Национальная педагогическая элита региона

Автор: Картавов Алексей Юрьевич

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Региональные проблемы науки и образования

Статья в выпуске: 3 (64), 2008 года.

Бесплатный доступ

В статье определено понятие «национальная педагогическая элита». Сделана попытка проанализировать деятельность ярких представителей мордовской педагогической элиты.

Короткий адрес: https://sciup.org/147223033

IDR: 147223033

Текст научной статьи Национальная педагогическая элита региона

Ученые и общественность регионов всегда стремились изучать жизнь и деятельность лучших своих представителей. Термин «элита» от французского «elite» — «лучшее, отборное, избранное»1. Начиная с XVII в., он употреблялся в За падной Европе для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве. «Элита» в значении высшей знати, «избранных» людей начал применяться только с первой половины XIX в.

Причиной возникновения «элит» считают природную одаренность составляющих их людей. В современной западной философии и социологии термин «элита» имеет несколько значений. Во-первых, правящая элита; во-вторых, люди, влияющие на социальный процесс либо в силу своего положения, либо вследствие интеллектуального и морального превосходства над массой; в-третьих, группа лиц, осуществляющая государственное, культурное, военное, идеологическое лидерство; в-четвертых, это наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из технической интеллигенции и высших служащих в системе бюрократического управления; в-пятых, это особый социальный слой, занимающий в обществе высшие позиции и состоящий из авторитетных специально подготовленных людей, выдвинутых для непосредственного осуществления руководства и управления2.

Исследования региональных элит, развернувшиеся в России с начала 90-х гг. XX в., являются одной из основных парадигм политической регионалистики. Она предъявляет собой один из субдисциплинарных способов осмысления политических и сопряженных с ними социальных процессов в качественно неоднородных субъектах РФ, источник

КАРТАВОЕ Алексей Юрьевич, аспирант кафедры философии Мордовского государственного педагогического института.

их сравнительного анализа и адекватной реконструкции всего комплекса взаимодействий субъектов социальной и политической жизни регионов в связи с борьбой за власть и ее осуществление.

В Мордовии подобный анализ проводился относительно феномена «интеллигенция». Нельзя сказать, что на сегодняшний день этот вопрос изучен слабо3. Развитие мордовской интеллигенции — важный фактор становления и развития национальной культуры и просвещения, науки и литературы. Поэтому важной задачей является рассмотрение феномена национальной элиты, выявление особенностей формирования и развития представлений об интеллигенции, точек соприкосновения феноменов «интеллигенция» и «элита».

Слово «интеллигенция» от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный. Основания выделения интеллигенции могут быть различными: характер профессиональных занятий в основе которых лежит сложный интеллектуальный труд; сословный статус; политические пристрастия и т. д.

Базируясь на первом основании, можно выделить учительство, художественную интеллигенцию, врачей и т. д. Одной из групп, зародившейся в начале XIX в., была художественная интеллигенция. В основном это были иконописцы. Возникновение иконописи в Мордовии относится ко второй половине XVII — первой половине XIX в. Центром иконописного ремесла становится Арзамасская живописная школа, представителями которой были Е. Яковлев, А. В. Ступин, А. Волков. На основе Арзамасской школы К. А. Макаровым в 1828 г. была открыта Саранская живописная школа, ставшая центром иконописи. Можно говорить о формировании сословной интеллигенции. Это были дворяне Струйские и Огаревы, монах Филарет, купцы Севостьяновы и бывший крепостной К. А. Макаров. Следует отметить политические интересы интеллигенции. Так, в начале XX в. прослеживается ее проэсеровские предпочтения.

В XX в. появился слой мордовской национальной интеллигенции, к которой по праву можно отнести С. Д. Эрьзю, М. Е. Евсевьева, 3. Ф. Дорофеева и др. На современном этапе сложился большой пласт интеллигенции с высокой долей научных интересов. Начиная с 90-х гг. XX в., в республике активно используется политический, экономический, научный и духовный потенциал интеллигенции.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить педагогической элите Мордовии, так как именно она стояла у истоков формирования национальной культуры4. Важной базой формирования мордовской педагогической элиты стала Казанская учительская семинария. В семинарии не сразу появились учащиеся из мордвы, но постепенно состав мордовской группы стабилизировался: в семинарии одновременно в подготовительном и трех основных классах учились 22—25 мордовских юношей, в мордовском училище 10—12. Именно учителя как наиболее образованная часть населения сыграли огромную роль в воспитании мордовских юношей. Первым учителем мордовских ребят был А. Ф. Юртов (воспитанник Казанской семинарии), работавший в училище с 1876 по 1884 г. Одаренный человек, он стал составителем одного из первых выпусков «Образцов мордовской народной словесности».

