Начальный этап создания рабоче-крестьянской милиции Мордовского края в 1917-1918 гг.
Автор: Шишулина Т.П.
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Региональная история и историография
Статья в выпуске: 4 (57), 2006 года.
Бесплатный доступ
Анализируются основные тенденции и проблемы начального этапа формирования рабоче-крестьянской милиции в Мордовском крае в период 1917-1918 гг., Которые закладывают основу для дальнейшего развития.
Короткий адрес: https://sciup.org/147222967
IDR: 147222967
Текст краткого сообщения Начальный этап создания рабоче-крестьянской милиции Мордовского края в 1917-1918 гг.
Процесс становления милиции в целом и Мордовского края в частности неразрывно связан с общероссийской и национальной историей. Общественно-политическая обстановка в уездах Мордо вии 1917 г., основные тенденции их социально-экономического развития не могли не отразиться на процессах становления организационно-правовых основ милиции, на комплектовании ее кадров, основных направлениях деятельности милицейского аппарата. Как для всей страны, так и для Мордовского края, 1917 г. стал переломным, насыщенным различными политическими событиями, сложными явлениями, противоречиями.
Становление рабоче-крестьянской милиции на территории уездов Мордовского края имело ряд общих черт, типичных для создания советской милиции в целом. Среди них следует выделить то обстоятельство, что основы формирования милиции были заложены еще в феврале 1917 г. Революционные события той эпохи привели к ликвидации царской полиции. Постановлениями Временного правительства от 6 и 10 марта ликвидировались соответственно корпус жандармов и департамент полиции, взамен которых создалась народная милиция. Этот процесс шел и на территории современной Мордовии. Так, в уездах Симбирской губернии «вместо полиции создавалась народная милиция, она обеспечивалась оружием, отобранным у полицейских и урядников»1
Поскольку Временное правительство стремилось не допустить параллельного сосуществования вооруженных фор-
ШИШУЛИНА Татьяна Петровна, преподаватель кафедры отечественной истории и права Мордовского государственного педагогического института.
мирований рабочих, крестьян и народной милиции, то к октябрю 1917 г. последняя стала неотъемлемой частью государственного аппарата. Поэтому после упразднения Временного правительства и создания Советского государства центральные органы милиции — МВД и Главное управление по делам милиции — также были ликвидированы.
На местах вопрос об органах милиции решался неоднозначно. В отдельных уездах края, как и в ряде других регионов страны, органы народной милиции рассматривались как «враждебные» и безоговорочно ликвидировались2. Старая милиция не устраивала новую власть, поскольку «в ее составе было много бывших полицейских, сынков кулаков и торговцев, скрывавшихся от мобилизации»3 Так, в Краснослободске и уезде вооруженным путем, при помощи разоружения сотрудников старой милиции была ликвидирована «буржуазная» и создана рабоче-крестьянская милиция. В Саранске 2 (15) февраля 1918 г. на уездном съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов созданы новые органы управления уездом, в том числе и милиция. 10 января 1918 г. в Симбирской губернии приказом губернского комиссара по внутренним делам смещен с поста губернский инспектор милиции Временного правительства и провозглашено образование советской рабоче-крестьянской милиции4- В других уездах Мордовского края аппарат старой милиции, по сути, сохранялся, поскольку был лояльным к советской власти. Реорганизация его ограничивалась в основном лишь сменой основных должностных лиц из состава бывшей «буржуазной» милиции и изменением названия последней. Так, начальник Инсарской уездной милиции эсер Петрунин как несоответствующий «идеалам революции» был заменен «сочувствующим большевикам» Цыгановым. Аналогичным образом реформировалась старая милиция в Ардатовском уезде5. Именно в г. Ардатове была создана первая на территории нашей республики уездная милиция6
В некоторых уездах Мордовского края при создании новой рабоче-крестьянской милиции старые кадры сохраняли свои должности. Так, во главе поста милиции на станции Арапово (впоследствии — Ковылкино) с 1914 г. до создания Ковылкинской районной милиции стоял С. С. Че- кашин, который «охранял правопорядок... как при помещичьем строе, так и при буржуазном временном правительстве, так и при Советской власти»7
Таким образом, в уездах Мордовского края, как и в других регионах страны, милиция Временного правительства и новая рабоче-крестьянская милиция были органически взаимосвязаны: первая стала одним из источников формирования второй.
