Мотивы "тууль-улигера" (архаического эпоса) в героическом эпосе "Джангар"
Автор: Убушиева Данара Владимировна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы. Текстология
Статья в выпуске: 1 (48), 2019 года.
Бесплатный доступ
Изучение эпического творчества разных народов выявило общие категории для жанра эпоса, основанные на инвариантных ядрах. В данном исследовании проведена реконструкция архаического эпоса на материалах песен Багацохуровского цикла «Джангар» ранее не привлекавшегося к рассмотрению. Теория инвариантных ядерных мотивов «тууль-улигера» (архаического эпоса), разработанная А.Ш. Кичиковым, получила подтверждение путем выявления ранее недостающих конструктивных элементов. В ходе исследования установлены ядерные мотивы архаического эпоса, основой которого служит богатырское сватовство: поиски суженой, передвижение Джангар-хана по мирам в поисках суженой, брачные связи с представительницей Водного мира, богоборческий мотив сражения и победы Джангар-хана над представителем Верхнего мира, а не неминуемая гибель героя и др., что восходит к мифологии и предшествующим эпическим традициям. Результаты исследования также свидетельствуют, что теория «первоначально ядра» вполне применима к ранним циклам калмыцкого эпоса «Джангар», сохранившим архаические ядерные мотивы, восходящим к мифологическим корням эпоса. Прологи песен могли быть самостоятельными сюжетами «тууль-улигеров» (архаического эпоса), из которых путем нарастания, согласно теории «первоначального ядра», развились ныне существующие песни Багацохуровского и Малодербетовского циклов «Джангара».
Инвариант, "тууль-улигер", архаический эпос, героический эпос "джангар", первоначальное ядро, ядерные мотивы, конструктивные элементы, реконструкция
Короткий адрес: https://sciup.org/149127144
IDR: 149127144 | DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00004
Список литературы Мотивы "тууль-улигера" (архаического эпоса) в героическом эпосе "Джангар"
- Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.
- Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1997.
- Кичиков А.Ш. Предисловие//Джангар. Малодербетовская версия/сводный текст, перевод, вступительная статья, комментарии, словарь А.Ш. Кичикова. Элиста, 1999. С. 5-38.
- Манджиева Б.Б. К проблеме изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар»//Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2016. № 1. С. 44-50.
- Мелетинский Е.М. О былинных мотивах//Фольклор и народная культура: In memoriam. СПб., 2003. С. 334-351.
- Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М., 2004.
- Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971.
- Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе//Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста, 1978. С. 51-62.
- Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. М., 1984.
- Неклюдов С.Ю. Типология и история в памятниках героического эпоса//Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www. ruthenia.ru/folklore/neckludov18.htm (дата обращения 07.01.2019).
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2004.
- Пропп В.Я. Мотив чудесного рождения//Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. С. 205-240.
- Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. М., 1958.
- Миронов А.С. Влияние стилизаций В. П. Авенариуса на рецепцию героического эпоса в русском образованном обществе рубежа XIX-XX веков. Статья первая. «Книга о киевских богатырях»//Вестник МГУКИ. 2017. №4 (78).
- Миронов А.С. Концепт силы в системе ценностей русской Былины//Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. №2 (23).
- Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М., 1971.
- Теория «малых песен». URL: https://studwood.ru/980423/filosofiya/teoriya_ malyh_pesen (дата обращения 07.01.2019).