Направления к сбалансированности региональных социально-экономических комплексов в условиях новой реальности

Автор: Мелкумян Н.А.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 5-2 (99), 2023 года.

Бесплатный доступ

Новая реальность, трансформирующая модель регионального социально-экономического развития России, начиная с весны 2022 года, дала запрос от государства, общества и бизнеса к экспертному сообществу, а также научно-образовательной среде на формирование новой репрезентативной методологии сбалансированности региональных социально-экономических комплексов России на современном этапе и перспективе лет. В статье представлены выводы проведенного научного исследования по теме описания возможных путей для данного формирования на базе имеющихся трендов, которые закладывает в него государство, а также внешняя конъюнктура.

Сбалансированность регионального развития, новая реальность, нестабильность, региональная экономика, внешняя среда

Короткий адрес: https://sciup.org/170198897

IDR: 170198897   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2023-5-2-142-144

Текст научной статьи Направления к сбалансированности региональных социально-экономических комплексов в условиях новой реальности

Возникшие реалии современных международных, внутригосударственных и межрегиональных взаимоотношений после февраля 2022 г. в настоящий момент имеют пока незначительное методологическое описание в научной литературе. Аналогичное отставание происходит и теоретического базиса относительно практики применения и у концепции сбалансированности региональных социальноэкономических комплексов страны. В предыдущий временной период большинством школ экономической теории и экспертного сообщества формулировалось, что достижение данной сбалансированности функционирования регионов можно производить либо:

  • -    в рамках философии левого направления, т.е. через усредненное распределения затрат по регионам, с приоритетом на стимулирование развития менее конкурентоспособных регионов, тем самым делая их более привлекательными;

  • -    в рамках правого вектора мышления, когда приоритет распределения государственных инвестиций происходит на более конкурентоспособные регионы, которые своей более эффективной работой не только повысят общее благосостояние страны и населения, но и в итоге помогут отстающим регионам, за счет передачи им своих

избыточных основных фондов и прочих видов капитала [1].

Большинство стран мира, включая и Российскую Федерацию, по факту, считают более перспективным второй из указанных путей развития.

С конца февраля 2022 г. вместе с началом ускорения общей смены формата функционирования мировой экономики начал несколько изменяться и списки регионов, которые считаются более и менее привлекательными, и конкурентоспособными. Регионы Кавказа и особенно Дальнего Востока, за счет нахождения у границ дружественных стран увеличивают свою привлекательность. Здесь стала намного более активно развиваться возведение транспортной и туристической инфраструктуры, а вместе с этим повышаться и уровень иных форм социальноэкономической деятельности. Часто в авральном порядке.

Теоретическая составляющая данной трансформации пока отстает от практики деятельности. Решению поставленной задачи и посвящена данная исследовательская работа.

Результаты исследования. Практика развития региональных экономик в большинстве стран мира показывают их несбалансированное развитие. Основной причи- ной данного явления в большинстве случаев происходит из-за необходимости стран в повышении уровня урбанизации для роста благосостояния населения, которая в последующем приводит к формированию мегаполисов, кластеров крупных городов, сливающихся в едином целом на малом пространстве, и за счет кумулятивного эффекта повышая уровень благосостояния собственных горожан, а вместе с этим и страны в целом [2]. Данное явление работает как в густо-, так и в слабозаселенных странах. К примеру, в Канаде из года в года прирост численности населения страны происходит лишь за счет значительного уплотнения населения в приграничной с США территорией. Австралия не планирует заселять центр страны, расселяя и уплотняя население только на некоторых прибрежных территориях. И если в Канаде и Австралии - это можно постараться объяснить климатическим фактором, то аналогичные примеры в Аргентине, в Китае, на Тайване, в США и даже в Гонконге, где несмотря на сверхплотность в центральных районах регионах, на отдаленных территория вложение в развитие снижается, а население перебирается в центр, уже объяснить климатом значительно сложнее.

Для разрешения описанной проблемы урбанисты правого толка формулируют, что необходимо конечной целью в данном направлении ставить приращение количества мест привлекательных для развития, а не вкладывать всё большие объемы инвестиций в изначально неконкурентоспособные проекты. Однако в большинстве случаев предлагаемые ими «нужные» проекты всё равно располагаются чаще всего в тех регионах (частях регионов), где изначально была сформирована повышенная их потенциальная конкурентоспособность, к примеру, за успешными

счет климата, соседства с соседними     региона- ми/странами, сырьевой базы для развития высокомаржинальных производств и т.п. [3].

В Российской Федерации, после февраля 2022 года, в рассматриваемую пробле- матику были внесены дополнительные вводные, за счет произошедших почти одномоментно сверхмасштабных санкций от стран коллективного Запада. В рамках такого демарша западные, а также ряд центральных и южных регионов России стали иметь снижение собственной конкурентоспособности, за счет снижения логистической значимости регионов. Однако при этом, в ином ряде южных областей стране, а также особенно в регионах Дальнего Востока России наоборот экономическая привлекательность возросла. Сюда пошло дополнительное финансирование в развитие транспортной и туристической инфраструктуры, а также иные формы поддержки инвестиционных программ. В этой ситуации часть северо-западных и центральных регионов страны, для возвращения собственных позиций пробуют через поддержку центра переориентировать экспорт своей продукции на страны, на которые изначально были ориентированы регионы Дальнего Востока. Подобная повышенная конкуренция в итоге осложняет работу логистических центров страны и снижает общую прибыль, за счет появления на рынке большего количества предлагаемого товара [4]. Решением данной проблемы должно стать переориентация приоритетов регионального социально-экономического развития страны, с приоритетом на новые регионы, которые теперь фактически становятся более конкурентными на мировом рынке.

Заключение. В рамках проведенного исследования сформулированы проблемы теории и практики построения концепций сбалансированности функционирования региональных экономик как в стандартных условиях прошлого периода времени, так и в условиях новой реальности. В рамках рекомендаций формирования моделей сбалансированности функционирования региональных экономик России предлагается опираться на новые выявленные приоритетные и конкурентоспособные регионы страны, что поспособствует в итоге скорейшему росту конкурентоспособности страны.

Список литературы Направления к сбалансированности региональных социально-экономических комплексов в условиях новой реальности

  • Магомедова М.М., Велиева Ф.Э. Анализ состояния конкурентной среды региональной экономики и совершенствование механизма антимонопольного регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1 (138). - С. 141-144.
  • Атаева А.Г., Аслаева С.Ш. Методика определения пространственных каркасов региона и их сбалансированности // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2022. - Т. 32. № 2. - С. 203-208.
  • Макаров М.В. Методические подходы к оценке сбалансированности и уровней промышленного развития регионов: возможности и ограничения // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. - № 1 (52). - С. 108-117.
  • Гайнанов Д.А., Гатауллин Р.Ф., Атаева А.Г. Методологический подход и инструментарий обеспечения сбалансированного пространственного развития региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. - Т. 14. № 2. - С. 75-91.
Статья научная