Музыкально-просветительская деятельность В. С. Серовой в Симбирской губернии
Автор: Сковикова Елена Геннадиевна
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Философия и культурология
Статья в выпуске: 2 (24), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению музыкально-просветительской деятельности В. С. Серовой в селе Судосево Симбирской губернии на рубеже XIX-XX веков, кульминацией которой стало создание крестьянской оперной труппы. Рассматриваются также проблемы репертуара коллектива, вопросы редактирования классической оперы для постановки любительской крестьянской труппой.
А. н. серов, в. с. серова, музыкально-просветительская деятельность, музыкальное просвещение, эстетическое воспитание, крестьянская оперная труппа, оперный репертуар, народная песня, театральные представления, гастроли крестьянской оперной труппы
Короткий адрес: https://sciup.org/14114330
IDR: 14114330
Текст научной статьи Музыкально-просветительская деятельность В. С. Серовой в Симбирской губернии
В 2016 году исполняется 170 лет со дня рождения Валентины Семеновны Серовой, которая оставила заметный след в истории русской культуры на рубеже XIX—XX веков. В. С. Серова была первой в России женщиной-композитором и музыкальным критиком.
Валентина Серова (урожденная Бергман) родилась в Москве в 1846 году в семье «самой антимузыкальной, которую можно только себе вообразить», по ее собственному выражению. Но уже в раннем детстве у девочки обнаружились очень хорошие музыкальные способности: абсолютный слух, великолепная память, любовь к импровизации. Когда Валентине исполнилось пятнадцать лет, она успешно выдержала конкурс в Московском отделении Русского музыкального общества и в качестве стипенди-антки была направлена в Петербургскую консерваторию.
Став студенткой, юная пианистка была принята в класс великого музыканта — основателя консерватории, педагога и исполнителя А. Г. Рубинштейна. Это событие чрезвычайно обрадовало родителей девушки, которые, как она вспоминала, «гордились этим неимоверно».
Однако обучение в консерватории продолжалось недолго: через год ученица вышла замуж за А. Н. Серова — композитора, теоретика, музыкального критика, педагога и оставила консерваторию. Хотя родители сначала были против этого брака и советовали дочери вернуться в консерваторию, позже, познакомившись с зятем поближе, приняли ее выбор.
Валентина Семеновна была единомышленником, верным другом, соратником А. Н. Серова. Обладая, как и муж, кипучей энергией, целеустремленностью, необычайной работоспособностью, упорством в достижении цели, она разделяла его художественные взгляды, эстетические пристрастия, понимание задач, стоящих перед музыкантами. И, самое главное, музыкальная деятельность рассматривалась ими как общественное служение, основное место в которой, наряду с композиторским творчеством, занимала работа по музыкальному просвещению, образованию, развитию народной культуры. Позже В. С. Серова стала одной из основательниц и почётным членом московского Общества содействия устройству общеобразовательных народных развлечений.
С девятнадцати лет Серова начала публиковать статьи по различным вопросам музыки в периодической печати. Ее работы часто появлялись в журнале «Музыка и театр», который они издавали совместно с мужем в 1867—1868 годах. В номерах этого издания ею было опубликовано одиннадцать ее статей; кроме того, она сотрудничала в журналах «Русская сцена», «Русская музыкальная газета» и др.
С 1880 года В. С. Серова занималась вопросами художественного воспитания в деревне. Ее музыкально-просветительская деятельность в Симбирской губернии началась в 1891 году и первоначально была связана со стремлением помочь жителям края справиться с разразившимся в тот год голодом.
Валентина Семеновна приехала в симбирское селе Судосево (ныне Республика Мордовия), так как ситуация здесь была наиболее сложной и тяжелой. И если на первых порах деятельность Валентины Семеновны Серовой была направлена исключительно на налаживание быта, организацию столовых, яслей, детского приюта-«питомника», как его называли судосевцы, то позже возникла новая цель — открытие школы и подготовка учителей для нее. К слову сказать, в приюте-«питомнике» не только кормили, воспитывали детей-сирот, но и обучали грамоте, рукоделию и музыке. Поскольку идеи просвещения народа интересовали В. С. Серову не меньше, чем бытовые проблемы, она привезла в голодную Симбирскую губернию библиотеку наряду с деньгами и медикаментами. Показателен итог ее деятельности: за десять лет пребывания в Симбирской губернии она открыла 5 школ, 3 библиотеки, подготовила 15 учителей, 21 руководителя хора из крестьян. Но кульминацией просветительской работы Серовой стала организация крестьянской оперной труппы.
