Начало изучения Таштыкского грунтового могильника Тесинский Залив-3 (Богорадский район, Республика Хакасия)

Автор: Митько О.А., Худяков Ю.С., Скобелев С.Г., Поселянин А.И., Половников И.С.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: т.XXIII, 2017 года.

Бесплатный доступ

Могильник Тесинский Залив-3 был открыт в 2012 г. Работы на нем не проводились, и за истекшие 5 лет часть могил, расположенных на краю береговой террасы, оказалась разрушенной. В 2017 г. были определены границы памятника, зафиксировано 80 погребальных объектов и каменная стела, на боковой грани которой выбита фигура в виде тамги. Также была проведена магниторазведка. По полученным данным составлена карта с локальными участками аномальных проявлений. На северо-западной окраине могильника было заложено два раскопа. В раскопе II исследована могила 1, на дне которой находился деревянный сруб, ориентированный по линии запад - восток. Погребение оказалось потревоженным, сохранилась лишь часть керамического сосуда на поддоне и три шпильки, вырезанные из рога.

Еще

Левобережье енисея, таштыкская культура, шпильки из рога

Короткий адрес: https://sciup.org/145144902

IDR: 145144902

Текст научной статьи Начало изучения Таштыкского грунтового могильника Тесинский Залив-3 (Богорадский район, Республика Хакасия)

Могильник Тесинский Залив-3 был открыт в 2012 г. археологическим отрядом под руководством с.н.с. Хакасского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры к.и.н. А.И. Готлибом. Работы в Боградском р-не проводились по заданию Министерства культуры Республики Хакасия и были связаны с мониторингом состояния объектов археологического насле- дия, расположенных вдоль берега Красноярского водохранилища. В ходе обследования береговой линии водохранилища было выявлено 12 разновременных археологических памятников и в том числе могильник Тесинский Залив-3.

В июле 2017 г. в соответствии с реализацией программы развития Новосибирского государственного университета на 2016–2018 гг., включающей поддержку научных подразделений, Красноярский археологический отряд лаборатории гуманитарных исследований приступил к исследованию могильника. В работах принимали участие студенты отделения востоковедения Гуманитарного института, проходившие археологическую практику.

Памятник находится на степном участке предгорной террасы залива, образованного в месте впадения р. Тесь в Енисей, в 5,5 км к северу – северо-западу от с. Абакано-Перевоз. Река Тесь относится к степным низкотеррасовым рекам с медленным течением, хорошо разработанной долиной шири- ной от 2 до 7 км. В засушливые периоды отдельные участки русла пересыхают. При впадении в водохранилище она образует залив, ширина которого в разное время года может изменяться от 100 м до 2–3 км.

В месте дислокации могильника Тесинский Залив-3 высота террасы полого понижается с севера на юг: от 3–4 м в северной части могильника до 0,5 м в южной части. При этом край террасы постоянно осыпается в результате периодического подмыва водами водохранилища. С западной стороны памятник примыкает к трем крупным курганам, относящимся к тагарской культуре. В центральной части в направлении с северо-запада на юго-восток могильник пересекает полотно грунтовой проселочной дороги.

Летом 2017 г. была проведена тахиометриче-ская съемка и аэросъемка с помощью квадрокоптера, которые показали планиграфические особенности памятника, его положение относительно

Рис. 1. Вид сверху на могильник Тесинский Залив-3.

тагарских курганов, занимающих большую часть территории, прилегающей к заливу. Удалось установить точное количество видимых на поверхности объектов (81 объект), выделить отдельные компактные группы (рис. 1). Грунтовые могилы визуально фиксируются как западины округлой формы, их глубина колеблется от 0,4 м до 1,0 м, диаметр от 1,5 м до 3,0 м.

Помимо этого, на площади 1300 м² была проведена магниторазведка, которую под руководством преподавателей кафедры геофизики выполнили студенты геолого-геофизического факультета Новосибирского государственного университета, проходившие геофизическую практику на учебном полигоне в Ширинском р-не. После обработки данных ими была представлена карта локальных магнитных аномалий. Отмеченные участки аномальных проявлений являются важным дополнением к общей характеристике погребального комплекса и позволили внести коррективы в алгоритм его исследования.

При определении степени сохранности памятника было отмечено, что ряд могил, расположенных на краю террасы, находятся в аварийном состоянии и в ближайшем будущем могут быть разрушены при осыпании берега. Так, при сравнении с инструментальным планом могильника, составленным в 2012 г., нами не были зарегистрированы две могильные ямы, по-видимому, обрушившиеся. При этом в нескольких местах обнажения террасы отмечены слабые следы тлена, а на галечном слое прибрежной линии зафиксированы фрагменты бревен от срубов обрушившихся погребений. Рядом с одним из них на современной дневной поверхности была обнаружена плечевая кость руки человека и поднято керамическое пряслице.

Каменные могильные конструкции на современной дневной поверхности могильника Тесинский Залив-3 не прослеживаются. Исключение составляет невысокая стела, вкопанная в центральной части памятника. На ее боковой грани, ориентированной на юго-восток, выбито контурное изображение, возможно, тамгообразного знака (рис. 2). Также

Рис. 2. Изображение тамгообразного знака на стеле.

