«Мудрая» Сапфо или философия древнегреческой инициации
Автор: Мякин Тимофей Геннадьевич
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья приводит новые аргументы в пользу той точки зрения, согласно которой «культовое содружество», возглавлявшееся поэтессой Сапфо на Лесбосе, представляло собой исторически существовавшее в конце VII начале VI в. до н. э. религиозное объедение (фиас). Это сообщество было связано с культом Кибелы, Афродиты и Артемиды - богинь, ответственных за репродуктивное здоровье девушек и женщин на античном Лесбосе. В одной из своих песен Сапфо (Fr. Sapph. 96, 5 Campbell) определяет главное занятие девушек ее содружество как «пение и танец» (molpa). Данные эпиграфики и античная литературная традиция позволяет нам связать эти «пение и танец» с обрядовым пением и танцем девических и юношеских хоров, а также - с ритуалами инициации. Благодаря имеющимися критским параллелям отношения, соединявшие Сапфо и девушек ее содружества могут рассматриваться как рудимент ритуала женской инициации. Эти обряды были близки тем, которыми характеризовались отношения между мужчинами и мальчиками в критских «гетериях» (ср. IC III(II), №2, 2-3; Hom. Od. VI, 101-106; Hymn. Hom. in Merc. 451-452; Strab. X, 4, 20-21). Кроме того, Киренский закон позднеклассической эпохи (IV в. до н. э.) предписывал, чтобы невеста до того, как вступала в брак, вошла в «брачный покой к Артемиде». Новая песня Сапфо, недавно идентифицированная Д. Оббинком, представляет собой именно фрагмент большой песенной композиции, написанной для девического хора. Эта песня прямо квалифицирует девушек сапфического содружества как «здоровых благодаря Артемиде» (artemeas, ср. Strab. XIV, 1, 6; Plat. Crat., p. 406 b Steph.). Песня противопоставляет, таким образом, гомосексуальную любовь, связывавшую девушек Сапфо (этой любви покровительствовала Артемида) позорящей их (в песне - «нас») любви Харакса и гетеры. Соответственно, Платон называл Сапфо «мудрой», скорее всего, в том числе и потому, что она в консервативном духе отстаивала культивировавшиеся в ее содружестве традиционные обряды.
Культовое содружество сапфо, инициация девушек, религия архаического лесбоса, культ богини кибелы в архаической сицилии, культ "эолийской богини" на архаическом лесбосе, песня сапфо "о братьях"
Короткий адрес: https://sciup.org/147103388
IDR: 147103388
Список литературы «Мудрая» Сапфо или философия древнегреческой инициации
- Любкер, Фр. (2001) Реальный словарь классических древностей. Т. 1. Москва.
- Кереньи, К. (2000) Элевсин: архетипический образ матери и дочери. Москва.
- Мякин, Т. Г. (2004) Сапфо. Язык, мировоззрение, жизнь. С.-Петербург.
- Мякин, Т. Г. (2012) Через Кельн к Лесбосу: встреча с подлинной Сапфо. Новосибирск.
- Надь, Гр. (2002) Греческая мифология и поэтика. Москва.
- Паркер, Х. (2011) «Сапфо-учительница», Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре, №2 (076), 30-49.
- Фролов, Э. Д. (20042) Рождение греческого полиса. С.-Петербург.
- Archontidu, A. (1999) Archaeological Museum of Mytilene. Mytilene.
- Burkert, W. (1977) Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Stuttgart-Berlin-Köln-Mainz.
- Calame, Cl. (1997) Choruses of Young Women in Ancient Greece, Their Morphology, Religious Role, and Social Function. Lanham.
- Campbell, D. A. (1990) Greek Lyric. Vol. I. Sappho, Alcaeus. Cambridge, MA. Cantarella, E. (1999) «Claude Calame. L'éros dans la Gréce antique. Berlin, 1996. 252 p.», Annales. Histoire. Sciences sociales 54 (5), 1200-1203.
- Cantarella, E. (1987) «Iniziazione greca e euhura indoeuropea: Bernard Sergent, L'homosexualité initiatique dans l'Europe ancienne», Dialogues d'histoire ancienne 13, 365-375.
- Chantraine, P. (1977) Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Vol. I-IV. Paris.
