Музыка в жизни В. Ф. Одоевского и ее место в повести «Саламандра»
Автор: Пекшиева Марина Владимировна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Филология
Статья в выпуске: 7 (144), 2014 года.
Бесплатный доступ
В период романтизма одной из отличительных черт была «музыкальность» прозы, прежде всего наличие в ней стихотворений или песен, это характерно и для повести В. Ф. Одоевского «Саламандра» (1844). Песни в произведении поются под кантеле, взятого писателем из эпоса «Калевала». Эльса, главная героиня, представительница финской нации, приближена к идеальному типу, постигающему истину. Она дитя природы, дикарка, которая наделена творческим началом - играет и поет. Героиня, ее песни и инструмент так гармоничны, что их трудно отделить друг от друга. На кантеле у Одоевского играет также старик Руси и ветер, все это создает настроение произведения. Обращаясь к финской культуре, писатель расширяет и углубляет мнение о том, что поэтическое начало полнее и глубже всего проявляется именно в музыке. Музыка больше, чем другие виды искусства, способна передать внутренний мир человека.
Романтизм, одоевский, "саламандра", музыка, кантеле, финны, "калевала"
Короткий адрес: https://sciup.org/14750749
IDR: 14750749
Список литературы Музыка в жизни В. Ф. Одоевского и ее место в повести «Саламандра»
- Берковский Н. Я.Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. 568 с.
- Голубева О. Д. В. Ф. Одоевский. СПб., 1995. 192 с.
- Грот Я. К. О финнах и народной поэзии//Труды Я. К. Грота. Из скандинавского и финского мира. СПб., 1898. С. 100-148.
- Жирмунский В. М.О ритмической прозе//Русская литература. 1966. № 4. С. 103-114.
- Журавлев А. П.Звук и смысл: Кн. для внеклассного чтения (ѴШ-Х кл.). М.: Просвещение, 1981. 160 с.
- Карманный музыкальный словарь. Музыкальная терминология А. Гарраса, исправленная и умноженная В. Ф. Одоевским и др. М.: Музыкальный сектор, 1930. 133 с.
- Карху Э. Г. Финляндская литература и Россия, 1800-1850. Таллинн, 1962. 343 с.
- Кони А. Ф.Князь Владимир Фёдорович Одоевский//Собрание сочинений. Т 6. М.: Юрид. лит., 1968. С. 76-105.
- Котляревский Н.Старинные портреты. СПб., 1907. 457 с.
- Лосев А. Ф.Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
- Маймин Е. А.Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи»//Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. C. 247-273.
- Мелетинский Е. М.Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с.
- Мешко А. В. Музыкальные инструменты в мифологии. Особенности формирования образа кантеле в карелофинском эпосе//«Калевала» в контексте региональной и мировой культуры. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. С. 508-517.
- Одоевский В. Ф.Повести и рассказы. М., 1988. 382 с.
- Одоевский В. Ф.Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 327 с.
- Пятковский А. П. Князь В. Ф. Одоевский//Из истории нашего литературного и общественного развития. СПб., 1889. С. 302-303.
- Турьян М.Странная моя судьба. М.: Книга, 1991. 398 с.
- Холшевников В. Е.Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л.: ЛГУ, 1972. 75 с.
- Янчук Н. А.Князь В. Ф. Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки. М., 1906. 19 с.
- Jalkanen P., Laitinen H., Tenhunen A. L. Kantele. SKS, Helsinki, 2010. 512 s.
- Turunen A. Kalevalan sanat ja niiden taustat. Lappeenranta: Karjalan kirjapaino OY, 1979. 416 s.