Мотив «тонкого сна» в литературных визионерских сюжетах

Автор: Шилова Наталья Леонидовна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 1 (130), 2013 года.

Бесплатный доступ

Поставлен вопрос о разграничении мотивов снов и видений в художественной литературе. В предшествовавших исследованиях они часто объединялись в единое смысловое поле. В то же время в литературно-художественных источниках начиная с Данте и Байрона и заканчивая современной прозой, напротив, подчеркивается их различие. На примере нескольких произведений русской прозы XIX-XX веков («После смерти» И. С. Тургенева, «Отец Сергий» Л. Н. Толстого, «Чапаев и Пустота» В. Пелевина) рассмотрены особенности использования визионерских мотивов в литературе Нового времени и, в частности, мотив «тонкого сна» как маркер визионерской темы. В русской культуре мотив «тонкого сна» сформировался в Средневековье. Как показывает исследование, в современных текстах он сохраняет свои традиционные семантические и стуктурные особенности -амбивалентный характер, узнаваемую визионерскую образность, дифференциацию с обычным физиологическим сном. Результаты проведенного анализа заставляют четко дифференцировать сны и видения при изучении русских визионерских сюжетов.

Еще

Русская литература, видения, тургенев, л. толстой, пелевин

Короткий адрес: https://sciup.org/14750357

IDR: 14750357

Список литературы Мотив «тонкого сна» в литературных визионерских сюжетах

  • Английская поэзия в русских переводах. М.: Прогресс, 1981. 684 с.
  • Византийские легенды. Л.: Наука, 1972. 304 с.
  • Гродецкая А. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. СПб.: Наука, 2000. 699 с.
  • Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 395 с.
  • Данте. Божественная комедия. М.: Интерпракс, 1992. 624 с.
  • Криничная Н. А. Этнография религии. Легенды о возвращении из загробного мира (по восточнославянским материалам)//Этнографическое обозрение. 2005. № 6. С. 114-129.
  • Лурье М. Л. Странствия души по тому свету в русских обмираниях//Живая старина. 1994. № 2. С. 21-26.
  • Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996. 437 с.
  • Нечаенко Д. А. Сон, заветных исполненный знаков. М.: Юридическая литература, 1991. 414 с.
  • Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 2003. 302 с.
  • Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 428 с.
  • Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописи соловецкой библиотеки. СПб., 1890.
  • Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе//Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. 1964. Т. 231: Вопросы стиля художественной литературы. C. 35-56.
  • Святого отца нашего Григория Двоеслова Епископа Римского собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М.: Благовест, 1996. 309 с.
  • Сны и видения в народной культуре. М.: Издательство РГГУ, 2002. 381 с.
  • Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. М., 2006. 226 с.
  • Сухов А. А. Феномен визионерства: культурно-исторические основания и модификации. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 212 с.
  • Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1989. 573 с.
  • Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 8. М.: Худож. литература, 1981. 495 с.
  • Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 12. М.: Худож. литература, 1982. 478 с.
  • Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения в 12 т. Т. 10. М.: Наука, 1982. 607 с.
  • Шилова Н. Л. Визионерские мотивы в постмодернистской прозе 1960-1990-х годов (Вен. Ерофеев, А. Битов, Т. Толстая, В. Пелевин). Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. 120 с.
  • Ямпольский М. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или о Материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 616 с.
  • Ярхо Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения»//Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации. М.: Наука, 1989. Вып. 4. С. 18-55.
Еще
Статья научная