- Charisis, Ch. V. Charisis, A. V. [Χαρίσης, Χ. Β., Χαρίσης, Α. Β.] (2004) Damantri Lesbu. O topos ke i latria apo tin proistoriki epochi os simera, Lesviaka (deltion tis eterias lesviakon meleton, vl. 20, 245-277 [(Δαμάντρι Λέσβου. Ο τόπος και η λατρεία απὸ την προϊστορική εποχή ως σήμερα, ΛΕΣΒΙΑΚΑ (δέλτιον της εταιρείας λεσβιακών μελετών), τομος κ', 245-277].
- Cronkite, S.-M. (1997) The Sanctuary of Demeter at Mytilene: a Diachronic and Contextual Study. Vol. I. Text. A thesis submitted for degree of Doctorate of Philosophy in the University of London. Institute of Archaelogy, University College London.
- Dillon, M. (2002) Girls and Women in Classical Greek Religion. London.
- Dillon, M. (1999) “Post-Nuptial Sacrifices on Kos (Segre, ED, 178) and Ancient Greek Marriage Rites,” Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 124, 63-80.
- Dosuna, J. M. (2008) “The Literary Progeny of Sappho's Fawns: Simia's Egg (AP 15.27, 13-20) and Theocritus 30.18,” Mnemosyne 61, 192-206.
- Frisk Hj. (1960-1972) Griechisches Etymologisches Wörterbuch. Heidelberg.
- Gaisford, T., ed. (1967) Etymologicum Magnum. Amsterdam.
- Hamm, E.-M. (1957) Grammatik zu Sappho und Alkaios. Berlin.
- Heitsch, E. (1963) Die Griechischen Dichterfragmente der römischen Kaiserzeit. Bd. I-II. Göttingen.
- Klinck, A.L. (2008) “Sappho's Company of Friends,” Hermes 136, 15-29.
- Kontis, I. D. [Κοντής Ι. Δ.] (2011). Lesviako polipticho. Apo tin istoria, tin techni ke ti logotechnia. Mytilini [Λεσβιακό πολύπτυχο. Από την ιστορία, την τέχνη και τη λογοτεχνία. Μυτιλήνη].
- Leite, L. B. R. (2012) «Sappho de Lesbos et l'expression homoerotique», Passages de Paris 7, 44-53.
- Liddel, H. G., Scott, R., Jones, H. S. (1996) Greek-English Lexicon. With a revised supplement 1996. Oxford.
- May, H. G. (1935) “Material Remains of the Megiddo Cult,” The University of Chicago Oriental Institute Publications XXVI. Chicago, Illinois.
- Myakin, T. G. (2012) “An Sappho sacerdos Artemidis fuerit? (sive de epitheto ἰόκολπος Sapphico dissertationes quaedam),” Hermes 140, 391-416.
- Obbink, D. (2014a) “The New Poems by Sappho,” Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 189, 32-49.
- Obbink, D., Burris, S., Fish, J. (2014b) “Sappho 16. 13-14 and a Marginal Annotation Attributed in PSI 123 to Nicanor,” Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 189, 29-31.
- Obbink, D., Burris, S., Fish, J. (2014c) “New Fragments of Book 1 of Sappho,” Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 189, 1-28.
- Roscher, W. H. (1884) Ausführliches Lexicon der Griechischen und Römischen Mythologie. Bd. I. Leipzig.
- Scirpo, P. D. (2012) “Giulia Pedrucci, Cibele Frigia e la Sicilia. I santuari rupestri nel culto della dea (rec.)”, Kernos 25, 360-362.
- Shields, E. L. (1917) The Cults of Lesbos. A dissertation, submitted to the board of University Studies of John Hopkins University in conformity with the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Menasha, Wisconsin: George Banta Publishing Company.
- Spencer, N. (1995) “Early Lesbos between East and West: A ‘Grey Area' of Aegean Archaeology,” The Annual of the British School at Athens 90 (centenary volume), 269-306.
- Stehle, E. (1997) Performance and Gender in Ancient Greece: nondramatic poetry in its setting/Princeton -New York.
- Yatromanolakis, D. (2007) Sappho in the Making. The Early Reception. Cambridge, MA.
- Zellner, H. (2010). The Poetic Style of the Greek Poet Sappho. A Study in Word Playfulness. Lewiston-Qeenston-Lampeter.
- Zimmerman, B., hrsg. (2011) Handbuch der Griechischen Literatur der Antike. Bd. I. Die Literatur der archaischen und klassischen Zeit. München.