Налоговое регулирование пивоваренной промышленности в России в первой половине XIX в.
Автор: Марискин Олег Иванович
Журнал: Экономическая история @jurnal-econom-hist
Рубрика: Модели экономического развития
Статья в выпуске: 2 (57) т.18, 2022 года.
Бесплатный доступ
Введение. Исследуется влияние акцизного налогообложения на развитие пивоваренной промышленности и предпринимательства в период раннеиндустриальных изменений России в первой половине XIX в. Выявлена непосредственная зависимость пивоваренного производства от величины акцизов: низкая рентабельность и неэффективность заводов были обусловлены как высокими ставками акциза, так и способами его взимания. Результаты и обсуждение. Отмена откупа и переход к казенной продаже с 1819 г. оказали положительное влияние на пивоваренную промышленность. Это был период подъема пивоварения, становления национальной пивоваренной промышленности в форме мануфактуры. Возвращение в 1827 г. к откупам вновь привело к стеснению торговли пивом и в конечном счете - к сокращению объемов пивоваренной промышленности. В целях дальнейшего повышения доходов в 1847 г. было ведено акцизно-откупное комиссионерство, сочетавшее методы казенной и откупной продажи хлебного вина и пива. Уже сразу после введения акцизно-откупного комиссионерства частное пивоварение стало значительно сокращаться. Характерными чертами регионального пивоваренного производства были широкое применение ручного труда, невысокая производительность и преобладание мелких предприятий. Заключение. В первой половине XIX в. в России пивоварение по размерам производства и потребления пива, государственным доходам далеко не имело того большого значения, как винокуренная промышленность. Низкая рентабельность и неэффективность мелких и средних заводов были обусловлены как высокими ставками акциза, так и способами его взимания.
Пивоваренная промышленность, пиво, акцизы, питейные сборы, косвенные налоги, откупщики
Короткий адрес: https://sciup.org/147237701
IDR: 147237701 | DOI: 10.15507/2409-630X.057.018.202202.113-118
Текст научной статьи Налоговое регулирование пивоваренной промышленности в России в первой половине XIX в.
В отличие от винокуренной промышленности история пивоварения в России в XIX в. имеет незначительную историографию [1–4]. В то же время приготовление пива получило распространение на Руси с древности. Пиво традиционно изготовлялось путем брожения из зернового сырья, преимущественно ячменного солода, и хмеля. Наряду с медом (медовухой), оно являлось основным слабоалкогольным напитком.
О широком распространении на Руси пива как хмельного напитка отмечено в записках иностранных путешественников. Так, венецианский дипломат Иосафат Барбаро, живший с 1436 по 1452 г. в г. Тана (в настоящее время - Азов) и посетивший города Московского и Рязанского княжеств, отмечал, что московитяне виноградного вина не пьют. «Там нет винограда, но одни изготовляют вино из меда, другие варят брагу из проса. И в то и в другое кладут цветы хмеля, которые создают брожение; получается напиток, одуряющий и опьяняющий, как вино»1. В Рязани Иософат Барбаро наблюдал, как «приготовляют “бузу”, что значит пиво»2.
Напиток буза (боза) получил распространение среди тюркских народов и был привнесен на Русь вместе с монголо-татарским нашествием. Рязанские татары готовили его из пшеницы. Сходным традиционным напитком мордвы является поза. Без него не обходился ни один национальный праздник или обряд.
В период образования Русского централизованного государства усилились поиски новых источников доходов. С 1555 г. для пополнения доходов государство учредило в городах казенные питейные дома - «царевы кабаки», а с конца XVI в. использовало винные откупа. По Уложению 1649 г., вино, пиво и мед были предметом государственной регалии. Продажа этих напитков производилась только в кабаках, которые содержались «на вере» (были в казенном управлении) или отдавались «на откуп»3. По справедливому мнению М. Л. Гавлина, к середине XVII в. винные откупа составляли уже существенную и всевозрастающую часть поступлений в царскую казну. Существенный рост винных откупных доходов произошел в период правления Петра I и особенно Екатерины II, при которой «откупная торговля в кабаках была распро- странена на всю основную часть России» [2, с. 128].
Результаты и обсуждение
Право на винокурение, согласно Уставу о винокурении от 9 августа 1765 г., представлялось «всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому». Пивоварение для городских жителей дозволялось с уплатой пошлины в размере 20 коп. с четверти хлеба, используемого для приготовления напитка. Сельские жители варили пиво беспошлинно. «С явки, кто пива и полпива варить пожелает, на гражданские статьи пошлину, хлеба с четверти по двадцати копеек брать во всех городах. А в уездах всякого звания людям и крестьянам пива и браги корчажные и котлами вообще и порознь варить позволяется безпошлино»4. Устав о вине от 17 сентября 1781 г. отменил 20-копеечный сбор с приготовления пива.
