Мотив "утверждения земли" в русской литературе 1917-1920-х гг.: статья первая

Автор: Богданова Ольга Алимовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (45), 2018 года.

Бесплатный доступ

На материале художественной прозы, поэзии и эссеистики Д.С. Мережковского, С.Н. Булгакова, Г.И. Чулкова, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, А.М. Ремизова, С.Н. Дурылина, М.А. Волошина и др. в статье рассмотрена одна из важнейших модификаций мотива «утверждения земли» в русской литературе революционных лет (1917-1920-е гг.) - упование на ее спасительную роль по отношению к предавшему, по мнению названных авторов, свое Отечество русскому народу. Показано, как в результате произошедшего в огне революции 1917 г. сдвига в русской национальной картине мира, обусловленного разрывом отождествлявшихся столетиями понятий «земля» и «народ», именно «земля» стала главной носительницей «святости» как национальной идентичности. В виду «недостоинства» народа в эпоху русской катастрофы (Первой мировой войны, победившей революции и Гражданской войны), центр тяжести в составе понятия о родине, России, переместился на другую его составляющую - землю, «святость» которой теперь нуждалась во все большем обосновании и утверждении. Чем бледнее становилась мысль о «богоносности» народа, тем ярче обнаруживалась в русской литературе 1900-1910-х гг. убежденность в «святости» родной земли. В 1916 г. «вечный» образ «Святой Руси» впервые отобразился в православной церковной гимнографии. В 1918 г. в службу всем русским святым была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную ». В связи с этим в ряде литературных текстов рассмотрены смежные мифологемы «Святой Руси» и «Невидимого града Китежа», получившие особую сотериологическую актуальность в период радикальной ломки, опасной для самого существования исторической России.

Еще

Мотив "утверждения земли", "грех земле", народ, революция 1917 г., "святая русь", Россия, "невидимый град китеж"

Короткий адрес: https://sciup.org/14914700

IDR: 14914700   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00021

Список литературы Мотив "утверждения земли" в русской литературе 1917-1920-х гг.: статья первая

  • Аркин Д.Е. Любовь к земле//Народоправство. 1918. № 23-24. 1 февр. С. 15-17.
  • Богданова О.А. Концепт «земля» в творческом сознании Ф.М. Достоевского и культурных деятелей Серебряного века (Д.С. Мережковского, А.А. Блока, Вяч.И. Иванова, Ф. Сологуба, А. Белого, Г.И. Чулкова)//Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. К 190-летию со дня рождения и к 130-летию со дня смерти Ф.М. Достоевского. М., 2013. С. 101-110.
  • Богданова О.А. Мотив «отрицания земли» в критике и прозе русских символистов//«Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. М., 2015. С. 239-255.
  • Богданова О.А. Новые референции концепта «земля» в русской литературе революционных лет (1917-1920-е)//Studia Slavica Academiae Scientairum Hungaricae. 2017. Т. 62. Вып. 2. С. 247-258.
  • Богданова О.А. «14 декабря» Д.С. Мережковского как роман о русской революции 1917 года//Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 2. С. 172-189.
  • Бурдина С.В. Мифологема Китежа в поэзии начала XX века: новые грани интерпретации//Филологические заметки. 2010. Т. 1. С. 16.
  • Захаров В.Н. Почвенничество в русской литературе: метафора как идеологема//Проблемы исторической поэтики. Вып. 10: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 7. Петрозаводск, 2012. С. 14-24.
  • Карташев А.В. Судьбы «Святой Руси»//Православная мысль. Труды Православного Богословского института в Париже. Вып. 1. Париж, 1928. С. 134-156.
  • Карташев А.В. Возсоздание Св. Руси. Париж, 1956.
  • Касаткина Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004.
  • Кузнецова Е.В. Мир древних славян в культуре Серебряного века: научно-философская рефлексия и художественная практика: автореф. дис. … к. культурологии: 24.00.01. Киров, 2007.
  • Лепахин В.В. Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные, историософские категории Святой Руси//Интернет-журнал Сретенского монастыря. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050618142237.htm (дата обращения 12.01.18).
  • Моисеева А.А. Реконструкции славянских мифов в поэтических циклах К. Бальмонта, С. Городецкого, А. Кондратьева//Филологические заметки. 2012. Т. 1. С. 177-181.
  • Топорков А.Л. Земля//Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995. С. 192-195.
  • Суслова И.Б. Славянский миф в литературе и искусстве Серебряного века -этико-педагогический экскурс//Вестник Университета РАО. 2017. № 1. С. 8-14.
  • Чулков Г.И. Красный жеребец: рассказ//Чулков Г.И. Годы странствий. М., 1999. С. 590-602.
  • Чулков Г.И. Достоевский и судьба России//Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 15. СПб., 2000. С. 389-407.
Еще
Статья научная