Народные художественные промыслы Южной Сибири во второй половине XX века (по материалам экспедиций НИИХП)
Автор: Павлова Е.Ю.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521674
IDR: 14521674
Текст статьи Народные художественные промыслы Южной Сибири во второй половине XX века (по материалам экспедиций НИИХП)
Начало нового этапа в развитии промыслов и ремесел народов России относится ко второй половине 1950-1970-х гг. Объявленное торжество социализма предполагало создание мощного индустриального потенциала страны и повышение материального благосостояния народа как подготовку окончательной стадии слияния этнических культур в высшем коммунистическом единстве. Достижения на этом пути требовали творческого переосмысления этнокультурных традиций и достижений мировой культуры в контексте современности. В этом контексте в России и в Сибири происходило оживление традиционных центров ремесел и создание новых.
В 1965 г. промыслы были причислены к местной промышленности. Постановление 1968 г «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов», постановление 1974 г. «О развитии народных художественных промыслов», приказ Министерства 1982 г. «О дальнейшем развитии народных художественных промыслов РСФСР» и др. предусматривали осуществление широкой системы мер по организации и развитию традиционного народного творчества.
Опираясь на эти постановление, сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) активизировали работу по выявлению действующих центров народных промыслов в различных регионах СССР. Осуществлялась научно-исследовательская и творческо-экспериментальная работа в области прикладного искусства СССР; шло изучение истории и современного состояния народных художественных промыслов, сбор и описание лучших образцов и создание новых образцов народного творчества и тд. (ГАРФ, ф. 643, оп. 1, д. 372, л. 1-2).
В 1960-1970-е гг сотрудниками НИИХП был осуществлен ряд научных экспедиций: в Усть-Ордынский округ Иркутской обл. (1957 г.), в Бурят-Монгольскую АССР (1957 г.), Тувинскую АССР (1962 г., 1976 г.), Красноярский край (Эвенкийский, Долганский округа) (1964 г., 1965 г.), в Якутскую АССР (1964 г.), Новосибирскую обл. (1979 г.), Алтайский край (1979 г.), Кемеровскую обл. (1978 г.), Красноярский край (Хакасский округ) (1978 г.), в Чукотский и Корякский округа (1976, 1977 гг.).
Изделия народных мастеров Севера, Сибири и Дальнего Востока привлекали внимание самобытностью, основанной на специфике национального мировосприятия, совмещением утилитарности и декоративности. Насыщенность орнаментом превращали многие из этих изделий в предметы подарочного назначения; они органично вписывались в контекст современности.
Задача разработки программ по дальнейшему развитию местных художественных традиций стояла перед участниками экспедиции в Туву в 1962 г. Отчет полевого исследование Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикс-кого, Дзун-Хемчикского, Улуг-Хемчикского, Эрзинского р-в Тувинской АССР показал, что производства художественных изделий в системе местной промышленности нет (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 39, л. 41). Было установлено изготовление по отдельным заказам Министерства культуры художественных изделий местными мастерами-кустарями, а также широкое применение в быту тувинского населения разнообразных художественных изделий, изготовление предметов быта и утвари домашним способом в сельских районах (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 39, л. 7).
Тем не менее в регионе существовали предпосылки развития отдельных видов народного декоративного искусства. Согласно отчету Е.Г Яковлевой, это были богатые сырьевые ресурсы и своеобразие изделий художественного ремесла тувинцев. Отмечаются такие виды искусства, как резьба и роспись по дереву; резьба по камню; аппликация и тиснение по коже, шитье войлока, изготовление национальной одежды, металлообработка, развивающие древние художественные традиции (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 39, л. 7-26).
В заключение Е. Г. Яковлева делает вывод о том, что «в период современных культурно-бытовых преобразований в республике, роль народного декоративного искусства очень велика. Выработанное многими поколениями народное искусство воплощает в пластической и орнаментальной форме образы окружающей природы, представляет ценнейшие черты культурного наследия» (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 39, л. 26). По результатам экспедиции 1962 г. вышло Постановление Совета Министров Тувинской АССР «Об организации художественных промыслов в Тувинской АССР» (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 39, л. 68). Итогом командировки 1976 г. явились согласованные с Управлением Местной промышленности Тувинской АССР «Рекомендации по организации выпуска художественных изделий из дерева с росписью, меха и ткани с традиционными видами на предприятиях Тувинской АССР».
