Находки палеолитических изделий у подножия горы Ревневой (Рудный Алтай)
Автор: Милютин К.И.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XII-1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521180
IDR: 14521180
Текст статьи Находки палеолитических изделий у подножия горы Ревневой (Рудный Алтай)
В 2004 - 2006 г. Геологический музей НГУ производил работы по отбору образцов для коллекции в различных районах Алтайского края. В ходе работ автором статьи, приглашенным в качестве сотрудника отряда, был сделан ряд наблюдений, касающихся характера распространения каменного сырья, пригодного для обработки древним человеком, а в Змеиногорском районе обнаружен ряд интересных каменных изделий, относящихся к эпохе палеолита.
Изделия были найдены в верховьях р. Логовушки (правый приток реки Малой Белой), берущей начало на водоразделе рек Алея и Белой, в Кипеш-ных горах.
Исток р. Логовушки находится в седловине, образованной г. Ревнюха (1110 м) и соседней с ней скалистой вершиной. Последняя служит прекрасным ориентиром, поскольку ее скальный выход возвышается над водоразделом. Слагающие его граниты представлены на склоне и в седловине курумами, по глыбам которых и течет река в верховье. В русле ее встречаются так же валуны темно-серого мелкозернистого песчаника, послужившего сырьем для изготовления одного из изделий на данном местонахождении. Источником валунов, видимо, служили коренные выходы этой породы, расположенные выше по течению. Однако осмотреть выходы у истока не удалось, так как берега реки покрыты густой таежной растительностью. После выхода из седловины река течет по сравнительно широкой долине, где до 1954 г. по сообщению местных жителей располагалась деревня Борцовка. На этом участке и был собран подъемный материал. Затем каскадом небольших водопадов река входит в узкое ущелье, где прорезает коренной выход породы, получившей широкую известность под названием «ревневской яшмы». Здесь с 1789 г. производилась добыча камня Колыванской шлифовальной фабрикой, основанной в 1786 г. [Родионов, 1987, с. 62, Горная энциклопедия, 1987, с 62]. О масштабах работ говорит тот факт, что здесь была добыта глыба весом 1200 пудов, из которой изготовлена в1820-1843 гг. овальная чаша, получившая название «Царица ваз» [Ферсман, 1954, с144, Родионов, 1987]. Хотя сама каменоломня с начала прошлого века практически не используется, возле нее и ниже по течению сбор подъемного материала невозможен, так как в русле реки и по берегам встречается множество отщепов и обломков кам- ня, полученных во время добычи и транспортировки блоков вниз по течению к реке Белой.
На участке от выхода реки из седловины до каменоломни в ущелье и были собраны каменные артефакты. Они проецируются на выходы галечника и валунов, среди которых достаточно много отдельностей мелкозернистого песчаника, представляющего наряду с «ревневской яшмой» прекрасное сырье для изготовления каменных орудий. Наличие дороги поблизости заставило провести жесткий отбор изделий во время сбора подъемного материала. Для данной публикации из собранного материала отобраны три артефакта с глубоким химическим выветриванием поверхности («патиной»), имеющие следы систематической обработки.
Сразу после выхода из седловины р. Логовушка принимает правый приток - безымянный ручей, прорезающий террасовидную площадку, на которой располагались дома бывшей деревни Борцовка. В его устье было найдено простое массивное скребло на отщепе, снятом с плитки, естественная поверхность которой частично сохранилась на его спинке. Орудие (78×89×21 мм) массой 200 гр изготовлено из серого кварцита. Поверхность орудия имеет характерную светлую «патину», часть изделия повреждена более свежими сколами. Протяженное выпуклое лезвие на дистальном конце округлого в плане отщепа оформлено крутой крупнофасеточной лицевой регулярной ретушью. Ретушь, видимо, покрывала и другие края изделия, однако сколы позднейших повреждений не дают возможности судить о ее характере. Кварцит, из которого изготовлено скребло в данном месте не обнаружен. Аналогичный материал широко распространен примерно в 5 км южнее, на водоразделе рек Алея и Белой, где на коренном месторождении сырья, получившего название белоречит, добыча его велась карьерами, начиная с конца XVIII до 70-х гг. прошлого века. Материал из коренных выходов выносится рекой Белой и ее притоками и встречается ниже по течению до района села Бугрышиха в гальке и валунах. Следует отметить, что участок естественной поверхности на дорсальной стороне орудия не окатан, что говорит о происхождении заготовки из коренного выхода. Интересно, что «кварцитовая пластина темно – коричневого цвета» обнаружена в Верхнечинетинской пещере [Дашковский, Кунгуров, 2003, с 62]. Данный вид сырья так же характерен для указанного выше месторождения белоре-чита.
