Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (статья вторая)
Автор: Кузнецова Екатерина Валентиновна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 4 (55), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются отличительные особенности реализации и смыслового наполнения мотива «пророчества о нашем дне» в женской лирике эпохи модернизма по сравнению с мужской. Анализируются стихотворения З. Гиппиус, Н. Львовой, А. Герцык, Е. Кузьминой-Караваевой, Е. Дмитриевой и А. Ахматовой, созданные в 1890-1920 гг., а также драма-мистерия Е. Кузьминой-Караваевой «Семь чаш», во многом развивающая мотивы ранней лирики поэтессы. Выявляются характерные для произведений перечисленных авторов образы и слова-сигналы, указывающие на библейский подтекст и связывающие реальные исторические события (Первая мировая и Гражданская войны, Октябрьская революция) с катаклизмами, предсказанными в Священной истории. Анализируются развитие мотива пророчества от зарождения смутных предчувствий к констатации свершающегося Апокалипсиса и индивидуально-авторские различия в отношении к концу света. А. Герцык видит в ниспосланных бедах путь к искуплению вины, приближающий ее к Богу, Е. Кузьмина-Караваева уповает на спасение праведников и всеобщее преображение мира, которому она готова способствовать по мере сил, А. Ахматова не разделяет радостных надежд на жизнь после смерти и готова либо разделить трагическую судьбу своих соотечественников, либо содействовать всеобщему спасению путем устранения угрозы Страшного суда. Отмечается также возникновение после 1918 г. в женской лирике характерной трансформации апокалиптического мотива пророчества в мотив утопический, предсказывающий воскресение России, спасение человечества и новое процветание.
Мотив пророчества, мотив воскресения, откровение иоанна богослова, апокалипсис, женская лирика
Короткий адрес: https://sciup.org/149127469
IDR: 149127469 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00100
Список литературы Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (статья вторая)
- Андрейчук К.Р. Гендер и сакральное: конструирование образа ведьмы Зинаидой Гиппиус // Новый филологический вестник. 2020. № 2 (53). С. 139-150.
- Ахматова А.А. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1990.
- Боброва Е.В. Апокалипсические и библейские мотивы в лирике Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (на примере сборника «Руфь») // Мир, наука, культура, образование. 2013. № 5 (42). С. 309-311.
- Богданова О.А., Гачева А.Г. Предисловие // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма. М., 2016. С. 11-14.
- Волошин М. Собрание сочинений: в 13 т. Т. 1. М., 2003.
- Герцык А. Из круга женского. Стихотворения. Эссе. М., 2004.
- Гиппиус З. Стихотворения. СПб., 1999.
- Кихней Л.Г., Яковлева Л.А. Апокалипсические коллизии и библейские аллюзии в творчестве А.А. Ахматовой к. 1910-х - н. 1920-х гг. // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2014. № 1. С. 47-52.
- Кузмина-Караваева Е.Ю. Равнина русская: Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. СПб., 2001.
- Кузнецова Е.В. Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья первая) // Новый филологический вестник. 2019. № 51. С. 210-227.
- Львова Н. Старая сказка. М., 1913.
- Риц Г. Аделаида Герцык - поэтесса меж временем и вечностью // Гер-цык А. Из круга женского. Стихотворения. Эссе. М., 2004. С. 5-30.
- Симонова О.А. Образ «вавилонской блудницы» в русской литературе начала ХХ в. // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма. М., 2016. С. 452-467.
- Черубина де Габриак. Исповедь. М., 1998.
- Шустов А.Н. Примечания // Кузмина-Караваева Е.Ю. Равнина русская: Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. СПб., 2001. С. 659-743.
- Яковлева Л.А. Апокалипсическая семантика в поэзии А. Ахматовой: авто-реф. дис. ... канд. филол. н.: 10.01.01. М., 2014.