Начало XXI века — эпоха мировоззренческих поисков
Автор: Арефьева Нина Тимофеевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры: стратегия культурного развития на евразийском пространстве
Статья в выпуске: 2 (52), 2013 года.
Бесплатный доступ
Современный этап истории человечества рассматривается как эпоха глубочайшего ценностносмыслового кризиса. Формирование единой человеческой цивилизации предполагает и поиск целостной мировоззренческой парадигмы.
Современное мировоззрение, единая человеческая цивилизация, формирование будущей личности, мировоззренческие основания футурологических исследований
Короткий адрес: https://sciup.org/14489460
IDR: 14489460
Текст научной статьи Начало XXI века — эпоха мировоззренческих поисков
Современная эпоха характеризуется большими противоречиями. В XXI веке человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом значительных угроз для него.
Нередко можно слышать, что современный период в развитии человечества следует определять как эпоху «столкновения цивилизаций», как эпоху мировоззренческого кризиса, поисков, обусловленных появлением вызовов, с которыми человечество никогда не сталки- валось ранее. Прежние мировоззренческие системы не могут предложить адекватное решение накопившихся проблем [3, с. 20—21].
Все чаще встречаются эсхатологические характеристики нашего времени как периода перехода к посткультуре, к постчеловеческому обществу, как периода завершения истории человечества... По всей видимости, указанные характеристики не исключают, а дополняют друг друга. На наш взгляд, к данным характеристикам современности следует до-
1997–0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март–апрель 2013 35–38 35

бавить еще следующие: а) наше время — это эпоха исчерпания возможностей преимущественно стихийного развития человечества; б) наша эпоха — это период перехода от ре-лигиоцентрической культуры к культуре полицентрической; в) нынешний этап в развитии человечества — это эпоха мировоззренческих поисков.
Иными словами, человечество в наши дни находится в совершенно особой, уникальной ситуации: оно приблизилось к «запретной черте», находится в предкатастрофической ситуации. И самое главное здесь то, что угрожающая человечеству катастрофа имеет своими причинами не природные, космические силы, а поистине чудовищные деформации в ценностном мире человека и его собственное неразумие. Выход из данной ситуации возможен только на пути разработки современных мировоззрений, адекватных драматическим вызовам наших дней. Выработка таких мировоззрений — это своего рода категорический императив современности. Без решения этой судьбоносной задачи человечество окажется духовным банкротом и, наверное, не пройдет сегодняшние испытания.
Наше время является эпохой мировоззренческих поисков. Это означает, что значение наиболее авторитетных и распространенных в прошлом мировоззрений — религиозных и квазирелигиозных, прежде всего, — заметно снизилось. Это означает также, что такие мировоззрения не способны справиться с фундаментальными вызовами современности. Идет болезненный и трудный процесс выработки новых мировоззрений, адекватных, с одной стороны, вызовам современности, а с другой — сущности человека. На этом пути человечеству предстоит избавиться от многих привычных и приятных заблуждений, ему предстоит стать более расчетливым и осторожным, более взрослым и гуманным.
Чтобы сформировать современные мировоззрения, необходимо, как минимум, выполнить следующие требования:
-
• уделить большое внимание современным мировоззренческим разработкам, в том числе самым неожиданным и экзотическим, может
быть, именно они содержат в себе искомые мировоззрения;
-
• внимательно относиться ко всем уже выработанным человечеством типам и видам мировоззрения, так как последующие мировоззрения могут быть построены путем творческого синтеза всех жизнеспособных элементов прежних систем.
В то же время благодаря постоянно совершенствующимся средствам коммуникации человечество встало на путь мировой интеграции по всем направлениям — экономики, культуры, политики. Не может в стороне оставаться и духовная сфера, на протяжении тысячелетий разделенная на национальные экономики, культуры и политические институты, на религии, конфессии, науки и идеологии (расистские, нацистские, атеистические и др.).
Формирование единой человеческой цивилизации закономерно предполагает и поиск целостной, или холистической, мировоззренческой парадигмы, призванной объединить существующие антагонистические мировоззренческие системы (религиозные и атеистические, мистические и научные), с тем чтобы исключить основу межчеловеческих конфликтов. Необходимость появления фактически нового типа мировоззрения для многих исследователей является естественным требованием современной эпохи [2, с. 15].
Попытки создания такой мировоззренческой системы предпринимаются давно. Уже в XIX веке философы и ученые поставили себе цель объединить все религии, философию и науку в великом синтезе. В XX веке эту линию продолжили так называемые новые религиозные движения, которые стали предлагать собственные синкретические доктрины как универсальные мировоззренческие системы.
Не удивительно, что на постсоветском пространстве на рубеже XX—XXI веков быстро распространяются различные мировоззренческие системы, религиозное мировоззрение. Сохраняет свое заметное влияние атеистическо-материалистический тип философского мировоззрения.
Собственные модели ценностей авторы про-
тивопоставляют доминирующей в современном мире мировоззренческой парадигме, присутствующей в большинстве религиозных и материалистических мировоззренческих системах. Наиболее подробно эта парадигма описана В. Синельниковым, который назвал ее «Тиран-Жертва» [2, с. 288]. Кратко ее можно выразить следующим образом:
-
1. Человек существует отдельно от окружающей среды. Он зависим от природной среды, социальной и высших сил.
-
2. Окружающий мир — это мир врагов и союзников (земных и небесных). Это поле борьбы, борьбы со злом, борьбы за выживание.
-
3. Мир ограничен, человек постоянно испытывает недостаток либо: ресурсов, денег, времени, поэтому конкурентная борьба является естественным состоянием.