С конца XVIII в. продавать пиво нигде не дозволялось, кроме питейных заведений откупщиков. Пивной откупщик мог беспошлинно заниматься пивоварением для продажи или покупать пиво у заводчиков. При этом откупщики больше заботились о сбыте хлебного вина (водки), чем пива, так как продажа вина была для них выгоднее и допускала возможность бо́льших злоупотреблений: примеси, обмер, фальсификация и др. Часто для ликвидации конкуренции откупщики платили пивоварам за то, чтобы их заводы бездействовали.
В уездах сельским жителям разрешалось свободно варить пиво, мед и брагу для домашнего потребления. В обзорах середины XIX в. отмечалось, что домашнее производство пива было широко развито среди сельского населения: к большим праздникам, особенно местным деревенским, свадьбам и другим торжественным случаям5.
Вследствие значительных злоупотреблений при откупной системе правитель- ство, по предложению министра финансов Д. А. Гурьева, пришло к идее о введении с 1819 г. казенной продажи питей. Отмена откупа и переход к казенной продаже с 1819 г. оказали положительное влияние на пивоваренную промышленность. Это был период подъема пивоварения, становления национальной пивоваренной промышленности в форме мануфактуры. К 1821 г. в великорусских губерниях количество пивоваренных заводов увеличилось до 877; было открыто 736 портерных лавочек вместо 70 бывших на откупах6. На пивоваренных заводах первой половины XIX в. в среднем работали шесть наемных рабочих.
В то же время отмена винных откупов привела к резкому сокращению продажи водки. Так, по 29 европейским губерниям России в 1819 г. было продано 18,5 млн ведер, в 1820 – 16,4, в 1821 – 13,8, в 1825 г. – 11,9 млн ведер.
В 1827 г. министр финансов Е. Ф. Кан-крин восстановил откупную систему продажи хлебного вина и пива, что позволило стремительно увеличить питейные доходы. С 1827 г. пивоваренные заводчики были обязаны выделывать пиво высших сортов с платежом акциза, продавать его с завода и из портерных лавок; откупщики же имели право приготовлять пиво только низших сортов, но без акциза, и продавать его в откупных заведениях. Откупщикам также было предоставлено право содержать в пределах своих откупов корчемную стражу и иметь смотрителей на винокуренных заводах7. Кроме того, откупщики вскоре получили право варить пиво всех сортов, портер и мед. Последствия возвращения к откупной системе обнаружились очень скоро. Прежний акциз стал для заводчиков гораздо чувствительнее при конкуренции безакцизного откупного пива; пивовары стали подвергаться всякого рода притеснениям со стороны откупщиков, пивоварение снова упало.
В 1835 г. акциз с пива, вместо казны, по причине «причиняемых пивоварами многих затруднений и различных подлогов во вред казне», начали взимать откупщики. Акциз был установлен с пивоваров уже не с котла, как прежде, а с ведра приготовляемого пива по 60 коп. С портерных лавок в пользу откупщиков установлен акциз от 300 до 1 тыс. руб. с каждой8.
Возвращение к откупам вновь привело к стеснению торговли пивом и в конечном счете - к сокращению объемов пивоваренной промышленности. Небольшой промежуток процветания вновь сменился периодом упадка.
В целях дальнейшего повышения доходов в 1847 г. было введено акцизно-откупное комиссионерство, сочетавшее методы казенной и откупной продажи хлебного вина и пива. Акцизно-откупное комиссионерство всей тяжестью легло на пивоварение и торговлю этим напитком: акциз с пива всех сортов, портера и полпива, продаваемого в столицах из портерных лавочек навынос и прямо с пивоварен в частные дома (на домашнее употребление), устанавливался в размере 30 коп. с ведра; с продаваемого в трактирах, распивочных лавочках и других заведениях – 60 коп.; в губернских и уездных городах – по 40 коп. с ведра9.
Сразу после введения акцизно-откупного комиссионерства частное пивоварение стало значительно сокращаться. В 1848 г. и позднее частное пивоварение прекратилось во Владимирской, Воронежской, Вятской, Казанской, Костромской, Оренбургской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Тамбовской, Тверской губерниях, а в прочих губерниях значительно сократилось. В Москве и Санкт-Петербурге, по данным И. Г. Прыжова, «пивоварни, которые возникли уже по учреждении откупов, теснимые откупщика- ми прекращали свои действия, и держались одни лишь немецкие пивоварни, явившиеся в начале этого столетия - Даниельсона, Казалета, Крона, Пелевана» [3, с. 270].
