Мрачное эхо "Дела ЦДУМ": "Цепь Корана" и репрессии против мусульманской элиты в СССР (1940 год)

Автор: Гусева Юлия Николаевна

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Российская государственность

Статья в выпуске: 52, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья раскрывает характер взаимоотношений между Советским государством и исламом в 1920-е - 1930-е гг. Автор впервые использовала уникальные документы бывших советских органов государственной безопасности. Эти документы представляют собой части единого дела о 100 «крупной панисламистской повстанческой организации на территории среднеазиатских республик», которой советская контрразведка дала название «Цепь Корана». Особое внимание в статье уделяется анализу категорий «панисламизм» и «панисламистская угроза», которыми пользовались работники советских органов государственной безопасности. Рассмотрено также взаимодействие членов Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) в г. Уфе со среднеазиатскими единоверцами, включая деятельность заместителя муфтия Кашафутдина Тарджиманова. Проведенное исследование позволило установить принципиальное сходство имперской и советской управленческих моделей в отношении российских мусульман. Это особенно ярко проявилось, во- первых, в восприятии «мусульманской угрозы» интересам государства, воплощенной в нарративе «панисламизм», которым оперировали работники советских органов государственной безопасности и который оказывал решающее влияние на карательную политику государства. Во- вторых, в активном противодействии любым центростремительным тенденциям в среде советских мусульман на всем пространстве СССР и стремлениям, которые однозначно квалифицировались как «панисламистские». В-третьих, в подозрительности контрразведчиков по отношению к связям советских верующих с «мусульманской» эмиграцией в приграничных районах СССР, которая оценивалась ими как угроза большевистской власти. Автор выявила сходство «мусульманских» репрессивных судебных процессов 1920-х - 1930-х гг. как в характере обвинений (увязывание национального и религиозного аспектов), так и в признании враждебности «панисламистского» влияния Центрального духовного управления мусульман на «исламские» ареалы и внутри Советской России, и в республиках Средней Азии.

Еще

Ислам, центральное духовное управление мусульман (цдум), сталинский режим, карательная политика, ислам в ссср, мусульмане в ссср, муфтият, панисламизм, политическая полиция, контрразведка, огпу, нквд, репрессии, "цепь корана", кашафутдин тарджиманов

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14913816

IDR: 14913816

Список литературы Мрачное эхо "Дела ЦДУМ": "Цепь Корана" и репрессии против мусульманской элиты в СССР (1940 год)

  • Миннуллин И.Р. Мусульманское духовенство и власть в Татарстане (1920 -1930-е гг.). Казань, 2006;
  • Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань, 2002;
  • Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999;
  • Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики советской власти (на материалах Нижегородской и Самарской областей). М.; Н. Новгород, 2013;
  • Сулаев И.Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане: История взаимоотношений (1917 -1991 гг.). Махачкала, 2009.
  • Романенко В.С. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства СССР в 20-е годы XX века. Н. Новгород, 2005. С. 44-62.
  • Гусева Ю.Н. Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики советской власти (на материалах Нижегородской и Самарской областей). М.; Н. Новгород, 2013. С. 116.
  • Гусева Ю.Н. Мухаммед-Фатых Муртазин (1875 -1937): страницы жизни//Самарский краевед. . Самара, 2011. C. 137-147.
  • Миннуллин И.Р. Мусульманское духовенство и власть в Татарстане (1920 -1930-е гг.). Казань, 2006. С. 138;
  • Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: Начало XX века -30-е годы. Набережные Челны, 1997. С. 132.
  • Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики советской власти (на материалах Нижегородской и Самарской областей). М.; Н. Новгород, 2013. С. 114, 125.
  • Степанов А.Ф. Расстрел по лимиту. Казань, 1999. С. 167.
  • Гусева Ю.Н. «Исламская политика» советского государства и голод начала 1920-х гг. в Поволжье: Неизвестные страницы деятельности Комиссии Центрального Духовного Управления Мусульман по борьбе с голодом//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1-1. С. 79-83.
  • Гусева Ю.Н. Объединительные тенденции в деятельности Центрального Духовного Управления Мусульман в 20-е годы XX века//Гасырлар авазы = Эхо веков. 2013. № 1/2. С. 50-55.
  • Гусева Ю.Н. Объединительные тенденции в деятельности Центрального Духовного Управления Мусульман в 20-е годы XX века//Гасырлар авазы = Эхо веков. 2013. № 1/2. С. 122.
  • Рахимов С. «Виновной себя не признала»: Материалы следственного дела Мухлисы Бобинской//Гасырлар авазы = Эхо веков. 2000. № 1/2. С. 217-223.
  • Койгелдиев М.К. Сталинизм и репрессии в Казахстане 1920 -1940-х годов. Алматы, 2009. С. 256, 257.
  • Гусева Ю.Н. Государственно-исламские отношения в 30-е годы XX века: Социальная эволюция или преемственность? (на материалах Поволжья)//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-2. С. 427-430.
Еще
Статья научная