Музыкально-компьютерные технологии и новая концепция звукового пространства (к проблеме синестезии искусств)

Автор: Горбунова И.Б., Мезенцева Светлана Владимировна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 5, 2021 года.

Бесплатный доступ

Развитие музыкально-компьютерных и мультимедийных технологий во второй половине XX - начале XXI вв. оказывает глубокое воздействие на трансформацию жанров в современной арт-практике, порождая новые формы, которые являются частью синтетического пространства аудиовизуальных видов искусства. В статье рассматривается аспект интеграции компьютерных возможностей в синестезии искусств, формировании звукового и аудиовизуального пространства. Авторами выделяются современные концепции и техники музыкальной композиции, связанные с музыкально-компьютерными технологиями в синтезе с другими видами искусств. Характеризуется трансформация понятий «звук» и «образ» на основании представления о звуке как о художественном явлении. Подчеркивается совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями как условие преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза.

Еще

Музыкально-компьютерные технологии, музыкально-компьютерный инструментарий, культурные традиции, арт-практика, синестезия искусств, звуковое пространство, аудиовизуальное пространство

Короткий адрес: https://sciup.org/149134949

IDR: 149134949   |   DOI: 10.24158/fik.2021.5.20

Список литературы Музыкально-компьютерные технологии и новая концепция звукового пространства (к проблеме синестезии искусств)

  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Т. 4: Музыка, математика, информатика. СПб., 2013. 180 с.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 289-293.
  • Окунева Е.Г. Трансформация сериальной идеи: техника групп Карлхайнца Штокхаузена (от Klavierstuecke I-IV к «группам» для трех оркестров) // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи: материалы Международной научной конференции / ред.-сост. Т.И. Науменко. М., 2020. С. 358-371.
  • Мезенцева С. В. Аудиовизуальный синтез в современных модификациях музыкально-театральных жанров // От синестезии к синтезу искусств: материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 2015. С. 255-261.
  • Галеев Б.М. Музыкальная композиция методом рисования // Электронная технология и музыкальное искусство. Новосибирск, 1990. С. 51-54.
  • Заливадный М.С. Графика, музыка, электроника // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С. Тер-мена): материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 1996. С. 96-99.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика...
  • Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches // Opcion. 2019. Vol. 35, special edition 24. P. 360-375.
  • Заливадный М.С. Указ. соч. С. 96.
  • Там же.
  • Комплексная модель семантического пространства музыки: сборник статей. СПб., 2016. 183 с.; Gorbunova I.B., Zali-vadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education // Music Scholarship. 2018. № 4 (33). P. 55-64. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018A055-064.
  • Артемьев Э. Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы // Звукорежиссер. 2001. № 2. С. 56-61.
  • Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961. 240 с.
  • Медкова М. Пуссеробютория или Птицы, мадонны и мифы электроакустического Вагнера // Музыка и электроника. 2007. № 2. С. 2-4.
  • Галеев Б.М. Указ. соч.
  • Московская С.В. Звук и цвет. Педагогика будущего - синтез искусств. СПб., 1995. 80 с.
  • Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. Казань, 2000. 132 с.
  • Afanasiev V.V. Sound-Colour Musical Structure: An Elementary Theory of Audio-Visual Stimuli. Saint-Petersburg, 2006. 86 с.
  • Интервью А. Рыбникова директору журнала «Музыка и электроника» Е. Орловой // Музыка и электроника. 2006. № 2. C. 3-4.
  • Чернышов А.В. Медиамузыка в системе музыкального образования // Музыка и электроника. 2009. № 2. С. 3-6.
  • Артемьев Э. Указ. соч. С. 58.
  • Динов В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. СПб., 2012. 490 с.
  • Заливадный М.С. Указ. соч. С. 99.
  • Светлов М.Г. Системы искусственного интеллекта в интерактивной музыке, аудиовизуальных инсталляциях и пер-формансах // Современное музыкальное образование 2010: материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 135-139.
  • Там же. С. 139.
  • Там же.
  • Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития // Инновационные технологии в медиаобразовании: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2014. С. 21-24.
Еще
Статья научная