"Мы"-высказывания в разных ситуациях речевой коммуникации врачей

Автор: Барсукова Марина Игоревна, Наумова Елена Владимировна

Журнал: Сетевое научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление» @journal-rypravleni

Рубрика: Научные статьи

Статья в выпуске: 1 (58) т.19, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются «мы»-высказывания в разных ситуациях речевой коммуникации врачей: общении врача с пациентом, родственниками пациента или его представителями, публичных выступлениях врача, выполняющего различные социальные и профессиональные роли. Раскрывается коммуникативная функция «мы»-высказываний как повышающих комплаенс, усиливающих позитивную траекторию взаимодействия.

"мы"-высказывания, профессиональная коммуникация, культура речи врача, медицинский дискурс, публичная речь

Короткий адрес: https://sciup.org/14127868

IDR: 14127868

Текст научной статьи "Мы"-высказывания в разных ситуациях речевой коммуникации врачей

Речевая компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности современного врача. Однако и врачи древности отмечали силу слова как лекарственного средства в своих устах (достаточно вспомнить высказывание «Три оружия есть у врача: слово, растение и нож»).

В данной статье мы рассмотрим употребление «мы»-высказываний в разных ситуациях общения врачей: общении врача с пациентом и родственниками больного, публичных выступлениях.

Материалом исследования послужили рукописные и расшифрованные диктофонные записи речи врачей, сделанные авторами в 2020-2021 г.г., а также материалы интервью, взятые из открытых источников и не опубликованные ранее, записанные в ходе личных встреч. Общий объем составил 1700 словоупотреблений.

«Мы»-высказывания имеют свою историю в русской речевой культуре: всем известно не только обыгрывание употребления «мы» в речевой коммуникации носителей русского языка ( мы - Николай II), но и «мы» авторской скромности, традиционно употребляемое в научном стиле (« мы пришли к определённым выводам » – автор исследования намеренно уходит от демонстрации своего «я»).

В научной литературе по психологии и психолингвистике выделяется стратегия «мы-высказывание», которая направлена на привлечение внимания к общим интересам и целям партнеров. Она порождает ситуацию сотрудничества, а не противоборства, когда стороны стремятся получить лишь одностороннюю выгоду.

Проанализируем зафиксированные в наших материалах употребления «мы»-высказываний с точки зрения их функционирования и достижения коммуникативной цели. Для демонстрации общности решаемых вопросов и создания атмосферы сотрудничества врач использует «мы»-конструкции в значении «мы»-совместное, объединяя себя с пациентом, не давая ему возможности почувствовать равнодушное или формальное отношение со стороны врача [4]:

Мы с вами поступим так// продолжите прием препаратов NN/ и добавите NN в небольшой дозе// я все вам напишу/ и тогда посмотр им / как вы будете на этом фоне/ а потом подума ем / как быть дальше//;

Хорошо// давайте мы с вами сделаем так// вы сдаете все анализы/ все/ что я вам написал/ приносите прежние исследования/ мы посмотр им динамику изменений/ и выработа ем дальнейшую стратегию. Такой мощный речевой прием позволяет привлечь пациента к решению проблемы, сделать его участником лечебного процесса, а не безучастным исполнителем воли врача, повысить комплаенс и, в конечном счете, настроить пациента на успех лечения [3].

Реализуя тактику обязательного успеха, врач находит не только слова поддержки и ободрения, но и формирует позитивную траекторию взаимодействия:

Мы с вами движ ем ся в нужном направлении/ и я думаю/ мож ем рассчитывать на стабилизацию давления;

Нет сомнений/ что мы с вами справимся// вопрос только в том/ за какое время и какими усилиями// но если вы будете также четко выполнять все/ что мы с вами наметили/ уверен/ результат нас с вами порадует/ мы вполне сможем рассчитывать на продолжительную ремиссию//.

Обратим внимание, что употребление местоимения мы может быть опущено, но употребление глаголов в форме 1-го лица множественного числа поддерживает форму «мы» - высказываний и не уменьшает воздействующую функцию этих конструкций.

Давайте продолж им на этом препарате/ раз хорошо давление держит/ и если мы с вами справимся/ удерж им на оптимальных цифрах/ то вы долго будете радовать нас своими прекрасными глазами//. В приведенной реплике врача «мы-совместное» употреблено в двух значениях: «мы = врач + пациент» и «мы = врачи», «мы = люди». Такое сочетание, с одной стороны, демонстрирует вариативность значений формы 1 лица единственного числа, а с другой, – позволяет врачу расширить возможный спектр вовлеченных людей, тем самым делая комплимент от лица большего количества людей. Настроить пациента на позитивные изменения в здоровье, на решение возникшей проблемы, на достижение желаемых результатов – цели общения, которые достигаются с помощью реализации тактики обязательного успеха.

Действенным средством местоименные и глагольные конструкции с формой 1 лица множественного числа оказываются и при реализации тактики продолжительного сотрудничества благодаря созданию эффекта объединения усилий для достижения общей цели решения проблемы.

