Мотивация к самосовершенствованию как эффективный стимул обучения огневой подготовке в образовательных организациях системы МВД России

Автор: Гущин Дмитрий Николаевич

Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui

Статья в выпуске: 2 (10) т.5, 2020 года.

Бесплатный доступ

В настоящей статье рассматривается проблема, связанная с повышением мотивации деятельности обучающихся, направленной на формирование необходимых компетенций для будущей профессиональной деятельности, связанной с возможным применением огнестрельного оружия.

Процесс обучения, воспитание, мотивация личности, образовательная деятельность, стремление к самосовершенствованию

Короткий адрес: https://sciup.org/142225789

IDR: 142225789

Текст научной статьи Мотивация к самосовершенствованию как эффективный стимул обучения огневой подготовке в образовательных организациях системы МВД России

Профессиональная деятельность сотрудника полиции при выполнении оперативно-служебных задач неразрывно связана с возможным применением табельного оружия.

Главную роль в подготовке высококлассных специалистов для органов внутренних дел играют образовательные организации системы МВД России. Обучению умелому обращению с огнестрельным оружием курсантов и слушателей уделяется достаточное количество времени, однако не всегда достигнутые умения молодого сотрудника полиции соответствуют необходимым высоким профессиональным качествам.

Все это заставляет искать пути повышения эффективности обучения, разрабатывать новые средства и методы проведения учебных занятий.

Рассматривая проблемы освоения огневой подготовки курсантов, пытаясь найти причины таких проблем, мы сформулировали некоторые выводы относительно истинных причин, затрудняющих освоение меткого выстрела некоторыми обучающимися.

Как известно, процесс освоения навыкам уверенного владения огнестрельным оружием состоит из двух частей: технической и психологической.

Техническая часть огневой подготовки призвана сформировать у обучающихся такие устойчивые навыки, как изготовка, правильный хват оружия, прицеливание, спуск курка с боевого взвода и приемы стрельбы в целом.

Данные умения обычно приобретаются в процессе длительных тренировок «вхолостую». При такой работе у курсантов формируются необходимые двигательные связи с образованием мышечной памяти.

Когда значительное количество «холостых» выстрелов перейдет в определенное качество, есть смысл переходить к стрельбе с патроном. Если же приступить к стрельбе после короткого объяснения, как зачастую бывает при большой группе обучающихся и дефиците времени, то эффект от таких занятий будет минимальным.

128 При этом очень важно учитывать то, что работа без патрона только тогда даст положительные результаты, когда каждый элемент будет отрабатываться осознанно и при полном контроле своих ощущений со стороны стрелка. Здесь недопустимо бездумное механическое повторение каких-либо движений.

Другая сторона обучения заключается в психологической подготовке. Боязнь боевого оружия, ожидание выстрела, страх перед отдачей или сильным звуком от выстрела зачастую приводят стрелка к сильному нервному напряжению. В таких негативных условиях весь приобретенный ранее навык очень часто сводится к нулю, особенно на первоначальном этапе обучения, когда еще не сформированы устойчивые мышечные и двигательные связи.

Находясь в сильном эмоциональном напряжении, некоторые обучающиеся делают множество грубых ошибок в одном или нескольких элементах стрельбы, чаще всего в завершающей фазе выстрела при обработке спуска курка – резкое нажатие, приводящее к рывку кисти с оружием вниз и в итоге к далеким отрывам.

В настоящее время существует огромное количество методик, как по технической, так и по психологической подготовке стрелка. Они общеизвестны и нет смысла подробно на них останавливаться.

Но, судя по данным практики, подробное объяснение основных ошибок и методов их исправления зачастую не приводит к заметному росту результатов и не оказывает какого-либо положительного эффекта на отдельных обучающихся. Работая в составе учебной группы, такие курсанты продолжали повторять свои ошибки, даже зная о них.

Вместе с тем было замечено, что индивидуальные дополнительные занятия со слабоуспевающими курсантами давали огромный скачок в успешном освоении огневой подготовки. По наблюдениям, при работе индивидуально среднее время освоения базовым навыкам стрельбы занимает около двух недель ежедневных 128 двухчасовых тренировок. При этом удается в короткий срок исправить у обучающегося основные грубые ошибки как технического, так и психологического характера.

Для примера: самое короткое время формирования относительно стабильных навыков стрельбы в процессе индивидуальных занятий составило две интенсивные тренировки. В последующем в составе учебной группы такой курсант при выполнении стрелковых упражнений стал показывать стабильные положительные результаты.

