Музеи и музейная деятельность в документах из личного архива Ксении Максимовны Герасимовой

Автор: Эрдынеева Снежана Эдуардовна

Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры @vestnikvsgik

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 1 (21), 2022 года.

Бесплатный доступ

Данная статья освещает состояние музейного дела Бурятии во второй половине XX века на основе документов, сохранившихся в личном архиве К.М. Герасимовой.

Музей, музейное дело, документ, источник

Короткий адрес: https://sciup.org/170195013

IDR: 170195013   |   DOI: 10.31443/2541-8874-2022-1-21-51-56

Текст научной статьи Музеи и музейная деятельность в документах из личного архива Ксении Максимовны Герасимовой

Ксения Максимовна Герасимова – ученый-востоковед, религиовед, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Бурятия, один из старейших сотрудников Бурятского института общественных наук (ныне – Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН). Она была одним из первых советских тибетологов Бурятии. Ксения Максимовна работала в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии (бывший БИОН), начиная с 1951 г. и до конца своей жизни, в 2011 г. Оказала большое влияние на развитие тибетологии и буддологии, а также внесла значительный вклад в музейное дело Бурятии [5, с. 69].

Личный архив К.М. Герасимовой находится в Центре восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН. Документы из личного архивного фонда К.М. Герасимовой являются ценными историческим источниками, они раскрывают научную и общественную деятельность выдающегося ученого и дают представление о развитии отечественной науки и становлении личности К.М. Герасимовой как ученого.

В состав архивного фонда входят материалы по тибетологии, истории, краеведению, буддийскомy искусству, музейному делу. В архивном фонде насчитывается 1574 единиц хранения. Особое внимание для нас представляет раздел «Музеи и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК)», насчитывающий 33 единицы хранения.

Ксения Максимовна Герасимова была двигателем в развитии музейного дела Бурятии, в частности Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Она окончила с отличием музейный факультет Ленинградского библиотечного института им Н.K. Крупской (19381942), затем после выпуска проработала 3 года в Антирелигиозном музее г. Улан-Удэ. Активно занималась работой с музеями Бурятии. Благодаря ей были созданы восемь выставок в таких городах, как в Ленинград, Москва, Улан-Удэ и в пяти городах Франции. К таким выставкам, как «Искусство Бурятии XVIII-XIX вв.» в г. Москва в 1970 г., «Традиционное искусство бурят XIX-XX вв.», приуроченная к Дням РСФСР во Франции в 1985 г., «Бурятская скульптура XVIIIXX вв.» в 1992 г. и «Этнические традиции в буддизме Центральной Азии» в 1993 г. в Художественном музее им. Ц. Сампилова, сохранились разработки, тематико-экспозиционные планы в архивном фонде.

Как компетентный специалист в области музейного дела, К.М. Герасимова в течении многих лет разрабатывала генеральный тематикоэкспозиционный проект по буддийскому искусству Тибета, Монголии и Бурятии для Музея Востока в г. Улан-Удэ, открытие которого, к сожалению, не состоялось. Благодаря стараниям Ксении Максимовны бесценные творения буддийского искусства, выполненные искусными мастерами

Центральной Азии, стали рассматриваться как памятники культуры [5, с. 70].

С 1960-х гг. она фактически была внештатным сотрудником Музея истории Бурятии на общественных началах. Мы рассмотрим подробно дело о сотрудничестве Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН с музеем истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Это один из примеров сотрудничества музеев с научными учреждениями, где взаимодействие способствует более эффективной работе с музейным фондом.

В своей статье «О концепции экспозиции музея истории Бурятии» К.М. Герасимова пишет, что создание научной концепции истории Бурятии должно происходить без давно установившихся стереотипов советской исторической науки. Она считала это отправной точкой разработки музейной исторической экспозиции. Она отмечает, что история Бурятии развивалась в неадекватных условиях после ее вхождения в состав Российской империи [3, с. 204]. Россия была впереди на один или два формационных этапа, что вызвало ускорение, которое сбило и поторопило естественный ход местной истории и привело к возникновению и сосуществованию различных укладов [1, с. 4].

