Налог на вредные продукты как спасение мировой экономики
Автор: Саенко В.И., Матвеева В.А.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 10 (26), 2018 года.
Бесплатный доступ
Уровень заболеваемости сахарным диабетом и распространение ожирения, в большинстве случаев у детей, потребует принятия мер, нацеленных на профилактику излишнего потребления сахара, одним из ключевых источников которого являются напитки с повышенным содержанием сахара. Одной из возможных мер, направленных на решение данной проблемы, является введение акцизных ставок на указанные напитки. Применение такой меры ценового регулирования позволило бы не только уменьшить потребление данной классификации напитков, что имело бы существенный эффект для общественного здоровья, но и поспособствовало бы повышению налоговых поступлений в федеральный госбюджет, которые имели бы возможность быть направленным на поддержку производства полезных продуктов питания, в том числе культивирование овощей и фруктов.
Налог, вредные продукты, экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/140279949
IDR: 140279949
Текст научной статьи Налог на вредные продукты как спасение мировой экономики
Каждый день, пролистывая ленту в социальных сетях, я стала замечать все больше информации о налоге на вредную продукцию. И чем больше новостей видела, тем больше информации по этому налогу появлялось. Меня это заинтересовало, и я решила подробнее изучить, что же это все-таки такое. Начнем по порядку:
По всему миру власти и производители напитков ведут борьбу из-за налога на сладкую воду.
В 2016 году французское правительство ввело налог на все напитки с добавлением сахара или искусственного подсластителя, в данный момент он составляет €0,086 ($0,05) на литр. В 2015 году последовало примеру и мексиканское правительство: 1 песо ($0,08) на литр сладкой воды. Примерно такие же меры в 2016 году внедрили Перу, Доминикана, Барбадос и другие города Соединенных Штатов Америки.
Индустрия газированных напитков также одержала ряд побед в данной борьбе, добившись несогласия от внедрения налога на сахар в нескольких североамериканских штатах и отмены предложенного в минувшем году власти Словении 10%-го налога на сладкую газировку. В 2017 г. Дания отозвала собственный проект налогообложения сладких напитков и передумала внедрять наболее обширный налог на сахар.
Правительства поддерживают налоги в надежде, что число людей, страдающих диабетом и ожирением, так как на лечение этих заболеваний необходимо тратить огромные суммы бюджетных средств. Мексиканцы, по данным Euromonitor, находятся на четвертом месте в мире по объему выпиваемой ежегодно газированных напитков. В 2016 году более чем 70% взрослых граждан и 44% детей от 5 до 12 лет имели лишний вес. Возрастающей является и проблема с диабетом: 12% мексиканцев страдают от этого тяжелого заболевания.
В ответ представители индустрии напитков говорят, что правительство не в праве решать, чем люди должны питаться, и что пить. С их точки зрения совершенно несправедливо обвинять сахаросодержащую воду за то, что население планеты проводит малоподвижный стиль жизни и употребляет очень много еды.
На самом деле, чем больше цена на газированные напитки, тем меньше на них спрос. Так FEMSA, мексиканская сеть заводов по распространению Coca-Cola, обьяснила спад продаж в 2016 году ростом цен после введенного налога. Оборот по продажам сладкой воды в 2016 году составил 1,8%, хотя в предыдущие три года наблюдался ежегодный рост на 3,3%.
Помимо этого, согласно заключениям исследования Бэрри Попкина из Университета штата Северная Каролина налог больше всего отразился на малоимущие домохозяйства Мексики, уменьшив их потребление напитков содержащих сахар на 16%. А все потому что торговые компании после введения налога повысили цены на сладкую воду на 30%, что гораздо больше, нежели сам налог.
Из этого следует что, малоимущие горожане получают наибольшую выгоду для своего здоровья. Это имеет очень большую роль, так как данная часть населения гораздо больше имеет лишний вес и страдает диабетом.
Налог оказывается более результативным, если его обьем изменяется от наличия сахара. К примеру, размер венгерского налога, которым также облагается соль и жир, меняется в зависимости от объема вредного ингредиента. В соответствии с исследованиями которые были проведены, приблизительно 50% изготовителей заменили состав своих товаров, изготовленных более полезными для здоровья людей. Например, не так давно начала свое производство Coca-Cola Life, которая содержит натуральный заменитель сахара – стевия, а известная всем красная наклейка теперь зеленого тона. [1]
Что касается России, то правительство пока только задумывается о введении акцизов на «вредные» продукты. В группу подакцизных товаров входят: пальмовое масло, чипсы, сахар и газировка.
Источники издания «Ведомости» заявляют, что налог на пальмовое масло «будет однозначно введен». Примерный срок — с 1 июня со ставкой в $210 за тонну. Налог на сахар и пальмовое масло автоматически завысит цены на все товары, где содержится сахар и жир, разумеется, уменьшит их потребление. [2]
Например, обычный кулинарный маргарин на 70% состоит из пальмового жира, заметил менеджер крупного производителя масла, и если стоимость вырастет на 35%, то маргарин станет дороже на 20%.