Особенно важно создание у пациента ощущения участия со стороны врача, его включенности в проблемы пациента, уверенности в том, что он ни один на один со своей бедой, в ситуациях общения с инкурабельными больными [1]:

Есть люди с подобными диагнозами/ которым удается отодвинуть точку// вот эту// мы с вами очень постара ем ся использовать все ресурсы…

Еще одной функцией высказываний может быть общность решаемых задач («мы единомышленники»). Такая функция наиболее четко выступает в общении с родственниками пациента или его представителями:

Мы постара ем ся вам создать все условия/ чтобы ваш организм не сомневался в наших возможностях ( кивок и взгляд в сторону мужа пациентки ). Да?

Зачастую в общении с родственниками пациента «мы» приобретает значение «врач + пациент + родственники пациента», что позволяет вызвать доверие к врачу и сделать общение максимально эффективным. В качестве примера можно привести ситуацию разговора врачей с родственниками пациента накануне операции. Два хирурга беседовали с родственниками пожилого мужчины, обсуждалась сама возможность операции. Показав анализы, рассказав обо всех «за» и «против», врач произнёс фразу, которая оказала влияние на исход разговора: «Принимать решение вам// но в любом случае/ мы/одна семья». Вот это «мы - одна семья», объединившее врачей, пациента и его родственников стало ключевым, вызвало доверие к врачам и повлияло на решение родных.

Усиление психологического воздействия возможно за счет обогащения «мы»-высказывания дополнительным смыслом: объединение себя с пациентом по какому-либо признаку: «мы – женщины», «мы – ветераны», «мы – красавицы», «мы – мамы», «мы – отцы», «мы – бабушки»:

Мы с вами знаем/ как сложно бывает выдержать все назначения/ если у каждого члена семьи свои предпочтения/ которые мы стараемся удовлетворить// поэтому вам нужно постараться о себе позаботиться больше/ чем мы привыкли// может быть/ в санаторий съездить…

Результативными оказываются «мы» - конструкции со значением «мы - врачи». Действенность выбранной речевой формы развивает в пациенте уверенность в назначенном лечении, подкрепленную мнением нескольких врачей, апелляцией к авторитету:

Вот видите //мы с Н.П. оба счита ем / что с операцией не нужно торопиться/давайте продолжим/ посмотрим в динамике/ а потом решим//.

В этой фразе параллельное использование «мы – врачи» и «мы = врач + пациент» создает устойчивый эффект взаимодействия всех участников лечебного процесса и поддерживает уверенность пациента в правильности выбранной стратегии лечения.

Исследованный материал демонстрирует вариативность прочтения «мы – врачи»: это может быть «мы = я+ конкретный врач», как в приведенных выше примерах, и «мы = я+ врачи вообще или врачи нашей клиники»:

Мы хорошо леч им подобную патологию/ у нас хорошие работающие методики/ которые нам позволяют помогать вот в таких случаях//.

Многие наши пациенты обращаются именно для решения этой проблемы/ и мы мож ем повысить качество жизни/ сейчас есть такие методики в нашем арсенале.

Употребление местоимение «мы» в значении «мы люди вообще» зафиксировано в речи врача в тактиках объяснения, включающих иллюстрации основного момента, и является средством аргументации:

Мы же не всегда жив ем по строгому расписанию/ и наш организм испытывает напряжение/ он вынужден прилагать бо΄льшие усилия на то что привык делать с меньшими затратами// понимаете//? То есть мы сами созда ем ему полосу препятствий/ и не каждый организм может бесследно это пережить//.

В публичной речи врачей употребляется местоимение «мы» в разных значениях, причём это значение может быть связано с профессией (мы – врачи), местом работы (мы – коллектив клиники), занимаемой должностью конкретного человека (мы – Комитет по здоровью Госдумы), с принадлежностью к народу, стране, нации (мы – русский народ, мы – государство, общество). Приведём примеры употреблений «мы»-высказываний в разных значениях из публичной речи врачей.

  • 1)    Мы – коллектив клиники детской хирургии: Мы осуществляем около трёх с половиной тысяч операций детям в год/; Мы вышли буквально на европейские результаты;

  • 2)    Мы – учёные, преподаватели высшей школы, представители научных школ: Это требует научного мужества/ принципиальной гражданской позиции/ для того чтобы вместе с водой реформ/ не выплеснуть ребёнка/ не потерять тех блестящих научных школ/ которыми мы славимся//;

  • 3)    Мы – представители власти, депутаты: Я сидел и думал, что в нашей стране любая беременность сверхценна. И мы должны точно так же охранять её и не давать возможности её прервать; И мы с достоинством говорим о тех достижениях отечественного здравоохранения, которые есть, и, подчеркну, с полной ответственностью, о тех проблемах, которые есть. Мне кажется очень важным шагом сегодняшнего дня, который мы на всех уровнях выводим на авансцену – это саморегулирование медицинской деятельности, когда контроль качества, контроль сертификации, многие вопросы, которые сегодня решает государство, будут отданы профессиональным ассоциациям, таким как наша ассоциация, Российская Ассоциация детских хирургов, Союзу педиатров России и другим-другим ассоциациям, которые совершенно на общественных началах обеспечат качество, контроль качества лечения и контроль самих специалистов.