Интерес представляют такие документы, как «Концепция нового раздела тематико-экспозиционного раздела плана музея истории Бурятии «Духовная культура бурятского общества XVIII – нач. XX вв.», «План работы по повышению роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. По художественному музею, краеведческом музею Хан-галова», «Тематический план экспозиции «Традиционное искусство Бурятии XIX-XX в.» по программе «Дни РСФСР во Франции»», «Тематический план экспозиции музея истории и искусства народов Востока», «Концепция выставки музея Истории Бурятии в художественном музее им. Ц. Сампилова, тема выставки «Этнические традиции в буддизме Центральной Азии», «Выставка Бурятская скульптура XIX начала XX в. и список экспонатов, пояснение к монтажному плану» «Концепция экспозиции музея восточного искусства в г. Улан-Удэ», «Положение «О межведомственном музейном совете при Министерстве культуры Бурятской АССР», «Проект решения 2-го заседания Музейного Совета при Президиуме СО АН СССР (Новосибирск 4-5 апреля 1979 г.)» и др.

В деле №36 «Справка о выполнении программы научно-практического сотрудничества ИМБИТ и Музея истории Бурятии» описано обсуждение строительства Национального музея истории Бурятии на Ученом совете ИМБТ СО РАН и доклада К.М. Герасимовой о новой концепции экспозиции музея. А Музей истории представил Ученому совету ИМБТ СО РАН коллективный проект общей структуры блоков новой тематической исторической экспозиции, где проект был обсужден и, в целом, одобрен. И на Ученом совете ИМБТ СО РАН с участием сотрудников музея истории Бурятии был определен состав исполнителей программы проекта научно-практического сотрудничества. Все наработки, материалы доклада и его публикация, и программа научно-практического сотрудничества по строительству Национального музея истории Бурятии сохранились в архивном фонде К.М. Герасимовой [4, с. 368].

А в материалах дела №280 «Материалы по Всеросйискому обществу охраны памятникова истории и культуры (ВООПИК) (распоряжения, справки, списки районных руководителей, отчет о выполнении плана, протоколы)» описано состояние культурно-исторического наследия республики. Согласно нему, в республике складывалась тревожная обстановка по вопросам сохранения культурноисторического наследия. Руководители предприятий, организаций, учреждений, использующие и арендующие памятники, на протяжении многих лет не занимались не только реставрацией, но и не обеспечивали текущего ремонта. А Свято-Одигидриевский собор, в котором находились фонды исторического музея республики, разрушался, находился в аварийном состоянии. Уникальные фондовые коллекции были под угрозой уничтожения. Требовалось дополнительное финансирование на строительство фондохранилища или серьезные приспособительные работы по зданию, которые будут выделены для размещения там фондов. Кроме того, необходимы были крупные денежные средства и реставрационные материалы для сохранения памятников деревянного зодчества по этнографическому музею республики. За годы своего существования здания обветшали. Кровля у большинства зданий протекала, нижние венцы зданий были подвержены гниению [2, с. 13].

В программе «Возрождение и сохранение культурно-исторического наследия народов Республики Бурятия» приводится, что на территории Бурятской АССР на государственной охране и учете состояло более 2 тыс. памятников различных категорий [2, с. 15]. Состояние значительного количества памятников требовало срочного проведения противоаварийных мероприятий, ремонта и реставрации. Большие затраты повлекут ре-монтно-восстанови-тельные работы памятников культовой архитектуры, образцов традиционной городской и сельской жилой общественной застройки. Из-за нехватки средств в Бурятии не проводилась работа по музеефикации памятников, медленно велась реставрация, увеличивалось количество аварийных памятников [2, с. 15].

Помимо этого, К.М. Герасимова участвовала в работе

Комитета по образованию, культуре, науке и спорта Народного хурала Республики Бурятия по основным проблемам сохранения памятников и включения их в актив культурной жизни народов республики.

Таким образом, документы из личного архивного фонда К.М. Герасимовой являются ценными историческими источниками, в которых описаны состояние и развитие музея и музейной деятельности в Бурятии. Данные документы в дальнейшем можно использовать для создания выставок и экспозиций. Они освещают нам научную и общественную деятельность выдающегося ученого, а также развитие музейного дела Бурятии. Также из материалов фонда мы узнали о том, ученые ИМБТ СО РАН консультировали и всегда сотрудничали с Музеем истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. А Ксения Максимовна Герасимова была фактически двигателем развития музейного дела Бурятии, в частности Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.