Идея создания театра родилась, на первый взгляд, стихийно. Во время вечерних собраний жителей села, на которых обсуждали насущные дела, читали вслух книги, привезенные Серовой, иногда пели, кто-то предложил организовать хор. Дело пошло успешно, и молодежь села загорелась желанием создать театральную труппу, чтобы ставить оперы. В своих статьях и воспоминаниях Серова настойчиво подчеркивала склонность судосевцев к хоровому пению, но самой плодотворной деятельностью в деревне она называла устройство оперных спектаклей.
Безусловно, постановка опер силами крестьян-артистов должна была носить особый характер. В статьях Валентины Семеновны Серовой, опубликованных в журналах «Артист»,
«Нева», «Русская мысль», изложены методы и принципы ее работы по подготовке оперных спектаклей. Принципиальные положения по этому вопросу изложены ею в статье «Музыка в деревне». Утверждая, что русский народ от природы музыкален, В. С. Серова ссылается на многочисленные примеры этого. В частности, она рассказывает, что деревенские дети «очень быстро научились писать ноты и читать голосом написанные на доске нотные примеры», что они полюбили звуки фисгармонии — «звук органа как будто “окрылял” их», много и хорошо запоминали отрывки из русских опер.
Перенесение классической оперы без каких-либо изменений или сокращений на сцену крестьянского театра было невозможно. Этому препятствовали отсутствие специальной вокальной школы у исполнителей, симфонического оркестра и сложный, порой малопонятный непросвещенному слушателю сюжет. Отсюда основные требования, которые Серова предъявляла к оперному произведению: «1) чтоб сюжет имел глубокое значение, 2) чтоб картины были интересны, 3) чтоб музыка была русская, 4) чтоб характеры были показаны широкими линиями без психологических тонкостей» [1, с. 39—40]. Но так как подобной «особенной» формы деревенской оперы не было, то следовало использовать уже созданные произведения, но, по выражению В. С. Серовой, в «опрощенном варианте». По ее мнению, существовало пять вполне подходящих опер, удовлетворяющих по крайней мере трем требованиям (разумный сюжет, осмысленные картины, вполне русская национальная музыка): «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Рогнеда» и «Вражья сила» А. Н. Серова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Русалка» А. С. Даргомыжского.
Вопрос «опрощения» оперы В. С. Серова предлагала решать следующим образом. Речитативы, которые «для необразованного слушателя представляются источником неимоверной скуки», следовало заменять их разговорными вариантами. Недостаток солистов — исполнителей главных партий — мог восполняться приглашением певцов из города. Серова подчеркивала, что «от них будет зависеть судьба деревенских оперных спектаклей, в их руках будущее музыкального развития русского народа» [3, с. 40]. Таким образом, подобное предложение полезно, важно и значительно с точки зрения музыкального просвещения. По поводу отсутствия оркестра В. С. Серова высказывала достаточно спорное мнение о том, что «оркестровка — колоритность в музыке и больше ниче- го», а колорит играет «сравнительно второстепенную роль» [3, с. 41]. Поэтому оркестр может быть легко заменен ансамблями разных составов, например, трио и рояль. Кроме того, вспоминая о крепостных оркестрах, Валентина Семеновна Серова отмечала, что даже создание оркестра не будет делом большой сложности.
Именно на этих принципах строилась работа В. С. Серовой с крестьянской труппой в Судо-севе. Она обучала музыкальной грамоте своих актеров, проводила длительные и многочисленные репетиции, спевки и неизменно достигала хороших результатов. Она сама аккомпанировала на рояле в спектаклях, и критики отмечали ее прекрасное как в техническом, так и в выразительном отношении исполнение.