Объединение себя с аудиторией при обсуждении негативных моментов позволяет заручиться откликом, получить поддержку. Так, выступая на заседании Государственной Думы по поводу обсуждения случаев нападения на врачей, врач-депутат употребляет «мы»-конструкции: С грустью приходится констатировать, что мы вынуждены обсуждать эти безобразия и искать решения в законодательном поле, лишний раз подчёркивает, что нравственное здоровье общества – оно серьёзно пошатнулось. И мы, ставя мораль и этику выше закона, должны понимать, что только любовь и взаимное уважение граждан нашей страны может и должно быть тем стержнем, который поможет развиваться нашей любимой Родине.

  • 4)    Мы – Комитет Государственной Думы по охране здоровья (метонимическое употребление местоимения, основанное на переносе по смежности. Эта смежность проявляет связь между людьми и конкретным органом власти): Мы сейчас стали инициаторами изменений так называемой школьной медицины ; Существует потребность в новом высокотехнологичном оборудовании. Это и томографы, и аппараты магнитно-резонансной терапии, и средства для инновационных методов лечения, таких как протонная, ионная терапия, и многие другие. Все это требует постоянного развития. И эту задачу мы в рамках партийного проекта «Здоровое будущее» обозначали неоднократно; Со своей стороны мы недавно приняли закон, касающийся учета общественного мнения при ликвидации и реорганизации медучреждений, особенно находящихся в селе.

Стремясь быть предельно точным, говорящий раскрывает значение местоимения (мы = Комитет): Мы ведь как Комитет по большому счёту отвечаем за всё здравоохранение с точки зрения законодательства. Это двадцать депутатов и десять человек аппарата.

  • 5)    Мы – русский народ, государство, общество: Мне кажется/ что именно сегодня/ всё человечество/ и мы тоже/ переходим в совершенно новую эру развития//; складывающаяся на сегодняшний день ситуация с образованием когда понятие подменили/ я никогда не думал что можно так упасть по отношению например к 60-ым годам XX века/ ведь мы же просто упали в яму/ у нас вот есть какие-то новые диктофоны фломастеры/ у нас есть много что казалось бы продвинутого/ а образованность людей падает//.

Такое расширение значения («мы» – русский народ и «мы» – страна, общество, государство) вызывает чувство ответственности у слушающего, ощущение причастности к своей стране, родине, народу.

В публичной речи «мы»-высказывания являются сильным воздействующим приёмом на аудиторию. Когда врач-депутат говорит «мы», то слушающий воспринимает эти слова как участник события и из отстранённого наблюдателя ситуации он становится её активным участником и единомышленником выступающего [2].

Встретился пример из интервью, где врач рассказывает о том, как он выбирал профессию, подчёркивая ведущую роль отца в этом выборе, поэтому появляется значение местоимения «мы» в значении «я + отец»: «Классе в девятом-десятом мы с отцом выбирали, кем я мог бы стать. Он взял листочек, написал специальности – все направления университетского образования. В итоге путём вычеркивания, причём моего, осталась медицина».

Таким образом, местоимение «мы» приобретает ряд значений под влиянием тех коммуникативных задач, которые выполняет в речевой коммуникации врач. Социальная многорольность человека, широкий спектр задач, стоящих перед врачом, – все это ведёт к расширению значений слова. Врач объединяет себя с тем сообществом, где он работает и живёт, отсюда появляются разные значения «мы»: врачи, учёные, коллектив клиники, депутаты, преподаватели высшей школы, Комитет по здоровью, русский народ, государство, общество. Важным для успеха лечения является мы-совместное (врач + пациент), подчёркивающее сотрудничество врача и пациента, обеспечивающее комплаентное поведение пациента, делающее его активным участником процесса лечения.

Таким образом, «мы»-высказывания с разных ситуациях речевой коммуникации врачей позволяют получить желаемый результат в общении с собеседником, будь то пациент, его родственники, коллеги, либо аудитория. Осознанное применение языка, выбор речевых средств, максимально выполняющих задачи коммуникации, позволяет быть успешным в профессии и в жизни.

Список литературы "Мы"-высказывания в разных ситуациях речевой коммуникации врачей

  • Маркина А.А., Барсукова М.И. Тактика сообщения плохих новостей в профессиональном общении врача и пациента // Архивъ внутренней медицины. 2022. Т.12. №2 (64). С. 136-142.
  • Наумова Е.В. Речевое поведение врача-депутата во время предвыборных дебатов // Преподаватель 21 век. - Изд-во Московского гос. пед. ун-та, М., - № 1, 2019. С. 444-450.
  • Способы достижения комплаенса в ортодонтической стоматологии / Д.Е. Суетенков, И. В. Фирсова, М. И. Барсукова, А. В. Жидовинов // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. 2022. № 79. С. 12-16.
  • СOMMUNICATIVE RISKS IN THE DYAD 'DOCTOR-PATIENT' Barsukova M.I., Rodionova T.V. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism. 2021. T. 21. № 2. C. 176-179.
Статья научная