На фоне живописи Эрмитажа: три заметки к поэзии Василия Филиппова
Автор: Марков Александр Викторович
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Стратегии актуальной словесности
Статья в выпуске: 3 (11), 2020 года.
Бесплатный доступ
Поэзия Василия Филиппова сложна для интерпретации из-за особенностей построения лирического сюжета и лирической позиции и близости аутсайдерскому искусству. Подробная интерпретация трех стихотворений поэта 1980-х годов показывает, как внешние впечатления (посещение Эрмитажа, чтение новостей, чтение Самиздата) трансформируются в осмысление строения современной культуры. Филиппов показывает особую заинтересованность в материи реальности, в том, как устроена материальная сторона событий, что позволяет ему выстроить сюжет как скрытый диалог и даже спор о путях развития лирической поэзии. В статье доказывается, что в одном из рассмотренных стихотворений сюжет о посещении Эрмитажа и встрече с другим поэтом позволяет по-новому концептуализировать технику и технологии в искусстве. В другом стихотворении история покушения на «Данаю» Рембрандта превращается в эсхатологическую концепцию предназначения Петербурга для мировой культуры. В третьем стихотворении опыт чтения машинописного журнала превращается в то, что даже пользование этой рукописью свидетельствует об избранничестве поэта. Таким образом, поэзия Филиппова представляет собой поэзию метаморфоз, в которой отдельные впечатления от окружающего мира осмысляются как телесные знаки миссии поэта, они считываются как необходимое страдание произведений искусства, как телесное страдание культуры, так что только поэт как причастный метафизической стихии может спасти и материальный мир. Такое экологическое понимание миссии литературы было в духе эпохи, но у Филиппова оно диалогично, а не монологично.
Василий филиппов, аутсайдерское искусство, иконография, эрмитаж, независимая русская поэзия, советский андеграунд, экфрасис, лирический субъект
Короткий адрес: https://sciup.org/144162015
IDR: 144162015 | DOI: 10.25146/2587-7844-2020-11-3-52
Список литературы На фоне живописи Эрмитажа: три заметки к поэзии Василия Филиппова
- Бондаренко М. «Чтобы книга стала Телом»: О стихах Василия Филиппова // Знамя. 2001. № 8.
- Бочаров С.Г. Холод, стыд и свобода. История литературы sub specie Священной истории // Его же. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 121-151.
- Гулин И. Бог из комнаты // Коммерсантъ Weekend. 2018. 6 марта. № 7.
- Иванова С. Некоторые аспекты изображения флоры и фауны в произведениях поэтов «второй культуры» (Елена Шварц, Василий Филиппов, Сергей Стратановский) // История ленинградской неподцензурной литературы: 1950-1980-е годы: сб. ст. СПб.: Деан, 2000.
- Любегин А. Стихи [Электронный ресурс]. URL: https://al-ah.livejoumal.com/48713.html (дата обращения: 12.08.2020).
- Марков А.В. Образность Боттичелли в поэзии Василия Филиппова // Сибирский филологический форум. 2018. № 4 (4). С. 50-60.
- Пикуль В. Под золотым дождем [Электронный ресурс]. URL: https://museumsworld.ru/ rembrandt/0danaya3.html (дата обращения: 12.08.2020).
- Седакова О. Медный всадник: композиция конфликта // Россия - Russia (Marsilio Editori). 1991. Т. 7. С. 39-55.
- Седакова О. Строгие мотивы: сб. стихов // 37. 1977, апрель-март. Т. 10. C. 3-60.
- Суворова А.А. Живопись Хильмы аф Клинт в дискурсе искусства аутсайдеров // Арти-культ. 2018. № 31 (3). С. 37-44. DOI: 10.28995/2227-6165-2018-3-37-44
- Фанайлова Е. Особенный голос [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda. org/a/25084730.html (дата обращения: 12.08.2020).
- Фахретдинова Э.М. Разработка концепции сборника стихотворений Василия Филиппова: выпускная квалификационная работа бакалавра. СПб., 2019. DOI: https://doi.org/10.18720/ SPBPU/3/2019/vr/vr19-5201
- Филиппов Василий. Избранные стихотворения 1984-1990. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 336 с.
- Хайрулин Т.П. Категория «спиритуальности» в критических статьях В. Кривулина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. № 15 (1). C. 147-155. URL: https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.112
- Шварц Е. Стихотворения и поэмы. Санкт-Петербург: Инапресс, 1999. 509 с.