Наименования образовательной и медицинской организации расходятся с положениями о том же в Российской Конституции

Бесплатный доступ

В статье подвергаются критике рассогласованность предписаний законов о переименовании образовательных и медицинских учреждений на организации с Российской Конституцией и гражданским законодательством, а также законодательные требования о переименовании образовательных и медицинских учреждений на организации в учредительных документах, уставах и наименованиях учреждений на соответствующие организации. Ставится под сомнение целесообразность трат бюджетных и иных финансовых средств и людских сил на указанные переименования.

Образовательные и медицинские учреждения, конституционные наименования и организационно-правовые формы юридических лиц

Короткий адрес: https://sciup.org/142197728

IDR: 142197728

Текст научной статьи Наименования образовательной и медицинской организации расходятся с положениями о том же в Российской Конституции

Изучение Федеральных законов № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (далее – закон об образовании) и № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 25.11.2013 г. (далее – закон по вопросам охраны здоровья граждан) заставило задуматься, существуют ли в законотворческой деятельности компетентных на то федеральных органов государственной власти и должностных лиц какие-то положения (принципы), отступление от которых недопустимо без предварительного на то или одновременного с тем внесения соответствующих изменений в эти самые отправные законотворческие положения и принципы?

В сфере федерального законотворчества (а также субъектов федерации) отправными на то являются требования статьи 15 Конституции Российской Федерации, [1] согласно которой ее положения имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории страны, а законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Российской Конституции.

Федеральные законы, направленные на правовое регулирование реализации права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, кроме направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не должны противоречить Конституции и положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, [2] именуемого в правовой науке – экономической конституцией страны.

Судя по содержанию Федеральных законов № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., № 317-ФЗ от 25.11.2013 г., депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания, их помощники и консультанты, а также сотрудники Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ разучились вероятно заглядывать в Конституцию Российской Федерации, а также и в Российский Гражданский кодекс.

В Федеральных законах № 273-ФЗ об образовании и № 317-ФЗ по вопросам охраны здоровья граждан [3] содержится много новых и весьма гуманных положений, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, складывающихся в сфере образования и охраны здоровья российского населения.

В данной статье нами не ставилась задача исследования и научной оценки всего нового, содержащегося в этих законодательных документах: цель ее ограничивается показом и оценкой лишь положений, расходящихся с Конституцией России и положениями Гражданского кодекса РФ. Приходится сожалеть, что в условиях провозглашенного Конституцией идеологического многообразия в стране все чаще раздаются нападки на ее же положения, призывы переписать Конституцию. Поэтому я разделяю опубликованный в Российской газете от 8 апреля 2014 г. ответ Председателя Конституционного Суда РФ проф. Зорькина В.Д. тем, кто спешит переписать Конституцию России с чистого листа. [4]

В ч. 1 ст. 4 закона об образовании устанавливается, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. В ч. 1 ст. 22 этого же закона указывается на то, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Эти положения разработчиками проекта закона об образовании (а также законодателями) включены в него либо без понимания содержания того, что это означает, либо сознательно по каким-то понятным лишь им мотивам.

В статье 43 Конституции РФ указано:

«1. Каждый имеет право на образование.

  • 2.    Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях (здесь и да-

  • лее курсив мой - В.М.).
  • 3.    Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  • 4.    Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  • 5.    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

  • 2.    В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

  • 3.    Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом».

В ст. 41 Конституции устанавливается:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Из сказанного выше видно, что в Конституции РФ организации, занимающиеся образовательной деятельностью и оказывающие медицинскую помощь гражданам, называются образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения .

Какуженатообращалосьвнимание, вКон-ституции страны устанавливается (ст. 15), что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объеди- нения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

В статьях закона об образовании от 29.12.2012 г., а также закона об охране здоровья населения от 25.11.2013 г. осуществлен отказ от конституционных наименований образовательные учреждения и учреждения здравоохранения , произведена замена их без внесения изменений о том в Конституцию страны.

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ образовательная и медицинская деятельность являются разновидностями экономической (предпринимательской) деятельности.