Театральные представления в Судосеве начались в 1895 году. Первым спектаклем крестьянских артистов стала небольшая опернодраматическая пьеса Серовой «Илья Муромец», сочинение которой было начато еще до приезда в Симбирскую губернию. Настойчивость, энтузиазм руководителя труппы и актеров, неустанно репетировавших около полугода, увенчались успехом. Спектакль очень понравился публике и был показан жителям соседних сел.
После нескольких лет постановочной деятельности, в 1900 году, состоялись гастроли труппы в Симбирске и Пензе. По воспоминаниям Серовой, «все, начиная с верхов и кончая самыми простыми смертными», приветствовали это событие и оказывали горячее содействие в организации гастролей. Правда, произошел досадный инцидент: крестьянской труппе было запрещено выступать на сцене Дворянского собрания. Выступление артистов оказалось под угрозой срыва. Об этом узнали музыкальные и общественные деятели в Пензе, и так как их тоже интересовал вопрос возможности постановки оперы в деревне, то они любезно предложили помощь в организации гастролей в своем городе.
Но спектакль крестьянских артистов в Симбирске все же состоялся, и зрители увидели оперу А. Н. Серова «Рогнеда». Она прошла успешно, хотя постановка в зале Офицерского клуба была разрешена на весьма тяжелых условиях. На спектакле должна была присутствовать в большей части «своя клубная публика» (из 400 билетов в свободную продажу можно было отдать лишь 100). Не допускались декорации и не разрешалось театральное освещение на сцене по соображениям пожарной безопасности. Утром на репетиции собрались все те, ради кого и организовывались гастроли, «вечерний спек- такль нас мало интересовал», — вспоминала В. С. Серова [2, с. 77]. Репетиция прошла «блестяще <...> труды были оценены, заслуги всей труппы аттестованы» [2, с. 77]. Тем не менее Серову не вполне удовлетворили результаты гастролей, так как она не имела возможности познакомить учителей и других лиц, от которых зависело народное просвещение и которые им непосредственно занимались, с методами и результатами своей работы, «с деревенским опытом по оперному вопросу», по ее выражению.
Гастроли труппы получили доброжелательные отзывы в местной прессе. Так, «Симбирские губернские ведомости» отмечают внимание публики к крестьянскому спектаклю — «зал был переполнен» — и вполне успешное исполнение «Рогнеды». Автор статьи в газете (Nemo) не высказывает каких-либо критических замечаний в адрес артистов и очень высоко оценивает труд В. С. Серовой. Этот спектакль всколыхнул культурную общественность города и вызвал горячее сочувствие со стороны публики. Один из присутствовавших на представлении зрителей написал стихотворение в честь автора оперы [4]:
Уж много лет с тех пор промчалось, Когда в осенний день
В пространство вечности умчалась
Серова доблестная тень.
Внезапной смертью слишком рано
Был прерван лучший труд его («Вражья сила»), Где силы он вложил Титана
И мощь таланта своего!
Но гений смерть не погубила,
И появилась «Вражья сила»
На русской сцене, наконец!
И хотя этот опус не блещет особыми поэтическими достоинствами, тем не менее необходимо отметить, что факт его создания связан с крестьянским театром.
В конце того же 1900 года судосевская труппа представила «Рогнеду» в Пензе. «Публики было много, билеты брали нарасхват, Пенза была заинтересована новизной всей обстановки», — писала «Русская мысль» [1]. Спектакль прошел еще более успешно, чем в Симбирске, появились фотографии, рецензии в столичных газетах и журналах. Отмечалось, в частности, что исполнение столь трудного сочинения было не только удовлетворительным, но и превзошло все ожидания. Столичная пресса публикует также хвалебные отзывы о деятельности и заслугах В. С. Серовой: «Опыт госпожи Серовой делает честь не только ей самой, но и, несомненно, нашему народу и не может не служить великим поощрением для всех, кому доро- га его судьба, кто желает посвятить хоть небольшую часть своих сил благородному делу просвещения нашей народной массы» [1].