Типичным для милиции Мордовского края было сочетание государственных и негосударственных черт, т. е., с одной стороны, органы милиции создавались Советами и действовали от их лица, с другой — носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся и не имели постоянного штата. Это было обусловлено рядом обстоятельств. Постановление Народного комиссариата по внутренним делам «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 г., в котором собственно и провозглашалось создание рабоче-крестьянской милиции, не решало вопросы о составе, структуре милиции, функциях взаимодействия с другими органами власти8 Этим постановлением милиция отдавалась исключительно в ведение Советов. Отсутствие центрального руководства милицией привело к многообразию ее форм на местах. Кроме того, неорганизованности милиции и существованию ее на первых порах преимущественно в форме различных образований трудящихся способствовала и знаменитая идея В. И. Ленина о «всеобщем вооружении народа», воплощение которой он видел именно в создании пролетарской милиции.
Таким образом, охрана правопорядка в Мордовском крае, особенно в первые месяцы после создания Советского государства, осуществлялась различными вооруженными формированиями трудящихся: отрядами милиции, красногвардейцами, чрезвычайными комиссиями, дружинами. Так, например, на территории Симбирской губернии «в одних городах пошли по ликвидации милиции Временного правительства и введения института комиссаров; в других — местные советы создавали комитеты самооохраны, дружины и отряды Красной гвардии; третьи вводили всеобщую милиционную повинность для отбывания ее поочередно всеми гражданами в возрасте от 18 до 40 лет»9.
Закрепление функций милиции за народом устанавливалось законодательно: в протоколе № 9 (от 18 мая 1918 г.) Ардатовского исполнительного комитета отмечалось, что охрана общественного порядка должна быть «возложена на самих трудящихся».
Большую роль в борьбе с проявлениями недовольства новой властью населения края сыграли местные ЧК. Декрет об их организации был принят СНК еще 7 декабря 1917 г., а 18 марта 1918 г. коллегия ВЧК признала необходимой немедленную организацию ЧК на местах. Одной из первых в уездах Мордовии создана Ардатовская ЧК. Позднее они появились повсеместно (Краснослободск, Инсар, Саранск, Рузаевка). ЧК рассматривали все дела, которые были хоть как-то связаны с нарушением общественного порядка или созданием препятствий для деятельности советской власти.
Неопределенность организационных форм милиции в учреждающем ее нормативном акте и в частности игнорирование вопроса о создании милиции в сельской местности привели к тому, что Советы на местах были вынуждены самостоятельно создавать милицию. Это было продиктовано требованиями времени. Так, особенности географического расположения отдельных поселков уездов Мордовского края, специфика их национального состава предопределили создание милиции и в них, хотя постановлением Народного комиссариата внутренних дел «О рабочей милиции» предписывалось формирование милиции только в городах. 22 ноября 1917 г. на заседании активистов пристанционного поселка Рузаевка, близлежащих сел и местных железнодорожников председатель Рузаевского Совета рабочих и крестьянских депутатов заявил: «Товарищи, вы все знаете, что в поселке, и особенно на станции, стали частыми случаи краж, бандитизма, мошенничества, спекуляции, люди стали запуганными... Предлагаю по образу и подобию революционного штаба г. Саранска создать в поселке хорошо организованный отряд милиции... Обстановка, расположение нашего поселка и станции требуют организации милиции и у нас»10. В тот же день милиция в Рузаевке была создана, но она не имела статуса самостоятельной единицы и была малочисленной: по одним источникам — 5, по другим — 8 чел.