Поэтому при рассмотрении обсуждаемых в данной статье вопросов нельзя обойтись без использования положений Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах (коммерческих и некоммерческих организациях), их организационно-правовых формах и статусе.

В соответствии п.п. 1-3 ст. 48 ГК (в ред. закона № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г.) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом.

В статье 49 ГК устанавливается, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения ( лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Право юриди- ческого лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегули-руемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморе-гулируемую организацию или выдачи са-морегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения ( лицензии), членства в саморе-гулируемой организации или выданного са-морегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия с гражданском обороте (статья 2) регулируются Гражданским кодексом.

Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с ГК, другими законами и иными правовыми актами.

По гражданскому законодательству юридические лица, преследующие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, признаются коммерческими организациями.

Согласно п. 2 ст. 50 ГК, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

А в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, наряду с другими, в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии со ст.123.21 ГК учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Фактически таким же образом по существу регламентировались положения об учреждениях как организационно-правовой форме юридического лица до внесения в ГК изменений и дополнений законом № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.

Поэтому с точки зрения положений Конституции РФ и ГК РФ (в редакции до 05.05.2014 г.) у Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ не было правовых оснований для переименования образовательных и медицинских учреждений на образовательные и медицинские организации.

При подготовке к обсуждению проектов законов об образовании, а также «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Россий- ской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан Российской Федерации» ответственные за то Комитеты Госдумы и Совета Федерации, а также иные компетентные на то должностные лица и государственные служащие, судя по всему, не заглядывали в статьи 41 и 43 Конституции РФ и в соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ о юридических лицах как организациях, занимающихся некоммерческой деятельностью, и их организационно-правовых формах.

Сотрудники Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ при изучении поступивших из Федерального Собрания этих законов для подписи и обнародования Президентом не изучили их с точки зрения соответствия статьям 41 и 43 Конституции РФ и соответствующим статьям ГК РФ, рекомендовали Президенту подписать их и обнародовать.

Лишь этим можно объяснить то, что Президент РФ подписал эти законы при наличии в них терминологии, расходящейся с положениями Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие в Федеральных законах № 273 от 29.12.2012 г. и № 317 от 25.11.2013 г. терминологии, расходящейся с Конституцией и ГК РФ, – свидетельство некомпетентного либо недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей причастных к этому должностных лиц и государственных служащих.

В соответствии с предписаниями п. 5 ч. 4 ст. 108 закона об образовании не позднее 1 января 2016 г. наименования и уставы образовательных учреждений подлежат переименованию «в образовательные организации высшего образования».

Такая же ситуация складывается в связи реализацией положений закона по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Положения этих законов повлекли за собой разбалансированность в системе правовых норм различных отраслей российского законодательства, а также с информацией, содержащейся в межгосударственных и внутригосударственных договорах и соглашениях.

Необходимо только вдуматься, сколько бюджетных финансовых средств и иных расходов финансового характера, а также какое число людей вовлечено и еще будет привлечено к реализации предписаний этих законов, расходящихся с положениями Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поэтому мне представляется целесообразным рекомендовать незамедлительно привести положения законов № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г. и № 317-ФЗ от 25.11.2013 г. в соответствие с положениями статей 41 и 43 Конституции РФ и соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ, тем самым остановить бессмысленные траты на то бюджетных финансовых средств, а также иных расходов финансового характера и людских ресурсов.

Список литературы Наименования образовательной и медицинской организации расходятся с положениями о том же в Российской Конституции

  • Конституция Российской Федерации с поправками, внесенными 05.02.2014 г., обнародована Президентом РФ 29.07.2014 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  • В статье делаются ссылки на статьи Гражданского кодекса в редакции Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 19. ст. 2304.
  • Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52 (Часть первая). Ст. 7598; 2013. № 48. Ст. 6165.
  • Малков В.П. Правовой нигилизм или законотворческое неряшество (Кто несет ответственность за нелегитимность федерального закона в целом или отдельных его положений?)//Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. № 5 (69). С.129-133.
  • Российская газета (Федеральный выпуск) № 6351 от 8 апреля 2014 г.
Статья научная