рядом с западиной одного из самых крупных погребальных объектов отмечены слабо выступающие на современной дневной поверхности обломки трех каменных стел.

В северо-западной части могильника Тесинский Залив-3 было заложено два раскопа, один из которых (6 × 10 м) на месте расположения западины диаметром около 2 м и глубиной 0,4 м (могила 1). В центральной части могильной ямы, непосредственно под дерном, были зафиксированы в непотревоженном со стоянии ко сти ног животного. Заполнение состояло из слоев плотного (смесь земли и щебня) грунта, глины и гумусированных включений. Яма оказалась очень глубокой (более 2,5 м, размеры 3,0 × 2,5 м), что нехарактерно для большинства известных таштыкских захоронений, раскопанных ранее на других памятниках. На дне могильной ямы находился двух-венцовый деревянный сруб со следами бере стяного перекрытия, ориентированный по линии запад – восток. Плотный щебенистый грунт заполнения и особенно глубина могильной ямы могли служить гарантией сохранности захоронения от грабителей. Однако в срубе, не имевшем деревянного перекрытия, были обнаружены лишь отдельные части скелета человека: часть черепной коробки, нижняя челюсть, голень и не сколько мелких плохо сохранившихся фрагментов ребер. От сопроводительного инвентаря уцелели лишь нижняя часть ке- рамического сосуда на поддоне и три шпильки, вырезанные из рога. Шпильки близки по размеру (ок. 6 см), круглые в сечении, хорошо заполированы, одна из них с небольшой шляпкой. Подобными шпильками таштыкские женщины удерживали головные уборы и закалывали ими косы в берестяные накосники [Вадецкая, 1999, с. 49–54]. В качестве шпилек их использовали еще на тесинском этапе тагарской культуре. В ряде случаев они фиксируются в детских захоронениях, в погребениях взрослых не только в районе черепа, но и у ног.

Роговые булавки таштыкской культуры чаще всего имеют гвоздевидные или шаровидные верхние окончания. Они характерны для грунтовых могил, в склепах не обнаружено ни одной находки. Однако на могильнике Маркелов Мыс II, где грунтовые могилы отсутствуют, роговая булавка была обнаружена в погребении под каменной выкладкой, относящейся к позднеташтыкскому камешковскому этапу.

Сравнительно-типологический анализ предметов инвентаря позволяет предварительно отнести погребение к женскому захоронению и датировать могильник в широком хронологическом диапазоне I–IV вв. н.э.

Как отмечалось, могильник Тесинский Залив-3 находится в аварийном состоянии, что требует его скорейшего дальнейшего изучения. Необходимо подчеркнуть, что он расположен в прибрежной зоне Енисея, которая отличается от других районов региона очень высокой концентрацией археологических памятников, изучение которых началось более 300 л.н. с деятельности первых академических экспедиций. В долине р. Тесь участниками экспедиции раскапывались курганы, относящиеся к та-гарской культуре, были обнаружены и зарисованы петроглифические рисунки, собраны коллекции находок и получены сведения об устройстве погребальных памятниках от бугровщиков из д. Малые Копёны, стоявшей на берегу Енисея в 2 км к северу от могильника Тесинский Залив-3. В 30-х гг. XX в. на расположенном рядом с этой деревней поселении енисейских кыргызов и одном из самых больших их погребальных памятников – Копенском чаатасе, С.В. Киселевым и Л.А. Евтюховой был сделан ряд открытий, включая находку уникальных художественных изделий из драгоценных металлов [Евтюхова, 1948, с. 30–40].

Особенно интенсивное изучение территории Тесинского залива пришлось на время строитель- ства Красноярской ГЭС, когда были развернуты масштабные археологические работы, имевшие аварийно-спасательный характер. В период 1958–1975 гг. Красноярской археологической экспедицией, возглавляемой М.П. Грязновым, были раскопаны сотни разнообразных памятников эпохи бронзы и раннего железного века.

Картирование грунтовых могильников показывает, что могильник Тесинский Залив-3 является одним из звеньев цепочки ярких памятников таштыкской культуры, протянувшихся вдоль левобережья Енисея в пределах Сыдо-Ербинской котловины. В их числе могильник Оглахты, где в начале и середине прошлого века были открыты захоронения мумифицированных тел, и могильник Абакано-Перевоз-1 с погребальными масками и разнообразным сопроводительным инвентарем [Готлиб, 2008].

Исследование проведено в рамках государственного задания в сфере научной деятельности (проект № 1.4539.2017/8.9).

Список литературы Начало изучения Таштыкского грунтового могильника Тесинский Залив-3 (Богорадский район, Республика Хакасия)

  • Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 440 с
  • Готлиб А.И. Специфические черты погребальной обрядности таштыкского грунтового могильника Абакано-Перевоз // Актуальные проблемы исторического краеведения в Сибири. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2008. - С. 40-45
  • Евтюхова Л. А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). - Абакан: Советская Хакасия, 1948. - 109 с
Статья научная