Мучкапский. Район и люди
Автор: Людмила Черноносова
Журнал: Фермер. Черноземье @vfermer-chernozemye
Рубрика: Обмен опытом
Статья в выпуске: 11 (32), 2019 года.
Бесплатный доступ
Здесь можно посидеть на лавочке рядом с Пастернаком, познакомиться с творениями Церетели, увидеть пантеон античных героев, спастись в Ноевом ковчеге, узнать время по башенным часам. И речь не о столичном городе и даже не об областном центре. В рабочем поселке Мучкапский на небольшой площади размещено столько достопримечательностей, что этот райцентр в Тамбовской области можно смело включать в экскурсионные маршруты по Черноземью
Короткий адрес: https://sciup.org/170178213
IDR: 170178213
Текст статьи Мучкапский. Район и люди
АгроИталика Тел.: (495) 135-43-05, 151-19-12

Федор Ефимович и Мария Григорьевна Палачевы

Пять в одном
Одно из хозяйств, полностью отказавшееся от производства сахарной свеклы, «Мучка-Нива», ранее засевавшее сладким корнеплодом до 1000 гектаров. Хозяйство образовалось в 2002 году, когда под крыло одного из сельхозпредприятий района стали проситься другие, уже «лежачие» хозяйства с долгами, практически разоренные. В итоге, из пяти хозяйств получилось одно, ныне крепкое, успешное. Все эти годы возглавляет хозяйство Федор Ефимович Палачев. Именно ему почти двадцать лет назад доверили люди свои судьбы. Сегодня «Мучка-Нива» это 15000 гектаров, на которых выращиваются подсолнечник, кукуруза, пшеница озимая и яровая, ячмень.
– Я в то время возглавил хозяйство, тоже погибающее, – знакомит нас с историей «Мучкап-Нива» Федор Ефимович. – Зарплату платить было нечем, процветало воровство, никого не волновало, где я найду деньги на все, кредитов никто не давал. Первым делом я уволил тех, кто не хотел работать, пресек воровство. Действовал жестко, но начал стабильно, без задержек выдавать зарплату, небольшую, но деньги в руки, а не цифры на бумаге. Стал сотрудничать с банками, получил небольшой кредит под залог в виде никому не нужной старой техники, а фактически под честное слово. Не подвел, и как надежный клиент, получил следующий кредит. А потом к нам стали проситься другие хозяйства. Брали, наводили порядок, раздавали долги. Съездил на завод, где восстанавливали подержанную технику, купил комбайны Case, они нам здорово помогли в то время, отработали по 15 лет, вот только сейчас сыпаться начали. Сейчас вспоминаю те времена – тяжело было, страшно, но, главное, люди поняли, что жить по-старому нельзя. Кто хотел работать – поддержал, кто хотел воровать и ничего не делать – ушел.
Сократить нельзя уволить
Сегодня на полях «Мучкап-Нивы» работает современная техника, возраст самой старой машины не превышает пяти лет. Почти все – импортное. Старые Case заменили на Challenger, но от

Сад хозяйства «Мучка-Нива»
I
ОБОРУДОВАНИЕ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ДЛЯ ОПРЫСКИВАТЕЛЕЙ
АгроИталика
ростсельмашевских комбайнов в хозяйстве не отказываются, наоборот, в планах купить еще пару Торумов. С каждым годом в хозяйстве появляется более производительная, мощная техника. Например, один гусеничный трактор Challenger за сутки культивирует 250 гектаров, а самоходный опрыскиватель обрабатывает 400 гектаров за смену. Значит, рабочих рук требуется меньше.
– Да, с каждым годом работа на полях требует все меньше специалистов, – соглашается Федор Ефимович, – лишние руки у нас есть, а вот лишних людей нет. Разве можно назвать лишним человека, с которым проработал тридцать пять лет? Или профессионала, который знает всю технику на «пять с плюсом»? У нас нет кадрового голода, мне не приходится брать на работу кого попало. Все, кто у нас работает, надежные и ответственные, многие работают уже став пенсионерами, и мы за них держимся.
– С точки зрения экономики, у нас уже назрела необходимость сокращения персонала, – вступает в разговор Андрей Палачев, главный помощник и сын Федора Ефимовича. – Но, если бы мы работали только по капиталистическим законам, наверное, не добились бы сегодняшних результатов. Все-таки экономика нашего хозяйства зависит и от моральных, общечеловеческих законов. Тяжело сказать человеку, которого знаешь давно, по соседству с которым живешь: ты уволен. Выгоднее распускать рабочих зимой по домам и принимать обратно на сезон.
Но это тоже не наш путь. Есть другие решения. Первое, естественные причины. На пенсию мы никого не гоним, но если человек устал и хочет уйти на заслуженный отдых, мы не препятствуем. Это лучше, чем увольнять, по сути, уже ставшего родным человека. А второе, это найти занятия для свободных рук. Зимой часть персонала занимается ремонтом и подготовкой техники. Ток у нас работает почти круглый год – чтобы загрузить людей работой мы стали фасовать в биг-беги кукурузу. Так она, кстати, стоит дороже, и ее охотно покупают животноводческие предприятия. И люди при деле, и прибыль предприятию.
Тел.: (495) 135-43-05, 151-19-12
реклама