Самое большое время составило чуть более двух месяцев. В последнем случае обучающийся изначально панически боялся оружия и всего, что с ним связано. Но и эта проблема по истечении указанного срока была практически сведена к нулю.

При изучении причин, которые приводили к резкому росту результатов при индивидуальных тренировках перед групповыми занятиями в составе учебной группы, были сделаны некоторые выводы.

По наблюдениям, основным стимулом улучшения качества стрельбы является сильная мотивация самого обучающегося к самосовершенствованию, его внутренняя личностная установка, приобретение уверенных навыков.

В приватной беседе с такими обучающимися выяснялось, что на самом деле они сами не проявляли должного усердия на практических занятиях в составе учебной группы, особенно при работе «вхолостую».

С их слов, такая предварительная работа, где очень важно уметь сосредоточиться на своих ощущениях, не вызывает у них энтузиазма. Это занятие быстро становится для них скучным, и, по их мнению, не способствует улучшению стрельбы.

Надо ли говорить, что при таких личностных установках никакая современная 129 и прогрессивная методика обучения не способнапринести ощутимого результата.

Необходимо понимать, что если у самого обучающегося нет четко выраженного желания к формированию устойчивого навыка стрельбы, то никакие специалисты в этой области будут не в состоянии ему помочь. Основным препятствием будет являться то обстоятельство, что обучающийся психологически не готов к процессу обучения.

В тех случаях, когда обучающийся самостоятельно, по своему желанию обращался к преподавателю с целью и желанием все-таки научиться метко и стабильно стрелять, он начинал прислушиваться к рекомендациям и советам преподавателя и стараться их в точности выполнять. В результате на первых же занятиях качество стрельбы зачастую ощутимо возрастало, что приводило обучающегося к чувству уверенности в своих силах. При этом возникал глубокий интерес к освоению дисциплины, что, в свою очередь, снова давало рост результатов.

Полагаем, сложность формирования стрелкового навыка у отдельных курсантов заключается не в отсутствии способ- ностей и талантов, а в заниженном волевом стремлении к обучению.

Именноличное волевое решение, усердие и настойчивость самих обучающихся являются мощными катализаторами быстрого исправления самых распространенных ошибок стрельбы как технического, так и психологического характера.

Отсюда можно сделать вывод, что основной проблемой приобретения навыков практической стрельбы становится не использование новейших методик в обучении, но решение вопроса мотивации обучающихся к самосовершенствованию.

Становится очевидным, что одна из важнейших задач преподавателя – пробудить у обучающихся потребность в самовоспитании воли, необходимой для успешного преодоления трудностей в процессе обучения, в том числе в приобретении компетенций уверенного владе- 129 ния огнестрельным оружием в процессе служебной деятельности.

Решение данной проблемы не относится к техническим или психологическим аспектам обучения огневой подготовки, а, скорее, к области педагогических приемов и методов стимулирования к обучению.

Множество факторов формируют мотивацию к обучению: уровень профессиональной компетентности преподавателя, его педагогическое мастерство, способность не пересказать учебный материал, а увлечь им обучающихся, безусловно, являются ключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения.

Но было бы большой ошибкой полагать, что только умелое владение педагогом образовательными технологиями, связанными с дидактическими методами организации и проведения учебного занятия, сможет обеспечить эффективность процесса обучения. И здесь немаловажную роль играют методы стимулирования к обучению.

Например, сильными мотивами к обучению могут и должны стать такие общеизвестные педагогические приемы, как метод непосредственного влияния или личный пример, различные поощрения в ходе учебных занятий, авторитет самого преподавателя, как специалиста своего дела.

Кроме этого, было замечено, что неким мотивирующим фактором является наличие в учебной группе спортсменов-стрелков из числа курсантов, входящих в сборную команду института по стрельбе. В последнем случае их личные достижения, успехи в спорте проявляют у других обучающихся склонность к подражанию.

В силу одинакового социального статуса (курсант – курсант), равного возраста такие курсанты являются как бы связующим звеном между преподавателем и учебной группой.

Имея более глубокий стрелковый опыт, курсанты-спортсмены способны гораздо быстрее воспринимать рекомендации и советы преподавателя на учебных занятиях и в дальнейшем с помощью личного примера оказывать непосредственное влияние на общую мотивацию к обучению в группе, являясь для остальных обучающихся примером.

Об авторе:

130 About the author:

Gushin Dmitry N., Senior Lecturer of Tactics and Special Training, Rostov Law Institute of MIA of

Russia

Статья научная