В Москве за 1847 и 1848 гг. закрылось 10 пивоваренных заводов из 24 и 55 портерных лавок. В 1853 г. здесь действовало девять заводов, где работали 212 чел., при этом два – три наиболее крупных завода имели уже по 50–60 наемных рабочих [1, с. 22]. Существенно сократилось и потребление пива. Если в 1830-х гг. в Москве отпускалось около 2 млн ведер пива, то в 1855 г. объемы уменьшились более чем в 4 раза – до 484,6 тыс. ведер, а в 1858 г. – еще на 38,1 % – до 300 тыс. ведер [3, с. 307].
По официальным данным за 1859 г., в России, за исключением прибалтийских губерний, царства Польского и Финляндии, насчитывалось 1 340 пивоваренных и медоваренных заводов. Из них 1 092 были в Западных, Малороссийских и Новороссийских губерниях, 248 – в Великорусских, где самая большая часть из них принадлежала откупщикам. В Пензенской губернии действовали два пивоваренных завода, в Симбирской – пять10.
Ликвидацию частных пивоваренных заводов в Симбирской губернии отметил и офицер Генерального штаба А. И. Липинский. К 1862 г. в губернии действовали два пивоваренных заведения, принадлежавщие акцизно-откупному комиссионерству: в Симбирске (акцизно-откупное комиссионерство г. Шипова) производительностью 11 870 ведер на сумму до 6 895 руб. сер.; в Карсуне – 4 тыс. ведер на сумму 2,9 тыс. руб. сер. В 1862 г. акцизно-откупным комиссионерством пивоваренный завод был открыт в Сызрани11. При этом офицер Генштаба сделал пояснение, что пивоварение весьма развито в губернии, в особенности среди сельского населения, где пиво со- ставляет принадлежность праздника. Приготовление пива в селах ограничивалось домашним потреблением.
Указом 4 июля 1861 г. вместо акцизно-откупной системы, отрицательно повлиявшей на частную пивоваренную промышленность, была введена акцизная, действующая в Российской империи с 1 января 1863 и вплоть до 1917 г. Новая система питейного сбора в свою очередь оказала неблагоприятное влияние на пивоварение. При введении акцизной системы пиво было обложено не по количеству готового продукта, как это было установлено для спирта, а по емкости всей заводской посуды, т. е. заторных и вспомогательных к ним чанов и котлов для отварки пивного сусла12.
Характерными чертами регионального пивоваренного производства были широкое применение ручного труда, невысокая производительность и преобладание мелких предприятий. В Пензенской губернии в 1865 г. действовало восемь пивоваренных заводов: шесть – в Пензе и два – в Нижнем
Ломове, с общей выработкой пива на сумму в 23 660 руб.13 В 1884 г. осталось только два завода в Пензе: прусского подданного А. И. Горнауера (производительностью в 15 тыс. ведер) и коммерции советника И. А. Кононова (13 тыс. ведер)14.
Заключение
Таким образом, в первой половине XIX в. в России пивоварение по размерам производства и потребления пива, государственным доходам далеко не имело того большого значения, как винокуренная промышленность. Низкая рентабельность и неэффективность мелких и средних заводов были обусловлены как высокими ставками акциза, так и способами его взимания. По справедливому мнению И. Я. Веселова и А. С. Шахтана, «помехи, чинимые откупщиками развитию пивного промысла, ограничение домашнего пивоварения, интересы помещиков-заводчиков, куривших вино, интересы казенной монополии – все это преследовало одну цель – обеспечить сбыт быстро растущему производству водки» [1, с. 22].
191 p. (In Russ.)
Список литературы Налоговое регулирование пивоваренной промышленности в России в первой половине XIX в.
- Веселов И. Я., Шахтан А. С. Развитие пивоваренной промышленности СССР. - М.: Пищепромиздат, 1955. - 191 с.
- Гавлин М. Л. Вопрос о винных откупах в истории законодательства Российской империи. XVIII-XIX вв. // Экономическая история: Обозрение. - М., 2007. - Вып. 13. - С. 127-139.
- Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. - СПб.: Изд. М. О. Вольфа, 1868. - 320 с.
- Рогатко С. А. История продовольствия России с древних времен до 1917 г. - М.: Рус. панорама, 2014. - 1 021 с.