Второе изделие - массивный монофронтальный двуплощадочный ле-валлуазский нуклеус для пластин весом 2800гр (165×140×90 мм) поднят ниже по течению на правом берегу реки, где дорога подрезала край террасы. Основная ударная площадка нуклеуса прямая, фасетирована по краю после образования ее снятием крупного отщепа. Противолежащая ей вспомогательная ударная площадка гладкая, слегка скошенная. Фронт скалывания подготовлен короткими центростремительными снятиями с латералей и вспомогательной ударной площадки, после чего с основной площадки были сняты две крупных пластины. Негатив снятия последней имеет раз- меры 140×50мм. Латерали нуклеуса - четкие ребра, оформленные крупными сколами как ударные площадки для снятия с фронта скалывания отще-пов подготовки. Контрфронт в центре сохранил участок галечной корки. Заготовкой для нуклеуса послужил слабо окатанный валун песчаника, принесенный течением из коренных выходов у истока реки. Как уже говорилась, такая порода встречается в русле реки и на галечных выходах.
Из другого местного сырья – «ревневской яшмы» изготовлен второй нуклеус, поднятый на галечных выходах на левом берегу реки ниже по течению. Заготовкой для него послужила плитка, поверхности которой ограничивают фронт скалывания с боковых сторон в качестве необработанных естественных латералей. Нуклеус двуплощадочный монофрональный параллельного принципа расщепления. С двух противолежащих ударных площадок снимались правильные пластины во встречных направлениях. Ударные площадки фасетированные, одна прямая, другая скошенная. Данный нуклеус выглядит не столь архаично, как два предыдущих изделия. Понимая всю предварительность выводов, его можно отнести к более позднему периоду палеолита.
Таким образом, можно предположить, что в описанном местонахождении встречены изделия среднего палеолита - скребло и леваллуазский нуклеус и верхнего - нуклеус со встречнопараллельным расщеплением.
Изделия из «зеленой полосчатой ревневской яшмы» встречены и в Вер-хнечинетинской пещере [Дашковский, Кунгуров, Смирнова, ], расположенной в 50 км. от г. Ревневой. Не исключено, что сырье изделий Верхне-чинетинской пещеры (кварцит и «ревневская яшма»), находящейся в Чарышском карстовом районе, происходит из долины реки Белой.
Район г. Ревневой и в целом водораздел рек Алея и Белой интересен тем, что является своеобразной орографической зоной, богатой выходами сырья, промежуточной между бассейном реки Алей, где обследован целый археологический микрорайон и бассейном реки Чарыш, где так же выявлены и исследуются археологические памятники [Кунгуров, 2004б, с. 122].
Дальнейшие петрографические наблюдения над видами сырья древних каменных изделий и уточнение мест выходов горных пород позволит решить вопрос о конкретных путях освоения сырьевых ресурсов группами палеолитических охотников Рудного Алтая [Кунгуров А.Л., 2004, с.20].
Обнаружение у г. Ревневой каменных артефактов показывает, что наряду с уже известными источниками сырья в долине р Алей, где на коренных выходах функционировали палеолитические мастерские, водораздельные участки являются уже со времени палеолита освоенным источником сырья для изготовления каменных изделий.
Достаточно крупные и хорошо изученные в настоящее время коренные месторождения и проявления поделочного камня служили уже в палеолите источниками сырья, и по распространению изделий из него можно проследить связи между отдельными памятниками, пути миграции древних охотников во время хозяйственного цикла.