Мотив превращения в калмыцких сказках на сюжетный тип "Волшебник и его ученик" (АТ 325)

Автор: Горяева Баира Басанговна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается мотив превращения в калмыцких сказках на сюжетный тип «Волшебник и его ученик» (АТ 325). В устной традиции калмыков данный сюжетный тип продуктивно используется в качестве «рамки». В калмыцких сказках на данный сюжет широко представлена фигура вредителя. В качестве учителей, преследующих ученика, выступают семеро великих магов, семь волшебников, Бакши, гелюнг и мус. В рассмотренных текстах именно семь магов, волшебников обучают юношей. Это число в калмыцкой мифоритуальной традиции является сигналом пограничного состояния между нашим и «иным» миром. Бегство ученика от учителя мотивировано: герой бежит от преследователя-антагониста, стремясь спасти свою жизнь, с помощью превращения в различных животных, птиц и рыб. Среди преследователей мус демонстрирует свою «непосредственную связь с хтоническими существами», превращаясь в золотошерстного жеребца владыки хозяев воды - усун хадын эзена, являя принадлежность «чужому» миру. Калмыцкие сказки на сюжетный тип АТ 325 «Волшебник и его ученик» показывают цепь превращений в разных животных учителя и его ученика. Эти превращения показывают возвращение героя из страны мертвых в страну живых. Локус, в котором происходят превращения, является границей миров. Вода как рубеж двух миров (в частности река, море, океан) отражается в картине мира предков калмыков. Во всех вариантах сказок продажа коня вместе с уздечкой оборачивается бедой для превращенного героя, так как узда, которой был укрощен конь, приобретала магическую силу.

Еще

Волшебная сказка, мотив, превращение, герой, волшебник, учитель, ученик, иной мир, река

Короткий адрес: https://sciup.org/149142773

IDR: 149142773   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-1-282

Список литературы Мотив превращения в калмыцких сказках на сюжетный тип "Волшебник и его ученик" (АТ 325)

  • Бадмаев А.А. Заяц в традиционных представлениях и обрядах бурят // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2020. Т. XXVI. С. 723-729.
  • БарагЛ.Г., Новиков Н.В. Примечания // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М.: Наука, 1985. Т. II. С. 389-459.
  • Басангова Т.Г. Животные в калмыцком фольклоре. Элиста: КалмГУ, 2019. 192 с.
  • Бичеев Б.А. Ойратский сборник обрамленных рассказов «Волшебный мертвец» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 1. С. 278-281.
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.
  • Виноградова Л.Н. Из словаря «Славянские древности». Превращение // Славяноведение. 2004. № 6. С. 67-70.
  • (а) Горяева Б.Б. Национальная специфика калмыцких народных сказок: локальные, контаминированные и обрамленные сюжеты // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. № 1. С. 182-187.
  • (b) Горяева Б.Б. Сюжет «Волшебник и его ученик» (AT 325) в калмыцкой сказочной традиции // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. № 2. С. 153-156.
  • Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. 136 с.
  • Назиров Р.Г. Бесценная уздечка. URL: http://nevmenandr.net/nazirov/ nazirov-uzdechka.pdf (дата обращения: 21.01.2023).
  • Омакаева Э.У. Число и цвет в текстах калмыцкой мифоритуальной традиции // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре / отв. ред. М.М. Шахнович. Вып. 8. Сб. в честь 90-летия проф. М.И. Шахновича. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 65-67.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
  • Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М.: ГРВЛ «Наука», 1975. С. 141-155.
  • Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 286 с.
  • Скрынникова Т.Д. Символическое сакральное пространство бурятского фольклора. URL: http://mion.isu.rU/fileaarchive/mion_publcations/turov/s.html (дата обращения: 21.01.2023).
  • Убушиева Д.В. Мотив преодоления водного пространства и преодоления пути посредством скачек (на материале песен багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар») // Монголоведение (Монгол судлал). 2011. № 5. С. 302-308.
  • Убушиева Д.В. Водный мир в сказках астраханских и донских калмыков // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2017. № 4(4). С. 49-81.
  • Шараева Т.И. Обряды жизненного цикла калмыков (XIX в. - нач. ХХ в.). Элиста: НПП «Джангар», 2011. 223 с.
Еще
Статья научная