Мотив самосожжений в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”

Автор: Пулькин М.В.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.7, 2005 года.

Бесплатный доступ

Мотив самосожжения в романе А.Н.Толстого оказывается неоднозначным и требующим пояснений. В статье автор обращается к многочисленным историческим текстам, старообрядческим дискуссиям, разбирает аргументы против самосожжений и оправдывающие самосожжения, не упуская из виду и влияние исторического контекста на роман Толстого.

А. н. толстой,

Короткий адрес: https://sciup.org/14749210

IDR: 14749210

Список литературы Мотив самосожжений в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”

  • Юхименко Е. М. Каргопольские “гари” 1683-1684 гг. (К проблеме самосожжений в русском старообрядчестве)//Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М., 1994. С. 64-119
  • Толстой А. Н. Петр I//Толстой А. Н. Сочинения. Т. 7. М., 1984. С. 447-463.
  • Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995. С. 327.
  • Шашков А. Т. Самосожжения как форма социального протеста крестьян-старообрядцев Урала и Сибири в конце XVII -начале XVIII в.//Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 297.
  • Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой литературы. “Жалобница” поморских старцев против самосожжений (1691 г.)//Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 60.
  • Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжений 1691 г. СПб., 1895. С. 73.
  • Елеонская А. С. Гуманистические мотивы в «Отразительном писании» Евфросина//Новые черты в русской литературе и искусстве (XII -начало XVII в.). М., 1976. С. 263-276.
  • Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в.: Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898. С. 68.
  • Пругавин А. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе//Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 86-111.
  • Демкова Н. С. О начале Выговской пустыни: Малоизвестный документ из собрания Е. В. Барсова//Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 244.
  • Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 223.
  • Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, ф. 17 (Е. В. Барсов), № 1125, л. 1.
  • Послание сибирской “братии”//Житие Аввакума и другие его сочинения/Сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона. М., 1991. С. 225.
  • Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. Т. 1. М., 2002. С. 52-53.
  • История Выговской старообрядческой пустыни. Издана по рукописи Ивана Филиппова. СПб., 1862. С. 383.
  • Пигин А. В., Разумова И. А. Эсхатологические мотивы в русской народной прозе//Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 66.
  • Дронова Т. И. Старообрядчество на Нижней Печоре//Этнографическое обозрение. 2001. № 6. С. 35.
  • Приговор Марье Григорьевой//Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России. 1654-1684 гг. М., 1990. С. 95.
  • Асонов А. В. Древнерусский эсхатологический патриотизм и военная неудача под Нарвой (попытка историософского анализа)//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 1999. С. 25.
Еще
Статья