Посадили сад, пока небольшой, но он тоже требует внимания, можно занять несколько человек. Появится опять необходимость сокращения персонала – придумаем еще, чем заниматься, но увольнять никого не будем.
Работа в «Мучкап-Ниве» стала держать людей в селе. Если круглый год стабильный заработок, зачем уезжать на северные вахты и бросать семьи на несколько месяцев. Дома и дети под присмотром, и свое хозяйство можно развести. А на работе зарплата, социальные гарантии, горячие обеды и ужины прямо в поле подвозят, смена в кабине с кондиционером и навигацией. Держатся мучкапцы за предприятие, работают на совесть.
Федор Палачев, по сути, создал хозяйство, которое спасает от вымирания окрестные села, жители которых хотят и умеют работать. При этом заботится Федор Ефимович и о благоустройстве сел, строит детские площадки, помогает школам и детским садам. Люди, считает руководитель «Мучкап-Нивы», должны не только комфортно работать, но и комфортно жить и отдыхать.
Что посеем
ООО «Мучкап-Нива» хозяйство растениеводческое, с устоявшимся ассортиментом культур. Долгие годы сеяли сахарную свеклу, первыми приобрели свеклоуборочный комбайн Holmer. Но из-за нестабильных цен на нее и изменений условий работы с сахарными заводами, отказались. Ушел из севооборота и горох, культура с очень низкой рентабельностью. Рыжик, люпин, лен, нут давали хороший результат, но от них отказались из-за скачков спроса. То в очередь покупатели, то никому ничего не нужно. Сегодня севооборот хозяйства выглядит так: пар, озимая пшеница, кукуруза, яровые зерновые, подсолнечник.
– Это самый оптимальный для нас севооборот, – рассуждает Федор Ефимович. – Мы убрали горох и ввели пар. Многие считают, что пары это затратное дело. Но, давайте посчитаем. Горох даже в порту стоит всего 9 рублей, у нас его за сколько заберут? А урожай озимой пшеницы, который мы получаем после пара, компенсирует затраты на его содержание: 50-60 центнеров с гектара и качество не ниже третьего. Плюс экономия на обработке гербицидами – после пара нет сорняков. А эффект от пара скажется еще и на последующей за озимкой кукурузе, хорошего питания и ей хватит. Пары повышают качество земли, дают ей возможность для отдыха. Все это потом возвращается хорошим урожаем и прибылью. К тому же севооборот с паром дает возможность возвращаться на поле подсолнечнику чуть раньше, а это важно, потому что он является самой рентабельной культурой в хозяйстве. Бывают годы, когда прибыль от реализации подсолнечника перекрывает убытки от низких цен на другие культуры. Правда, последние годы радует кукуруза. Будем расширять посевную площадь под нее.
Сейчас в планах у «Мучкап-Нивы» восстановление старого элеватора, здание которого уже начало разрушаться. Но восстанавливать что-то Палачеву не привыкать. Самое ценное на бывшей территории элеватора – сохранившаяся железнодорожная ветка, которую и нужно привести в порядок, сделать пункт отгрузки. Это и новые возможности для развития, и новые рабочие места. Значит, снова не придется сокращать людей, а дать им работу.

ОБМЕН ОПЫТОМ
Снова в дороге
Мы двигаемся дальше. За окном удивительной красоты природа. Но все чаще попадаются по дороге брошенные дома. Нет работы – нет жизни. Николай Колобов перечисляет деревни, из которых уходит или уже ушла жизнь, или теплится за счет приезжающих дачников. При этом деревни стоят на берегу рек, газифицированы, с асфальтовыми дорогами. А названия здесь какие – Викторовка, Степанищево, Кра-сояровка…песня! Если раньше людей в деревнях удерживало животноводство, которое и зимой позволяло обеспечить работой трактористов, например, то сегодня животноводства в районе нет. А растениеводство дело сезонное. Но кушать, как говорится, хочется