Сначала цена мучных кондитерских и сладких хлебобулочных изделий возрастет в среднем на 3%, рассказывает председатель совета директоров КБК «Черемушки» Сергей Щедрин, но, например, слоеных изделий – минимум на 18%. Сладкие изделия из слоеного теста «могут прекратить свое существование как класс».
Согласно словам госслужащего из финансово-экономического отдела правительства, в министерстве считают в меру оправданными налоги на продукты, потребление которых приносит вред здоровью – они будут вводиться в период сложной ситуации с бюджетом. Но это должно делаться не только для увеличения казны, но и для того чтобы уменьшить потребление «вредных» продуктов финансовыми методами.
В наш парламент был добавлен проект госслужащего Олега Михеева, который может приравнять чипсы и кока-колу к крепкому пиву. Если законопроект все таки будет принят, то обычная упаковка чипсов в первый год применения этих акцизов станет дороже как минимум на 13 рублей, а цена за один литр сладкой воды поднимется минимум на шестнадцать рублей. На второй год применения акцизы на эти товары будут стоить 14 и 17 рублей. В содержании законопроекта находится таблица, в которой разбиты характеристики по составу соли и сахара в газированной воде и чипсах. Если состав "белой смерти" в таких товарах превысит некоторые в законопроекте характеристики, то они будут подакцизны. С теоретической точки зрения, законопроект на руку отечественным производителям продуктов питания. Что касается конкретно газированной воды, то наши традиционные "Байкал", "Дюшес", "Буратино" имеют намного меньше сахара, чем популярные сейчас "Кока-Кола" и "Пепси".
При введении таких акцизов датский бюджет получил добавочно 300 миллионов евро, Финляндия - 100 миллионов. "А у нас население больше, поэтому объемы продаж различны. Нашему бюджету в кризис эти деньги нужны как воздух", - высказывается всенародный деятель, требуя, чтобы главный мотиватор принятия законопроекта не экономический, а здоровье русского народа. По последним данным, в России избыточный вес наблюдается у 70% женщин и 30% мужчин старше 45 лет.
На лечение последствий ожирения и сахарного диабета в Великобритании сегодня расходуется примерно $50 млрд, в США – максисмум $190 млрд. Затраты России непосредственно на лечение последствий ожирения никто не высчитывал, однако уровень этой проблемы в России немного меньше, чем в США. Среди самых «толстых» стран мира мы находимся на 20-м месте, а по данным консалтинговой компании
Maplecroft, Россия находится на четвертом месте в мире среди стран, где лишний вес отрицательно сказывается на экономике, уступая в этом смысле только лишь Мексике и США. Под этим мы понимаем и прямые затраты системы здравоохранения, и косвенные, связанные с потерей производительности труда и расходами на лекарства.
Идею о пользе налогов на сладкую воду и иную вредную пищу подхватывается возрастающей, хоть и не конкретной научной базой. В 2017 году, например, вышло исследование сотрудников Британского фонда по борьбе с сердечными заболеваниями и Оксфордского университета, согласно которому 30% налог на сладкую воду снизит численность людей с ожирением в Великобритании на 1,4%, а людей с лишним весом - на 2%. Как и представлялось, на первый взгляд, не так много, но вообще-то речь идет о 195 тысячах и 290 тысячах человек .[3]
Впрочем, даже если инициатива станет в окончательном результате законом, неясно, как долго он продержится. Подобные налоги вводились в ряде стран, однако приживались далеко не везде. Специалисты усматривают в данном и влияние крупных производителей, которые отстаивали свой круг интересов, и уменьшение спроса, которое негативно влияло на доход компаний и налоговые платежи.
«Сравнивать в данной проблеме нашу страну и Запад, где такие инициативы приживались не везде, не стоит. Если внесут поправки в законодательство, никакое лобби производителей вредной еды не поможет, — считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. —Если вспомнить то, не было особого шума ни когда установили минимальную стоимость водки, ни при внесении поправок в закон о рекламе, который запрещает в определенное законом время рекламировать спиртное и табак. Все возьмут под козырек и будут выполнять».
В России данное нововведение вполне может прижиться, считает Дмитрий Липатов. То же самое, было и с другими налогами, плохо влияющими на бизнес и граждан. Если акцизы на вредные товары будут введены, то быстрой их отмены ожидать не стоит, уверен Дмитрий, так как они могут принести бюджету неплохие доходы, что сейчас очень даже актуально. [2]
Список литературы Налог на вредные продукты как спасение мировой экономики
- Британский еженедельный экономический журнал «The economist» http://inosmi.ru/economist_com
- Новостное интернет-издание Lenta.ru https://lenta.ru
- Общественно-политическая и деловая ежедневная газета «Известия» https://ria.ru/spravka/20110603/371165562.html