Музейная репрезентация иконописи в первые годы советской власти

Автор: Матвеева Зоя Дмитриевна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Имена и события прошлого

Статья в выпуске: 1, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена репрезентации иконописи в музейном пространстве, изучению ее стратегий и конкретных практик, существовавших в первые годы советской власти. Анализ экспозиционно-выставочной деятельности музеев позволяет выделить два основополагающих подхода: согласно одному из них, икона представляется как художественно ценное произведение древнерусской живописи, согласно другому, икона показывается как предмет религиозного быта, иллюстрирующий историю религии, систему религиозной и нравственной философии древнерусского человека и сам этот быт в его конкретном реальном воплощении.

Музей, русская икона, выставка, музейная политика, культурная политика

Короткий адрес: https://sciup.org/170174209

IDR: 170174209   |   DOI: 10.34685/HI.2020.28.1.008

Список литературы Музейная репрезентация иконописи в первые годы советской власти

  • Ананьев В.Г. Проект создания церковного музея на первой всероссийской конференции по делам музеев 1919 г.: к истории взаимоотношений музея и Церкви // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2011. С.126 -132.
  • Анисимов А.И. Путеводитель по выставке памятников древнерусской иконописи. М. : Гос. ист. музей, 1926. 45 с.
  • Вздорнов Г. И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М.: Индрик, 2006. 412 с.
  • Вздорнов Г. И. Частное коллекционирование икон в России // Наше наследие. 2003. № 65. С. 44 -53. Илл.
  • Гувакова Е. В. Икона в историческом музее. 1881-1840 годы // История собирания, хранения и реставрации памятников древнерусского искусства: Сб. статей по материалам научной конференции (25-28 мая 2010 года). М.: ИНИКО, 2012. С. 461-494.
  • Каулен М. Е. Музей или храм?// Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: Сборник научных трудов. М.: Российский институт культурологии, 1997. С. 54-65.
  • Кузнецова Т. В. «Троица» Андрея Рублева как музейный экспонат (1918-1929 гг.) // Троице-Сер-гиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы III Международной конференции. Сергиев Посад, 2004. С. 328-339.
  • Кызласова И. Л. Новые материалы к биографии А. И. Анисимова: Москва, Ярославль, Кострома. // Новгородский архивный вестник: Научно-публикаторское издание. ГАНО. Великий Новгород, 2013. Вып. 11. С. 109-132.
  • Музееведческая мысль в России ХУШ-ХХ веков. М.: Этерна, 2010. С.878.
  • Отчет по Музею отживающего культа (с 1 октября 1924 года по 1 октября 1925 года) ОПИ ГИМ, Ф. 54, ОП.1. Д.779. Л.2.
  • Свирин А. Н. Сергиевский историко-худо-жественный музей. Б. Троицкая лавра. М.: Гос. изд-во, 1925. 96 с.
  • Смирнова Т. В. Доклад о. Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств» и музейное дело // «Энтелехия». Кострома, 2007. № 16. С 28-30.
  • Смирнова Т.В. Об экспозиции икон в Сергиевском музее в 1920-е годы // История хранения и реставрации памятников древнерусского искусства. Сборник статей по материалам научной конференции 25-26 мая 2010 года. М., 2012. С. 443-458.
  • Флоренский П. А. Доклад в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры об издании каталогов лаврского музея // Музей 5: Художественные собрания СССР. М.: Советский художник, 1984. С. 162-163.
  • Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств / Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., б/г. С. 201-215.
Еще
Статья научная