x
Юрий Андрианов и Николай Колобов
и зимой. Поэтому из деревень, где нет ответственного работодателя, и уезжают люди. Сначала мужики, потом их семьи. Сколько тамбовских трактористов чистят московские и питерские улицы от снега – не сосчитать, они уже не возвращаются, обустраиваются в столицах.
В небольшом поселке Новосельцы когда-то был совхоз, а теперь здесь поля нескольких хозяйств, в том числе и фермера Юрия Андрианова, к которому мы приехали в гости.
Напишите о ребятах
– А что обо мне писать? – удивляется Юрий Александрович. – Родился, работаю. Напишите лучше о тех, кто со мной работает. Василий Серебряков, Юрий Парамонов, Юрий Куле- шов, Сергей Камнев. Это настоящая команда, без них я бы ничего не сделал. Хочу сказать им огромное спасибо за труд, за дружбу. Никогда не подводили, работаем быстро, слажено. Бывает, зерновые только убрали, сразу жатку на подсолнечник цепляем и вперед, главное успеть, не попасть под дождь. Фермерствую я с 2007 года, а до этого работал механизатором у Валерия Карташова, который организовал здесь первое хозяйство, объединил нас, научил работать. После его трагической гибели мы продолжили дело. Выращиваем зерновые и технические культуры: ячмень, пшеницу, подсолнечник, кукурузу. Больше на нашей площади, 620 гектаров, разместить не можем. Да и то, все ямы и бугры нам достались. Земли для расширения пока не предвидится, хотя гектаров 100 нам бы пригодились.
Перейдем на кукурузу
В севообороте хозяйства до этого года больше внимания отдавалось озимой пшенице, как культуре, на которую всегда есть спрос, и подсолнечнику, рентабельность которого помогает поддержать экономику хозяйства. Последнее время стабильный спрос на фуражный ячмень и цена неплохая на него. Но Андрианов делится планами: подсолнечник будут сокращать, прибавят кукурузу.
– С кукурузой интереснее работать, есть возможность для эксперимента, для роста урожая. В этом году мы закупили гибриды известных брендов, работали КАСом. В прошлом году мы получили 40 центнеров с гектара, в этом году рассчитываем на больший результат, цель – 70 центнеров. Часть кукурузы продаем сырой, часть подсушиваем и храним. Берут ее хорошо, цена приемлемая. Присматриваюсь к сое, соседи пробуют – посмотрим. Гречиху не вижу смысла у нас выращивать, получить 15 центнеров и сдать по 8 рублей – это убыток. С люпином экспериментировали. Посеяли 2,5 центнера, собрали 4. Приехали покупатели, забрали, и мы про него забыли.
Сам Андрианов ничего никуда не возит, ни кукурузу, ни подсолнечник. Покупатели приезжают и забирают продукцию на месте. У него два склада, возможности для хранения есть. Склады построены три года назад. Это современные быстровозводимые ангары, стоимостью 3,5 миллиона каждый. Большие, с заделом на будущее. Больше засыплешь – быстрее окупятся, главное, чтобы хорошо лежало, шутит фермер.
Если где-то дают цену выше, то пока довезешь, разницу съест дорога, считает Юрий Александрович. Да и сколько одним КАМАЗом перевезешь? А покупатель пригоняет сразу три-четыре машины, и цена та же, что за тридцать километров на заводе. Иногда, конечно, цены ждать не приходится, поэтому приходится продавать за сегодняшнюю, потому что нужны деньги, чтобы рассчитаться с поставщиками.
Пора менять технику
В этом году Андрианов кредит на посевную не брал, справился своими силами. Но многое приобрел в рассрочку: семена, удобрения. Все обязательства выполняет в срок, говорит – дают под честное слово, нельзя подводить. На следующий сезон подумывает приобрести новую технику.
– Стараемся обновлять технику, все навесное оборудование поменяли за последние три года. По деньгам и земле нам доступна только недорогая российская или белорусская техника. Планируем купить трактор Кировец, жатку Ростсельмаш под подсолнечник. Комбайн надо бы уже заменить. Наш Вектор преданно отработал уже 9 лет. Чем удобна недорогая техника – простой ремонт, доступные запчасти, возможность самостоятельно ее модернизировать. Цены, конечно, на все растут несоразмерно стоимости труда фермера. В 2010 году, когда была сильнейшая засуха, выстоял только подсолнечник. За него тогда давали 25 рублей, на

вырученные деньги мы за 3,6 миллиона рублей купили комбайн, сегодня цена на аналогичную машину больше 6 миллионов , а за подсолнечник дают 15 рублей…
Белорусская техника дешевле, утверждает Андрианов. И в оформлении проще, и субсидируют без лишней волокиты: сегодня трактор оплатил, а завтра уже субсидия на счет вернулась. А за нашу технику по полгода ждать. Да и переплачивать за то, что можно купить дешевле, смысла нет. Как говорит фермер, лучше эти деньги, как премию трактористу выдать, или достроить столовую. Пусть коллектив небольшой, но обеды будут не хуже, чем у работников больших предприятий.
– Это я в Новосельцах живу, а ребята ездят на работу и из Уварово, и из Воро-
Людмила Черноносова f

нежской области, – прощается с нами Юрий Александрович. – Но пока силы есть – будем работать, развиваться. На кого еще надеяться? Только на проверенную команду.
Уезжая, мы окинули взглядом поля Андрианова. Они начинаются сразу за поселком и убегают недалеко, на холмы, от поля до поля не более четырех километров. Большей частью неудобья, но красота невероятная. И жаль, что из такой красоты уезжают люди. Но может, пока есть здесь такие, как Андрианов, как Палачев, думающие не только о прибыли, но и о людях, остается надежда, что не опустеют местные деревни и села, а, наоборот, заживут новой жизнью.