Список литературы Музеи и музейная деятельность в документах из личного архива Ксении Максимовны Герасимовой

  • Герасимова К. М. О концепции экспозиции музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова // Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова: сб. ст. Вып. 2. Улан-Удэ, 1999. С. 4-10.
  • Gerasimova K. M. O koncepcii ekspozicii muzeja istorii Burjatii im. M. N. Khangalova [About the exposition conception of the Museum of history of Buryatia named after M.N. Khangalov] // Muzej istorii Burjatii im.M.N. Khangalova: sb. st. Vyp.2 [The Museum of history of Buryatia named after M.N. Khangalov: coll.of art. Issue 2]. Ulan-Ude, 1999. Pp. 4-10 [In Russ.].
  • ЦВРК ИМБТ СО РАН (Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН). ЛАФ 41. Оп. 1. Д. 280. Л. 13.
  • CVRK IMBT SO RAN (Centr vostochnykh rukopisej i ksilografov Instituta mongolovedenija, buddologii i tibetologii Sibirskogo otdelenija RAN). LAF 41. Op.1. D. 280. L. 13 [COMX IMBTS SB RAS (Center of Oriental manuscripts and xylographs of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of the Siberian branch of the RAS). PAF 41. Inv. 1. C. 280. L. 13. [In Russ.].
  • Эрдынеева С. Э., Герасимова К. М. О концепции экспозиции Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: материалы 6 Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22-23 окт. 2020 г.). Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2020. С. 204-210.
  • Erdyneeva S. E., Gerasimova K. M. O koncepcii Muzeja istorii Burjatii im. M. N. Khangalova [About the conception of the Museum of history of Buryatia im. M. N. Khangalov] // Sovremennyje tendencii v razvitii muzejev i muzejevedenjia: materialy 6 Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf.(Novosibirsk, 22-23 okt. 2020 g.) [Modern tendencies in the development of museums and museology: materials of the 6th All-Russian scient.-pract.conf. with the intern. participation (Novosibirsk, 22-23 Oct. 2020). Novosibirsk, 2020. Pp. 204-210. [In Russ.].
  • Эрдынеева С. Э. Научно-практическое сотрудничество ИМБТ СО РАН и Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова (по материалам личного архива К. М. Герасимовой) // Байкальские встречи - ХI: природа, человек и культура в ХХI веке: вызовы и ответы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 10-11 дек. 2020 г.). Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГИК, 2020. С. 368.
  • Erdyneeva S. E. Nauchno-prakticheskoje sotrudnichestvo IMBT SO RAN i Muzeja istorii Burjatii im. M. N. Khangalova (po materialam lichnogo arkhiva K.M. Gerasimovoj) [The scientific and practical conference of the IMBTS SB RAS and the Museum of history named after M.N. Khangalov (on the materials from K. M. Gerasimova's personal archive] // Baikal'skije vstrechi - ХI: priroda, chelovek i kul'tura v XXI veke: vyzovy i otvety: materialy mezhdunar.nauch.-prakt. konf. (Ulan-Ude, 10-11 dek. 2020 g.) [The Baikal meetings - ХI: nature, a man and culture in the XXI century: challenges and answers: materials of the intern scient.-pract. conf. (Ulan-Ude, 10-11 Dec. 2020). Ulan-Ude, 2020. P. 368. [In Russ.].
  • Эрдынеева С. Э. Научное наследие К. М. Герасимовой // Инновационные подходы к внедрению передового опыта и его практическому применению: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Киров, 19 дек. 2020 г.). Стерлитамак: АМИ, 2020. С. 69-74.
  • Erdyneeva S. E. Nauchnoje nasledije K. M. Gerasimovoj [K. M. Gerasimova's scientific heritage] // Innovacionnyje podkhody k vnedreniju peredovogo opyta i ego prakticheskomu primeneniju: sb. st. po itogam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kirov, 19 dek. 2020 g.) [Innovative approaches to the advanced experience implementation and its practical use: proceedings of the art. to the outcomes of the Intern. scient.-pract.conf. (Kirov, 19 Dec. 2020)]. Sterlitamak, 2020. Pp. 69-74. [In Russ.].
Еще
Статья научная