Мотивация вступления в виртуальные сообщества подростков с религиозной направленностью
Автор: Ахмадеева Е.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Психологические науки
Статья в выпуске: 12-1 (51), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье отражены теоретические взгляды на понятия «виртуальные сообщества», «мотивация», «религиозная направленность», а также представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей мотивации в выборе сайтов религиозных и формально религиозных подростков. Проведенное исследование показало, что участники опроса независимо от уровня религиозности проводят время на сайтах интернета по мере необходимости, осознанно выбирают виртуальные группы, избирательно подходят к кругу общения в социальных сетях. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Мотивация, выбор, виртуальные сообщества, подростковый возраст, религиозная направленность
Короткий адрес: https://sciup.org/170190715
IDR: 170190715 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11608
Текст научной статьи Мотивация вступления в виртуальные сообщества подростков с религиозной направленностью
Интернет-пространство представляет собой особую среду и средство социального взаимодействия, где реализуются «разнообразные сферы современной жизнедеятельности» и под которой понимается «интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети» [1; 12].
В этой среде можно общаться в группе людей, объединенных общими интересами, на личных страницах отображать свой внутренний мир, демонстрировать собственные достижения, удовлетворять потребность в аффилиации, а также осуществлять разного рода взаимодействия. Не менее важную составляющую информационных коммуникаций составляют виртуальные сообщества, означающие «совокупность социальных связей и отношений, опосредованных интернетом, целью которых является установление межличностного общения между людьми, создание сети друзей для реализации различных социальных потребностей» [7].
Особенность виртуальных сообществ выражается в том, что все участники имеют общие интересы и цели, членство и общий канал коммуникации [5].
В отличие от социальных сетей для участников виртуальных сообществ представлено больше возможностей для самовыражения, расширены границы поиска новых знакомых, получения скрытой информации. Сообщества виртуального пространства можно рассматривать как социальную группу, поскольку сообщество имеет внутреннюю организацию; общую групповую цель, которая выражается в индивидуальном интересе, отраженном в общностном знании; различные формы социального контроля, а именно участие системных администраторов и наличие социальных норм; в сообществе, как и в социальной группе, происходят активные групповые взаимодействия; все пользователи ощущают принадлежность к существующей группе, благодаря общности знаний и пониманию, какой социальный статус они занимают по отношению к другим участникам. Увеличение виртуальных сообществ и расширение разнообразия предлагаемой ими активности обуславливает ежегодный рост числа пользователей. Особый интерес вызывают участники виртуальных сообществ подросткового возраста. Под влиянием социальной среды у подростков возникает мотивация к вступлению в виртуальные сообщества, основу которой составляют притязания, убеждения, мировоззрение, потребности и направленность личности подростка [11].
В ряде исследований отмечено, что виртуальные сообщества привлекают подростков разнообразными инструментами са- мовыражения, общения, поиска новых знакомых, преодоления одиночества, всем тем, что они не получают в собственной семье. Рассматривая семью как фактор, влияющий на социализацию подростков, В.Н. Дружинин отмечает такую ее «важную характеристику как принадлежность семьи к определенной культуре, в том числе культуре религиозной» [4].
В процессе социализации религиозные установки передаются от родителей детям. Исследователями раскрыты функции религии и отмечена роль регулятивной функции в поведении верующего человека, состоящей в том, чтобы с помощью определенных установок, идей, ценностей, стереотипов осуществлять управление сознанием и поведением, деятельностью и взаимоотношениями.
Российский социолог Ж.Т. Тощенко интерпретирует религиозность как «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний» [10].
Религиозность обозначает «социальнопсихологическое свойство личности, субъективное отражение, степень принятия элементов религии, проявляющихся в сознании и поведении личности» с позиции отечественных психологов О.В. Сучковой [8]. Т.И. Ачинович обратила внимание на личностные особенности верующего человека: «более высокий уровень развития эмпатии, позитивное отношение к другим, высокая выраженность ценностных ориентаций на любовь, я-центрических черт (самоуверенность, самоценность, самопринятие), эмотивность, неагрессивность, большая, по сравнению с неверующими, сформированность ценностных и смысложизненных ориентаций» [2].
Как одну из форм духовности, являющейся «определенным атрибутом морали по своему содержанию», интерпретирует религиозность В.Д. Шадриков [11]. Автором отмечено, что по содержательной наполненности древние формы религии идентичны с моралью, однако религиоз- ность все-таки следует рассматривать посредством веры.
И.Н. Яблоков подчеркивает, что «вера есть особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации и достижимости поставленной цели о конечном итоге события, реализации на практике предвидимого поведения, результате проверки» [13].
К религиозным подросткам мы вслед за О.В. Сучковой относим таких, которые «верят в существование Бога, в сотворение им мира, в его влияние на все происходящее» [9], изучают священное писание и познают Божественные истины, знают, что такое грех и покаяние, ежедневно читают молитвы, следуют нормам, изложенным в священных писаниях, и посещают храм.
Мы предположили, что выбор вступления в виртуальные сообщества связан, в том числе, и с религиозной направленностью подростков, поскольку в основном виртуальные группы они выбирают бессистемно, что объясняется характерными особенностями этого возраста: активность, любопытство, общительность, социальная смелость, критичность, противоречивость и готовность к риску.
Цель исследования состоит в изучении особенностей мотивации вступления в виртуальные группы подростков с религиозной направленностью. Для реализации цели мы использовали тестовую методику «Религиозность» (О.В. Сучкова) [9]; анкету «Мое отношение к религии» (И.Э. Соколовская) [6].
