Музыка как нарративообразующий троп и ироническая установка впоэме Уоллеса Стивенса «Питер Пигва за клавикордами»

Автор: Швец Анна Валерьевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 2 (45), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается поэма Уоллеса Стивенса «Питер Пигваза клавикордами». Упор делается на функциональную роль сюжета в поэме и его поэтику. Иными словами, речь идет как о формалистическом, так и о прагматическом описании сюжета (с точки зрения производимого им и/или имплицируемого эффекта в социальном пространстве). Автор опирается на форма листское разграничение «фабула-сюжет», рассматриваемое такими теоретиками, как Б.Эй-хенбаум, В.Шкловский, Л.Выготский. При этом предлагается деконструктивистское прочтение-ревизия формалистской концепции, основанное на подходе американского теоретика П.Брукса. В рамках этого подхода, вобравшего интуиции пост структуралистских методологий, сюжет и фабула мыслятся не как статичные конструкты, а как динамические импульсы в поле произведения, движущие силы читательского «желания». Вместо двучленной модели «фабула-сюжет» автор вводит терминологический треугольник «сюжетная схема– фабула– сюжет» (plot–sjužet– fabula), в рамках которого происходит следующий процесс: сюжетная схема как динамическая конфигурация читательского переживания возникает в итоге преображения «фабулы» импульсом «сюжета». Автор статьи показывает,как в разбираемой поэме сюжет а)выступает как динамическая модель, посредством которой поэтическое высказывание обретает структуру, б)конституируется формальными средствами, присущими поэзии (тропы и звуковые эффекты),в) работает на специфическую прагматическую интенцию имплицитного автора:разыгрывание коммуникативной неудачи, остранение знакомого коммуникативного сценария.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14914764

IDR: 14914764   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00014

Статья научная