В сложившемся виде труппа состояла из сорока человек. В ней был очень хороший хор и неплохие солисты: Алексей Петровичев («лучший тенор в хоре»), Иван Юленков, Павел Гусев, Федор Решетников, Федор Пожаров (бас), Лидия Першина (сопрано). Много сил и усердия, терпения и любви отдавали оперному делу и руководитель труппы, и актеры. Регулярные репетиции, а в праздники по три раза в день, нередко длились по нескольку часов. «Никогда не надоедали им, актерам, ни моя придирчивость, ни воркотня, ни строгие выговоры, без которых не обходилась ни одна постановка новой пьесы», — вспоминала В. С. Серова [3, с. 39—40]. Подобные усилия приносили прекрасные плоды: за десять лет в крестьянском театре было поставлено шестнадцать спектаклей, среди которых были «Илья Муромец» В. С. Серовой, «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Рогнеда» и «Вражья сила» А. Н. Серова и др.
При театре был хор юношей и девушек, в «питомнике» — хор мальчиков. Музыка, которую они исполняли, развивала их способности, память, что помогало им впоследствии легко вливаться в состав театральной труппы. О хорошем уровне музыкальной подготовки свидетельствует следующий эпизод, отмеченный В. С. Серовой: «…на Пасху разучивали хор “Ангел вопияше” в довольно сложной контрапунктической разработке... Певчие быстро усвоили грамоту, пели с большим оживлением и ловко провели все оттенки, отмеченные в пьесе, которая была написана не без претензии на значительную выразительность. Навсегда останется у меня в памяти то увлечение, с которым пели дети эту четырехголосную композицию: все с дирижера глаз не спускали, лихорадочно следя за движениями палочки» [3, с. 38]. Кроме того, детский, юношеский и «взрослый» оперный хоры пели отрывки из русских опер, хоровую музыку Глинки, Даргомыжского и других композиторов.
Развитие оперной деятельности в деревне В. С. Серова связывает с необходимостью возвращения музыки тем, кто способствовал ее рождению. В статье «Музыка в деревне» она пишет: «...отечественная опера процветает, народные сборники все обогащаются новыми напевами, и русский музыкальный стиль уже успел вполне сложиться. Надо принять во внимание, что он сформировался у композиторов благодаря тому, что они внимательно прислушивались к народной песне... Эта простая деревенская песня, очутившись в пышном одеянии, должна снова посетить убогую хату, из которой она вышла» [3, с. 38]. Кроме того, опера позволила бы сделать более разнообразной в жанровом отношении музыкальную культуру деревни, которая, по мнению В. С. Серовой, существовала только в инструментальной форме.
Таким образом, значение деятельности су-досевского крестьянского театра чрезвычайно велико. Театральная труппа была важнейшим средством приобщения народа к классическому искусству, развития музыкально-эстетического вкуса и образования в крестьянском сословии. Крестьянские спектакли стали одной из своеобразных форм музыкальной жизни в губернии, связанной с деятельностью любительского оперного театра.
Опыт, накопленный Серовой во время работы в Судосеве, получил позже новое применение: по просьбе внучки писателя С. Т. Аксакова Валентина Семеновна организовала крестьянскую оперную труппу в ее имении в Самарской губернии. Вся жизнь этой яркой личности была отдана служению Музыке: просветительству, образованию, критике, композиторскому творчеству. Музыкально-общественная, просветительская деятельность В. С. Серовой высоко оценивалась ее современниками — представителями художественной общественности: Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, В. Г. Короленко и другими.
-
1. Васильев. Создатель крестьянской оперы в опале // Ульяновская правда. 1960. 10 февр.
-
2. Из воспоминаний В. С. Серовой о постановке в г. Симбирске созданной ею труппой оперы «Рогнеда» А. Н. Серова // Русская мысль. 1902. № 11, ноябрь.
-
3. Серова В. С . Музыка в деревне // Артист. 1892.
-
4. Театр и зрелища // Симбирские губернские вед. 1900. 23 февр.
Список литературы Музыкально-просветительская деятельность В. С. Серовой в Симбирской губернии
- Васильев. Создатель крестьянской оперы в опале//Ульяновская правда. 1960. 10 февр.
- Из воспоминаний В. С. Серовой о постановке в г. Симбирске созданной ею труппой оперы «Рогнеда» А. Н. Серова//Русская мысль. 1902. № 11, ноябрь.
- Серова В. С Музыка в деревне//Артист. 1892.
- Театр и зрелища//Симбирские губернские вед. 1900. 23 февр.