В исследовании принимали участие 26 человек, из них 17 девушек и 9 юношей, которые совместно с родителями регуляр- но посещают протестантскую церковь и мечеть. Средний возраст испытуемых 15 лет.
Согласно полученным данным по методике О.В. Сучковой во всей выборке выяв- лены подростки с высоким, средним и низким уровнем религиозности. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Распределение подростков по уровням религиозности
Уровни религиозности |
Количество подростков |
Доля |
Высокий |
9 |
34,6 |
Средний |
14 |
53,8 |
Низкий |
3 |
11,6 |
Всего |
26 |
100 |
Из таблицы видно, что самой многочисленной оказалась группа испытуемых со средним уровнем религиозности, в нее вошли 53,8% респондентов, группу испытуемых с высоким уровнем религиозности составили 34,6% человек, с низким уровнем – 11,6% подростков. Участники опроса с высоким уровнем религиозности согласно О.В. Сучковой, «полностью разделяют православное вероучение, соблюдают нравственные нормы, респонденты со средним уровнем религиозности перечисленные выше показатели соблюдают, но не в полной мере и нерегулярно, подростки, обладающие низким уровнем - убеждения и верования не разделяют» [9].
Интересно отметить, что по результатам анкеты И.Э. Соколовской «Мое отношение к религии», цель которой заключалась в выявлении мотивов посещения храма, целей приобщения к религии, периодичности обращения к священным текстам, молитвам и где ответ на каждый вопрос оценивался в баллах (от 0 до 90) по критерию степени выраженности религиозности, образовалось только 2 группы испытуемых.
Первую группу (11 человек) составили истинно верующие подростки (религиозный тип), набравшие 60-90 баллов, во вторую группу (15 человек) вошли подростки формально верующие (формально религиозный тип) – 30-59 баллов. Нерелигиозных подростков – 0-29 баллов не оказалось.
Согласно результатам анкеты, в группе истинно верующих преобладает потребность в общении с Богом, участники опроса разделяют верования и убеждения, связанные с религиозными учениями, такие как неприемлемость воровства, насилия и разного рода зависимостей, соблюдают важные нравственные нормы, одобряемые религией, признают существование ада и рая, регулярно читают священные книги, в частности, Библию и Коран, осознают себя членами группы священных организаций и пропагандируют свое вероисповедание. По мнению И.Э. Соколовской, для подростков из группы формально верующих вера является либо «результатом семейного воспитания, либо определенной «моды», либо национальной и культурной принадлежности, желанием следовать традициям предков» [6].
На вопрос «какие преимущества есть у верующего человека, по Вашему мнению», большая часть испытуемых (57%) выбрала ответы: «вера помогает преодолевать трудности» и «верующий человек не ощущает себя одиноким».
Опрос показал, что для испытуемых неважно наличие внешних признаков религиозности: нательных крестиков, икон, соблюдение праздников и т.п. Проанализировав ответы, выяснилось, что участники опроса обращаются в Интернет по мере необходимости и проводят за сеанс не более 2 часов, предпочитают социальные сети Instagram, Facebook, Вконтакте, чаще всего посещают учебно-информационные сайты, сайты для прослушивания и скачивания музыки, виртуальные музеи, онлайн служения христианских церквей. Как показал анализ ответов на анкету, круг общения в Интернете истинно верующих испытуемых ограничен преимущественно знакомыми и друзьями, они также не склонны знакомиться с новыми людьми через социальные сети, в то время как формально ве- рующие подростки более свободно устанавливают контакты с незнакомыми пользователями, практически не задумываясь о собственной безопасности. Наибольшую популярность у истинно верующих подростков имеют виртуальные сообщества на основе общих интересов и увлечений, в том числе и участие в онлайн служениях церкви.
Таким образом, подростки из семей с религиозной направленностью используют интернет осознанно и целенаправленно. Среди основных причин вступления в виртуальные сообщества истинно верующие респонденты указали следующие: найти единомышленников, из-за потребности общаться с верующей молодежью, заинтересовала тема сообщества, по приглашению друзей. Причины вступления в виртуальные сообщества у формально верующих испытуемых – получение и обмен информацией, установление новых контактов, приобретение признания со стороны других членов сообщества, по приглашению друзей.
Проведенное исследование выявило основные мотивы вступления подростков с разным уровнем религиозной направленности в виртуальные сообщества, к которым относятся мотивы общения, установление новых контактов и получение необходимой информации. Участники опроса в целом используют интернет-пространство по мере необходимости, осознанно выбирают сайты, избирательно подходят к своему кругу общения в социальных сетях. На наш взгляд, это свидетельствует о правильном подходе к воспитанию подрастающего поколения и выработке ценностных ориентаций, направленных на их безопасное развитие в современной коммуникационной среде.
Список литературы Мотивация вступления в виртуальные сообщества подростков с религиозной направленностью
- Ахмадеева Е.В. Виртуальное пространство как угроза психологической безопасности семьи // Вестник Башкирского университета. - 2014. - Т. 19. № 1. - С. 242-247.
- Ачинович Т.И. Актуальные проблемы исследования религиозности в современной отечественной психологии // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 3. Т. II (Психолого-педагогические науки).- С. 218-222.
- Грановская Р.М. Психология веры. - СПб.: Питер, 2010. - 480 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Изд-во: "Питер", 2006. - 176 с.
- Рыков Ю.Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // Журнал социологии и социальной антропологи. - 2013. - Т. 16. № 4. - С. 44-60.