Налог и сбор: исторический аспект становления понятий и их закрепление в современном законодательстве в РФ
Автор: Муллаярова П.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-4 (50), 2020 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена анализу возникновения институтов налога и сбора в Российской Федерации. Рассмотрен исторический аспект становления системы налогообложения в России, изучен вопрос этимологии понятий налога и сбора. Обозначено значение налогов и сборов в современном обществе.
Налог, сбор, система, кодекс, становление, институт, население
Короткий адрес: https://sciup.org/170187074
IDR: 170187074 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11278
Текст научной статьи Налог и сбор: исторический аспект становления понятий и их закрепление в современном законодательстве в РФ
Современная система налогов и сборов в Российской Федерации находит свое закрепление в Главе 2 Налогового кодекса России [1], где установлены виды налогов и сборов, общая информация о налогах, условия их установления и специальные налоговые режимы.
При изучении данного института финансовой системы нашей страны возникает ряд вопросов. Какое понятие появилось раньше: налог или сбор? Почему название вышеупомянутого кодекса происходит именно от дефиниции «налог»? Где впервые нашли свое закрепление на уровне законодательства сборы и налоги?
Постараемся ответить на данные вопросы посредством научного толкования действующих и предшествующих нормативных правовых актов, обращения к исторической справке и этимологии слов.
Потребность в налогах прослеживается с момента появления самых ранних государств на Руси. Еще в конце IX века в древнеславянском государстве самым главным источником пополнения казны стала дань, которая собиралась с населения, то есть с людей, проживающих на определенной территории. Это был своеобразный прямой налог – подать. Историки связывают появление подати с именем князя Олега [2]. Затем княгиня Ольга ввела понятие «урок» - так назывался фиксированный размер дани. Это понятие было зафиксировано в Русской Правде [3] – сборнике правовых норм Киевской Руси. Таким образом, можно сделать вывод, что первоначальное понятие «урок», с которо- го началось развитие и становление данного института, был закреплен в Русской правде. С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов.
Налоговая система Российского государства в основном сложилась во время правления Ивана III, когда подати стали регулярными, установлена общая единица обложения – соха, включавшая определенное количество пахотной земли (для крестьян) или посадских дворов (для городских жителей). Законченный вид она приобретает при Иване IV: происходит четкая фиксация сохи как единицы обложения в Судебнике 1550 г. на основе проведенной поземельной переписи.
Далее уже начинается первое разграничение налогов и сборов. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. устанавливало, что налогом облагались все «слободские люди», то есть ремесленники, мещане и др. А сбор платили лишь при совершении определённых действий. Например, сбор за водопой скота, сбор за стирку белья.
Проведя аналогию с современным российским законодательством, мы видим, что уже в XVII веке зарождалось подобие разграничение средств, уплачиваемых людьми в государственную казну, на налоги и сборы. Обратимся к ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, где указано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. А сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Для ответа на вопрос, появилось раньше понятие налога или сбора, обратимся к этимологии слов. Налог – одно из древнейших экономических понятий. Истоки налога - в ритуале жертвоприношений, среди которых уже в библейских сюжетах упоминается десятина – одна из зародышевых форм налогообложения. Первичное значение русского слова «налог» имеет два возможных объяснения. Первое от слова «налон» – плата за провоз. У этого слова греческие корни. Второе объяснение связывает слово с производным от «налагать», которое имеет по Далю, в том числе, и значение «обременять» [4].
Слово «сбор» является производным от слова «беру». Древнее значение сохранилось в понятии «беремя». То есть дефиниция сбора произошла от слова «обременение».
Таким образом, мы видим, что и налог, и сбор имеют свои корни от одного – от обременения. Именно поэтому мы не можем сказать, что появилось раньше. Данные понятия зародились примерно в одно время, и нашли свое закрепление в нормативных актах прошлых лет. В современном же налоговом законодательстве эти понятия имеют четкое отграничение и закрепление.
Рассмотрим действующий главный кодифицированный закон, который регулирует финансовые отношения в рамках институтов налогов и сборов – Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая часть данного нормативного акта был подписан Президентом РФ 31 июля 1998 года, а вступил в законную силу 1 января
1999 года. Также отметим, что в разработке Первой части Налогового кодекса принимало участие агентство USAID (США).
Концепция налоговой реформы в Российской Федерации была предложена в 1992 году. Первого июля 1994 года в Государственную Думу Российской Федерации был представлен проект Налогового кодекса Российской Федерации, разработанный на основе предложенной концепции.
Возвращаясь к вопросу о том, почему кодекс имеет название «Налоговый», а не, например, «Сборовый», можно предложить несколько версий. Первая – подавляющую часть поступлений в бюджет Российской Федерации и муниципальные бюджеты составляют именно налоговые поступления, а не сборовые. Вторая – до 1998 года существовала Государственная Налоговая служба России (которая в последствии была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а с 2004 года и по настоящее время действует Федеральная Налоговая служба), то есть, во время принятия и разработки Налогового кодекса действовала Госналоговая служба России. Название этого государственного органа также могло оказать влияние на наименование кодифицированного закона.
Так, налоги и сборы являются неотъемлемым аспектом любого государства, без которых оно не сможет нормально существовать. Значение данных институтов действительно сложно переоценить:
-
1. посредством налогов и сборов финансируются расходы государства;
-
2. доходы государства, в том числе и налоговые, перераспределяются в пользу граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
-
3. налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т.д.
Зарождение этих институтов началось в глубокой древности, а первое закрепление подобия современных налогов усматривается в Русской правде. Этимологическое исследование показало, что налог и сбор Как говорил известный американский имеют общие корни – оба слова произош- политик Спарк Мацунага: «В этом мире ли от понятия «обременять». неизбежны только смерть и налоги».
Список литературы Налог и сбор: исторический аспект становления понятий и их закрепление в современном законодательстве в РФ
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054722
- Зверев В.В. История России: Краткий курс: учебное пособие. - М.: Проспект. 2017. - 623 с.
- Пространная Русская Правда (по Троицкому списку второй половины XIV в.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/prp.htm
- Владимир Даль: Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Дрофа. 2011. - 736 с.