Мотивационный анализ "центрального героя" как средство реконструировать логико-временную последовательность былинных сюжетов
Автор: Миронов А.С.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 2 (69), 2024 года.
Бесплатный доступ
Вопрос об отношении национальной эпической традиции к хронологической взаимосвязи различных эпизодов, объединенных образом того или иного героя, остается открытым, хотя уже П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг, первооткрыватели живого бытования русских былин, сформулировали его в своих наблюдениях и заметках. Малособытийность и вариативность русской героической поэзии - а также отсутствие в ее контексте «большой формы» - обычно рассматриваются эпосоведами как свидетельства того, что любые попытки реконструировать цельную «эпическую биографию» былинного персонажа с неизбежностью окажутся несостоятельными. Между тем, отсутствие «большой формы» отнюдь не исключает того, что в сознании сказителей существовало представление о логико-временной последовательности исполняемых ими сюжетов. Сказанное подтверждает, в частности, практика фабульной контаминации. Для того, чтобы реконструировать модель темпорального континуума, характерного для русского эпического сознания, автор статьи предлагает обратить внимание на «центрального героя» былинного мира - князя Владимира. В качестве критерия, позволяющего хронологически упорядочить сюжеты, в которых действует князь Владимир, предлагается мотивация героя: в разных сюжетах князь Владимир движим либо личной честью и личной славой - либо, напротив, честью христианских святынь и желанием приумножить славу Божию. Цельная «эпическая биография» этого персонажа может быть выстроена на основе его духовно-нравственной динамики: последовательного перехода от дохристианских ценностей к аксиологическим категориям православной веры.
Былины, сюжет, ценностная мотивация, князь владимир, логико-временной континуум
Короткий адрес: https://sciup.org/149145985
IDR: 149145985 | DOI: 10.54770/20729316-2024-2-32
Список литературы Мотивационный анализ "центрального героя" как средство реконструировать логико-временную последовательность былинных сюжетов
- Азбелев С.Н. Исторический Добрыня - герой древнейших новгородских былин: науч. ст. Чело. 2003. № 1. Т. 26. С. 53-60.
- Аникин В.П. Русский богатырский эпос: пособие для учителя: моногр. М.: Просвещение, 1964. 198 с.
- Блажес В.В. Содержательность художественной формы русского былевого эпоса. Свердловск: Уральский университет, 1977. 80 с.
- Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки: сб. науч. ст. СПб.: Имперская академия наук, 1887. VI, [2], 501 с.
- [Гильфердинг А.Ф.]. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Т. 1. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. VII, 734 с.
- Пропп В.Я. "Калевала" в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С. 120-136.
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.: моногр. М.: Наука, 1982. 590 с. EDN: RBNDVJ
- [Рыбников П.Н.]. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т. 1. М.: Сотрудник школ, 1910. CII, 232 с.
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 48-49. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. XXVI, 538, 307 с.
- Халанский М.Г. Великорусские былины киевского цикла: моногр. Варшава: Типография М. Земкевича, 1885. [2], 236, III с.