтоническим существом [Пропп 2000, 51–62].

Полет в средний мир

В нижнем мире благодарный за освобождение своей дочери от змея хан-отец советует герою спасти птенцов птицы хан Гаруды ( хан һəрд ) от светло-пестрой змеи и подняться на ней в свой мир, где герой расправляется с предателями и женится на небесной деве [Хальмг туульс 1961, 159–164; Хальмг туульс 1974, 18–27; Алтн чееҗтə… 2010, 46–53].

В калмыцких сказках, включающих как эпизод сюжет ATU 300 «Победитель змея», герой мечом убивает змея и спасает птенцов хан Гаруды. Птенцы укрывают спасителя, но грозная птица проглатывает героя и только после слезных уговоров своих детей выплевывает юношу. Чтобы поднять его в верхний мир, хан Гаруда требует еды и питья: семьдесят туш конины, семьдесят бочек воды [Хальмг туульс 1961, 163–164]; восемьдесят туш овец, восемьдесят туш коров, восемьдесят туш конины [Алтн чееҗтə… 2010, 52].

Во время полета юноша кидает в пасть хан Гаруды мясо, в конце пути отрезав кусок своего бедра. Достигнув среднего мира, хан Гаруда проглатывает героя и выплевывает его целым и невредимым [Хальмг туульс 1961, 164; Хальмг туульс 1974, 22; Алтн чееҗтə… 2010, 52].

Сказочный текст представляет хан Гаруду как существо иного мира, способное после поглощения вернуть полноценность герою, восстановив его конечности. В круг действий мифической птицы хан Гаруды входит пространственное перемещение героя из одного мира в другой. В.Я. Пропп о путешествиях героя по воздуху пишет следующее:

Из волшебных помощников древнейшая форма, несомненно, – птица, обычно – орел или какая-нибудь фантастическая птица.

Птица – древнее культовое животное. Полагали, что душа человека превращается после смерти в птицу или улетает на птице [Пропп 2000, 214].

Проведенный нами анализ сказочных текстов показал, что мифическая птица хан Гаруда способствует пространственному перемещению персонажа из одного мира в другой.

Заключение

Мотив путешествия героя в нижний мир в калмыцких народных сказках является сюжетообразующим. Герой, попав в подземный мир из-за злых умыслов старших братьев, получает увечья и исцеляется благодаря волшебным листьям.

Представители нижнего мира являются хранителями огня, обладают магической способностью при поглощении восстанавливать утраченные органы и конечности.

Обитатели нижнего мира представляются враждебными людям. Нижний мир ( дорд орн ) в сказочной традиции народа предстает как место обитания хтонических существ – шулмусов-кровопийц, мусов-людоедов. Тексты представляют борьбу героя с двумя змеями: один пожирает людей, другой извечно воюет с птицей хан Гарудой. Герой спасает потомство мифической птицы и поднимается на ней в средний мир.

При этом нижний мир населен не только хтоническими существами, но и людьми. Этим представляя копию с «матрицы», которой является средний мир людей.