Музей без подлинника: музейный дизайн как тотальная инсталляция

Автор: Волкова Елена Владимировна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Museum

Статья в выпуске: 2 (59), 2021 года.

Бесплатный доступ

Анализируются роль музейного дизайна в музеях без подлинного предмета или где его значение не столь велико, а также примеры современной экспозиционной практики таких музеев. Из-за отсутствия по каким-либо причинам подлинников музеи не демонстрируют предметы, а транслируют идеи, концепции, нарративы. Для визуализации концепций или исторической информации применяются приемы экспозиционного дизайна, которые сами становятся предметом показа, вытесняя, иногда полностью, оригиналы. С их помощью зритель получает тот контекст, в котором живет музейное послание. Такая тенденция отвечает как расширению функций музея, который является активным агентом формирования идентичностей, способствует функционированию культурной памяти, формирует эмоциональный и аффективный опыт, так и включению музея в конкуренцию с индустрией развлечений. В качестве вывода автор отмечает, что роль музейного дизайна в музее без подлинного предмета становится очень существенной, так как он является одним из важнейших инструментов создания музейного нарратива, контекста, комплекса интерпретаций. В некоторых случаях его можно обозначить как тотальный дизайн.

Еще

Контекст, музейная интерпретация, музейный дизайн, музейный предмет, подлинник, способы показа

Короткий адрес: https://sciup.org/140257542

IDR: 140257542

Список литературы Музей без подлинника: музейный дизайн как тотальная инсталляция

  • Балаш А.Н. Аутентичность музейных реконструкций художественных артефактов и проектов // Мировые тренды и музейная практика в России: сб. тр. конф. / Отв. ред. Сундиева А.А. - М.: Изд-во РГГУ, 2019. - С. 203-211.
  • Балаш А.Н. Концепция подлинности произведения искусства В. Беньямина в эпоху цифровой культуры // Вестник СПбГУКИ. - 2017, № 3 (32). - С. 84-87.
  • Беньямин В. Краткая история фотографии: сборник эссе. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - 168 с.
  • Выставка-комикс «Лев, сова и мыльный камень» // Страница Мастерской Аникушина в соцсети «ВКонтакте». - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vk.com/@sculptorstudio-lev-sova-i-mylnyi-kamen (15.05.2020)
  • Гройс Б. Политика инсталляции // Логос. - 2010, № 4 (77). - С. 109-121.
  • Группа Музея Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» // Страница в соцсети «В Контакте». -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vk.com/streletskyepalaty (20.05.2020)
  • Еврейский музей и центр толерантности: от идеи к воплощению // Сайт Еврейского музея и центра толерантности. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.jewish-museum.ru/about-the-museum/museum-history/ (30.04.2020)
  • Историко-культурный проект «Государевы потехи» // Сайт ГМЗ «Петергоф» . - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://peterhofmuseum.ru/obiects/peterhof/istoriko_kulturniy_proekt_gosudarevi_potehi (17.05.2020)
  • Кимеев В.М. Этнокультурные функции экомузея // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. - 2008, вып. 4, ч. I. - С. 222-234.
  • Киршенблат-Гимблет Б. Нематериальное наследие как метакультурное производство // Вопросы музеологии. - 2013, № 2 (8). - С. 3-16.
  • Куклинова И.А. Понятие «наследие» в системе научных взглядов представителей «новой музеологии» // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2014, № 1 (13). - С. 71-75.
  • Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии // Вопросы музеологии. - 2011, № 2(4). - С. 45-64.
  • Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» // Сайт музея военной истории российского военно-исторического общества. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.museumrvio.ru/ streltsy-chamber/ (17.05.2020)
  • Музейно-театральный проект «Хранить вечно» // Сайт ЦВЗ «Манеж». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://manege.spb.ru/events/muzejno-teatralnyj-proekt-hranit-vechno/ (11.05.2020)
  • О музее. Музей-заповедник «Шушенское» // Сайт Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.shush.ru./sveden/ (29.04.2020)
  • Онегин Н.С. «Музейная реконструкция» в музеологии // Вестник СПбГУКИ. - 2018, № 2 (35). -С. 130-136.
  • Познай себя - познай мир. Интерактивный образовательный центр // Сайт Государственного Дарвиновского музея. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp/poznaj-sebya-poznaj-mir (30.04.2020)
  • Селиваненко А.М. Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации // Баландинские чтения. Том 10. - 2015, вып. 2. - С. 320-324.
  • Страна Гайдарика. Интервью Ю. Мацкевич, заведующей Детским музейным центром исторического воспитания // Папмамбук. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.papmambook.ru/ articles/608/ (13.05.2020)
  • Хартия о сохранении цифрового наследия / ЮНЕСКО, 15 октября 2003 г. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_heritage_charter.shtml (25.03.2020)
  • Шаповалова Г.М. Концепция цифрового культурного наследия и его генезис: теоретико-правовой анализ // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017, № 4. - С. 159-168.
  • Экспозиция музея «Ангарская деревня им. О. Леонова» // Страница архитектурно-этнографического музея «Ангарская деревня им. О. Леонова». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// bratskmuseum.ru/about/filials/angara/show/ (29.04.2020)
  • Karp I. Culture and Representation // Exhibiting Cultures: The Poetics and Politics of Museum Displays / Ed. by I. Karp, S. D. Lavine. - Washington, DC: Smithsonian Institution Press, 1991. - Р. 11-24.
  • Marstine J. What is New Museum Theory? // New Museum Theory and Practice: An Introduction / Ed. by J. Marstine. - Oxford: Blackwell Publishing, 2006. - P. 1-31.
Еще
Статья научная