С 1894 г., в течение четверти века, учителем и наставником приготовительного класса семинарии работал М. Е. Ев-севьев. В рекомендации на эту должность говорилось, что он является «отличным, весьма опытным учителем», и особенно отмечалось, что он владеет татарским и чувашским языками. Воспитанники М. Е. Евсевьева — мордовский композитор Л. П. Кирюков, профессор Киевского университета, доктор педагогических наук С. А. Литвинов, Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, композитор Н. А. Сидушкин и многие другие — в письмах и воспоминаниях говорят об огромном нравственном воздействии, которое оказывал на них М. Е. Евсевьев.

А. Ф. Юртов и М. Е. Евсевьев, как и все первопроходцы просветительства, были энциклопедистами, учеными, собирателями, их научное мышление было синкретическим, охватывающим проблемы истории, языка, письменности, верований, фольклора, этнографии в их взаимосвязи. На основе идей Н. И. Ильминского и воспитательных традиций мордвы А. Ф. Юртовым и М. Е. Евсевьевым предложен комплекс работ в области теории и методики родного языка. Ими были уточнены основы национальной письменности, созданы первые мордовские буквари, первоначальные учебники русского языка для мордвы-мокши и эрзи.

Судьбы семинаристов сложились по-разному. Видными партийными деятелями стали И. И. Московкин и И. Праксин.

Выходцы из семинарии стали организаторами национального педагогического образования: М. Е. Евсевьев — организатором многих педагогических курсов, Е. В. Скобелев и И. Ф. Прокаев — директорами Мало-Толкайского и Петровского педагогических техникумов, А. Чурин — директором Мордовского рабфака.

В Мордовии после 1931 г. научно-исследовательская работа по проблемам педагогики и методики преподавания различных предметов была сосредоточена на соответствующих кафедрах в вузах республики и НИИ национальной культуры. На современном этапе педагогическая элита базируется в вузах республики: Мордовском государственном педагогическом институте; Саранском кооперативном институте; Мордовском государственном университете. Возрос уровень квалификации преподавателей педагогических и методических кафедр. В вузах и образовательных учреждениях республики насчитывается 9 докторов педагогических наук и более 150 кандидатов наук, представляющих различные отрасли педагогики. В составе кафедр вузов — члены-корреспонденты Российской академии образования, группа членов общественной Академии педагогических и социальных наук. На различных направлениях работали научные группы и школы, руководимые учеными республики. Среди них научно-педагогические коллективы психолого-педагогической поддержки и консультирования в образовании.

Таким образом, национальная педагогическая элита — группа представителей этноса, обладающая наиболее высоким уровнем социокультурного и интеллектуального развития, осознавшая национально-культурную специфику и историю своего народа, рефлексирующая своеобразие национального духа, языка, культуры, традиций, формулирующая духовные, интеллектуальные, экономические, образовательные, религиозные идеалы, интересы, потребности своих народов. Для мордовского народа это прежде всего А. Ф. Юртов и М. Е. Евсевьев, а также их ученики и последователи Ф. Ф. Советкин, Е. В. Скобелев, В. В. Бажанов, И. Я. Бондяков и др. С другой стороны, педагогическая элита — проявление общественного, в том числе общественно-педагогического движения, оно развивалось вне официальных рамок, но отнюдь не только и не столько как форма конфронтации с официальными структурами, а как форма, заполнявшая «ниши» путем создания учебных заведений, инициировавшая отдельные официальные акты, обобщавшая и теоретически осмысливавшая философские, социальные, политические, духовные, педагогические, религиозные проблемы народного бытия. Ей принадлежало формирование менталитета народа. Можно высказываться о литературной, педагогической, эстетической, религиозной и т. п. составляющей элиты. Однако необходимо говорить и о национальной педагогической элите, которая интегрирует все эти аспекты и направления духовной жизни.

Список литературы Национальная педагогическая элита региона

  • Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. А. А. Гринанов. М., 2001. С. 1259.
  • Ашин Г. К. Курс истории элитологии. М., 2005.
  • Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск, 1976
  • Ивашкин В. С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии (1917-1941). Саранск, 1972
  • Юрченков В. А. Люди и нравы. Саранск, 1997. Т. 1
Статья научная