В уездах Мордовского края особенно ярко проявлялось смешение функций милиции (свойственное для всей советской милиции), что также обусловлено неопределенностью ее организационно-правовых основ. Она выступала и как инструмент охраны общественного порядка, и как вооруженная сила. Так, в Ардатовском, Темниковском и других уездах в помощь милиции созданы из крестьянской бедноты красногвардейские отряды. Причем функции милиции и красногвардейцев не разграничивались. В результате непрофессиональные формирования рабочих и крестьян не смогли выполнять ни военные функции, ни обеспечить эффективную охрану общественного порядка. Например, 200 ардатовских красногвардейцев в феврале 1918 г. не сумели без дополнительной помощи обезоружить эсеровский Ар-датовский Совет11. Только 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию о рабоче-крестьянской милиции, в которой закреплялись правовые основы функционирования советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка.
Важной чертой становления милиции Мордовии явилось правовое закрепление ее классового характера. Это нашло отражение в ее названии (рабоче-крестьянская) и в определении ее основных задач. В вышеупомянутой инструкции от 12 октября 1918 г. указывалось: «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства»12. Подобные формулировки были характерны и для постановлений волостных Советов различных уездов Мордовского края. Классовый характер милиции нашел выражение и в ее кадровом составе: ее составляли преимущественно рабочие и крестьяне, причем большевики или сочувствующие им беспартийные.
Несмотря на то что процесс становления рабоче-крестьянской милиции в уездах Мордовского края имел много общих черт с созданием советской милиции в целом, для него были характерны и определенные особенности. Во-первых, в первые месяцы становления милиции в Мордовии ее кадры комплектовались на основе мобилизации в ее ряды не только рабочих и крестьян, но и солдат. Трудности при формировании милиции, возникающие главным образом из-за недостатка кадров, были повсеместными, но в уездах Мордовского края эта проблема стояла особенно остро. Так, например, революционный штаб г. Саранска от имени исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 21 ноября 1917 г. принял постановление: «Настоящий Саранский Революционный Штаб имеет честь просить командира пехотного запасного полка разрешить начальнику Саранской милиции гражданину Волкову непосредственно в ротах вверенного полка выбрать людей, могущих и желающих взять на себя обязанности городских милиционеров.
Довожу до Вашего сведения, что для борьбы с погромами и для защиты личной безопасности граждан г. Саранска объединенный Совет солдатских и рабочих депутатов вынес постановление о необходимости организовать милицию из состава кадровых солдат»13. В уездах Симбирской губернии также «Красная гвардия стала наиболее типичной формой пролетарской милиции»14
Во-вторых, современная Мордовия объединяла территории ряда уездов, в то время входивших в состав четырех губерний. Поэтому создание и становление милиции Мордовского края исследователи рассматривают с учетом образования мордовской национальной государственности. Соответственно в названном процессе выделяют два периода: становление милиции на территории, где жила основная часть мордовского населения, включающее начальный (1917—1918 гг.) и заключительный (1919—1920 гг.) этапы; становление милиции в рамках мордовской национальной государственности.
Названная особенность создания милицейского аппарата в Мордовском крае предопределила разное время организации милиции на территории республики (создание рабоче-крестьянской милиции в Саранском, Ардатовском, Ин-сарском, Краснослободском и Темниковском уездах растянулось на период с марта по сентябрь 1918 г.), разрозненность некоторых территориальных подразделений новой милиции, которые позднее, в процессе формирования мордовской национальной государственности, вошли в состав районных управлений милиции, а также отсутствие единой законодательной базы организации деятельности милиции Мордовского края.
Таким образом, к началу 1919 г. закончился первый этап формирования милиции Мордовского края, и становление ее организационных основ вступило в стадию завершения.
Список литературы Начальный этап создания рабоче-крестьянской милиции Мордовского края в 1917-1918 гг.
- Безбородов Г. Н. В те далекие годы. Ульяновск, 1971. С. 4.
- Мулукаев Р. С., Карташов Н. Н. Милиция России (1917- 1993 гг.): историко-правовой очерк. Орел, 1995. С. 7.
- Безбородов Г. Н. Указ. раб. С. 22
- Там же. С. 10
- Бычков В. Ф. Закона и порядка верный щит: очерки истории советской милиции Мордовии. Саранск, 1982. С. 9-13.