«Надломленная роза»: архетипы фемининности в лирике Н. Львовой. Статья первая

Автор: Кузнецова Е.В.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.

Бесплатный доступ

Поэтическое наследие Надежды Львовой невелико, но представляет значительный интерес в аспекте осмысления процесса становления женской авторской субъектности в литературе русского модернизма. Размышления Львовой над проблемой воплощения женственного в культуре прошлых эпох и современности реализуются в ряде архетипических общеевропейских образов стихотворений ее сборника «Старая сказка» и примыкающих к нему посмертно изданных произведений. Эти архетипы также можно назвать проекциями фемининности. Некоторые из них она примеряет на себя: сказочная невеста (царевна), мечтательница, Прекрасная Дама, незнакомка, Муза, Эвридика, Франческа, дева-воительница, вестница (предтеча). А некоторые роли возникают как объект культурно-философской рефлексии: Мадонна (святая), блудница (грешница), Вечная Женственность. В статье рассматривается эволюция поисков Львовой в области конструирования образа автора в тексте. От традиционных гендерных ролей вечно ждущей и покорной фемининности она движется к отрицанию этой модели и попыткам обрести самостоятельность, предстать в роли Поэта, а не Музы. В статье прослеживаются связи архетипов женственности в ее лирике с моделями, предложенными в мужской поэзии эпохи модернизма, прежде всего, в стихотворениях А. Блока и В. Брюсова, которые она переписывает с точки зрения женского субъекта. Для реконструкции взгляда поэтессы на вопрос женской самореализации к анализу привлекается также ее критическая статья «Холод утра», посвященная проблеме женского авторства.

Еще

Н. львова, женская лирика, модернизм, постсимволизм, женский вопрос, авторская субъектность, архетипы фемининности

Короткий адрес: https://sciup.org/149143551

IDR: 149143551   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-3-90

Список литературы «Надломленная роза»: архетипы фемининности в лирике Н. Львовой. Статья первая

  • Анненский И. О современном лиризме // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. М.: Олимп; АСТ, 2002. С. 267–369.
  • Блок А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Л.: Художественная литература, 1980. 472 с.
  • Брюсов В. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1987. 575 с.
  • Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1973. 494 с.
  • Гизетти А.А. Три души (Стихотворения Н. Львовой, А. Ахматовой, М. Моравской) // Ежемесячный журнал. 1915. № 12. С. 147–166.
  • Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с.
  • Карпачева Т.С. «Мой недопетый гимн весне»: жизнь и творчество Надежды Львовой. М.: Водолей, 2021. 508 с.
  • Лёвберг М. «Любовью и мечтой играя…»: Лирика. Театр, Проза. М.: Водолей, 2022. 580 с.
  • Ливен М. Франческа и Паоло // Сто одна поэтесса Серебряного века. Антология. СПб.: Деан, 2000. С. 127.
  • Львова Н.Г. Старая сказка. М.: Альциона, 1914. 123 с.
  • Покровская М.И. Франческа да Римини и Саломея // Женский вестник. 1908. № 12. С. 273–277.
  • Свириденко С.А. Песнь валькирии // РГАЛИ. Ф. 629. Оп. 1. № 748. Л. 1–2.
  • Цзоу Л., Михайлова М.В. Феномен «подахматовок» (ахматовский дискурс в женской поэзии первой трети ХХ в.) // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 4. С. 198–223.
  • Эконен К. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 400 с.
Еще
Статья научная