В противоположность данной установке предлагается альтернативная мировоззренческая парадигма, которую можно охарактеризовать как холистическую, то есть целостную, рассматривающую мир и человека как единое взаимосвязанное целое, включающее в себя все уровни от грубой материи до самых тонких духовных сфер. Человек в этой системе рассматривается как активное творческое начало, обладающее бесконечными возможностями и несущее бремя абсолютной ответственности за мир, в котором он живет.
Это мировоззрение, фактически, претендует на преодоление пропасти между материализмом и идеализмом, наукой и религией, нацелено на практические материальные результаты путем изменений, происходящих в сфере духа. Оно согласуется с мировыми религиозными традициями и, в определенной мере, опирается на данные современной науки.
Демократизация общественной жизни, отсутствие тотального идеологического государственного или религиозного давления, мировоззренческий плюрализм создают условия для свободного принятия человеком той или иной системы ценностей и, соответственно, признания права других на следование собственным идейным установкам, если они не несут угрозы для существования окружающих.
Данная мировоззренческая система имеет достаточно убедительную внутреннюю логику. В ней можно усмотреть и ряд преимуществ перед традиционными мировоззренческими парадигмами — религиозной и атеистической, что может способствовать ее быстрому распространению и высокой значимости для общества, в котором очень много неверующих и номинально верующих людей.
Мировоззренческая парадигма, несомненно, имеет значительный потенциал в решении проблем нетерпимости, ксенофобии и любых форм фанатизма и экстремизма. Если человек осознает, что все, что происходит в мире, зависит от него, от того состояния, в котором он находится, то он не будет искать врагов вокруг себя. Он вынужден будет признать, что чем больше в нем агрессии, ненависти, злости, нетерпимости, тем больше он будет сталкиваться с проявлением этих чувств во внешнем мире уже по отношению к нему самому. Соответственно, если человек будет наполняться любовью и гармонией, то таким же будет и внешний мир. С другой стороны, если человек не может смириться с тем, что любые его представления о мире ограничены и несовершенны, а каждый человек имеет право на свои собственные представления, то он будет поставлен в такие условия, когда его ценности будут разрушаться.
В то же время необходимо понимать, что данная мировоззренческая парадигма не предполагает пассивности, ухода от мира, от решения существующих проблем. Она лишь указывает, что при наличии тесной взаимосвязи внешнего и внутреннего доминантой является именно внутреннее состояние, контроль за которым должен быть приоритетным перед внешним действием. Человек имеет все возможности и права действовать для преобразования этого мира, но делать это он должен одновременно работая над собой, понимая, что добиться внешней гармонии без обретения внутренней невозможно, и что те цели, к которым он стремится, и те методы, которые он использует, не являются абсолютно истинными. Соответственно, он не должен испытывать глубокой внутренней непри-

язни, ненависти к тем, кто не разделяет его убеждения.
Таким образом, можно констатировать, что формирующаяся холистическая мировоззренческая парадигма представляет собой вполне естественное развитие существующих мировоззренческих систем и имеет значительный потенциал в решении многих существующих проблем современного мира, поскольку увязывает достижение человеком земного благополучия с повышением его духовно-нравственного уровня, что, в свою очередь, будет способствовать формированию гармоничных отношений между людьми. Установка на внутреннее принятие иного, толерантность и любовь как высшие проявления доверия к миру и его Творцу могут стать серьезным препятствием перед распространением нетерпимости, политического и религиозного фанатизма. Именно признание приоритета личностного духовно-нравственного начала над материальным аспектом бытия человека в рассматриваемой мировоззренческой парадигме делает его приемлемым как для верующих, так и для неверующих, поскольку благополучие этой жизни, как и последующей, зависит именно от степени приверженности человека высшим нравственным ценностям. При этом происхождение универсальных нравственных ценностей (человеческое или сверхчеловеческое), как и ограниченность или неограниченность бытия человека его земным существованием и продолжительность этого существования не имеют принципиального значения. Важен лишь сам факт значимости приверженности этим ценностям для полноценного человеческого бытия.
В процессе воспитания молодежи прививают моральные нормы, этические принципы.
Но если доминирует релятивизм, то нарушается связь поколений, преемственность, появляется такая личность, которая не имеет представления ни о морали, ни о нравственности. Эстетический релятивизм не пытается осмыслить сущность и истоки прекрасного, красоты, особенности чувственного восприятия художественных произведений. Идеал прекрасного размыт. У каждого свой образ красоты. Законы и нормы, формы и типы эстетического отвергаются. В дальнейшем они станут чисто формальными и условными и не будут носить основополагающий характер. Таким образом, релятивистское мировоззрение будет оказывать влияние на все формы общественного сознания и способствовать формированию личности, не способную отличать знание от незнания, добро от зла, прекрасное от безобразного. Для того чтобы избежать пагубного воздействия релятивистского мировоззрения, надо быть укорененным в культуру, иметь ясное представление о должном, о морали и нравственности, а также помнить о личной ответственности за совершенные деяния. Также важно, чтобы социальные институты адекватно выполняли свои функции и играли активную роль в формировании будущей личности.
Таким образом, мировоззренческие установки современного общества должны быть нацелены на восприятие будущего, как на развертывание трендов современности, опирающихся на приоритет культуры, техники, технологий. Будущее — это нечто «иное», сравнительно с настоящим, оно может совершенно не вписываться в наши представления о целесообразности развития современного мира. Поэтому осознание открытости наших представлений «иному» будущему должно играть ключевую роль в построении современных прогнозов.