Были проведены творческие лаборатории на Кызыльской мебельной фабрике и Шагонарском комбинате по определению ассортимента современных декоративно-прикладных изделий из кожи, тканей и меха с традиционно-тувинскими видами отделки. При этом учитывались национальные традиции, требования современного покупателя и возможности существующей технологической и сырьевой базы. В ассортимент изделий, проектируемых и внедряемых лабораторией, вошли: женские шапки и варежки, женские кожаные пояса, сумки, кошельки, сундуки с росписью, резные шкатулки, декоративная мелкая пластика из дерева (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 139, л. 7).
В план научной экспедиции по изучению и развитию народных художественных промыслов Алтайского края 1979 г. входило обследование Бийского, Колыванского, Усть-Канского, Онгудайского р-в. Было установлено, что в условиях домашнего ремесла в регионе бытует художественное ткачество, выделка художественных войлоков и изготовление национального костюма (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 197, с. 5). «В настоящее время народное искусство на Алтае существует в следующих формах: 1) домашнее ремесло – народное искусство алтайцев, русское народное старожильческое искусство, народное искусство поздних переселенцев русских, украинцев и др. народов. 2) цеха художественной обработки дерева и бересты при лесхозах. 3) предприятия, выпускающие художественные изделия» (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 197, л. 11).
Художественные изделия лесхозов из дерева и бересты (деревянная резная скульптура, посуда с росписью, туески и берестяные бутылки) были широко представлены в местной торговой сувенирной сети. Однако, художественный уровень этих изделий оценивался очень невысоко: «отсутствует оригинальная стилистическая направленность, народные художественные традиции края совсем не используются» (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 197, л. 17).
В ходе исследований НИИХП к предприятиям художественной промышленности был отнесен Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова и Бийский многоотраслевой комбинат (организованное при нем производство художественной керамики). Ассортимент Колыванского завода (художественные изделия из камня - письменные приборы, пепельницы и др., ювелирные изделия), к 1970-м гг., несмотря на производимые закупки и реализацию через торговые сети, не имели успеха. Тем не менее, сотрудники НИИХП сделали заключение о перспективах роста завода – «на производстве есть условия для качественной работы. Может быть налажен выпуск крупногабаритных и мелких вещей, изделий среднего размера. Можно сочетать камень с металлом. Необходимо возродить производство уникальных крупногабаритных ваз». Керамические изделия Бийского комбината (кружки, кувшины, пепельницы) пользовались спросом, но нуждались в налаженном рынке сбыта (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 197, л. 32-33).
Результаты полевого исследования НИИХП Бейского, Аскизского, Ширинского и Орджоникидзенского районов Хакасской автономной обл. (1978 г.) позволили сделать его сотрудникам следующие выводы: «Народное декоративно-прикладное искусство продолжает жить в творчестве народных мастеров, наиболее полно и ярко проявляясь в искусстве художественной вышивки, в создании национальной хакасской одежды. Высокая орнаментальная культура, техническое совершенство исполнительского мастерства вышивки отличает большинство работ. Народное хакасское декоративно-прикладное искусство условно можно отнести к трем категориям: 1) к классике хакасского народного декоративно-прикладного искусства: старинные одежду, пого, седла, чепраки, курительные трубки, кресала, ювелирные украшения, деревянную и металлическую посуду, деревянные сундуки, – т.е. вещи, которые бережно сохраняют хакасские семьи как память о прошлом. Сюда же следует отнести национальную одежду и вышивку, выполненную современными мастерами, строго следующими традициям. 2) Модернизированные вещи, но сохраняющие в своей основе близость традиционным классическим образцам в композиционных, цветовых и орнаментальных решениях, высокую технику исполнительского мастерства. 3) Вещи, выполненные на уровне самодеятельного искусства, сомнительные по своим художественным достоинствам (стилизованные модели народной одежды и обуви, изделия из бересты). Изделия подобного рода встречались экспедицией в основном в поселках городского типа» (ГАРФ, ф. 643, оп. 2, д. 192, л. 13).
В Хакасии изучался опыт передачи приемов и навыков традиционного художественного ремесла в областной национальной школе г. Абакана, в районных школах, где занятия вели народные мастера. С 1970-х гг. Хакасский государственный педагогический университет начал выпуск специалистов факультета общественных профессий, изучающих хакасское народное декоративно-прикладное искусство.
В рамках работы НИИХП утверждается представление о целостности народного искусства, ориентированного на традиции и преемственность с учетом запросов современности. Процессы, зафиксированные его сотрудниками в сфере народного искусства Саяно-Алтая на протяжении второй половины ХХ в., имели динамичный характер. Художественное производство было ориентировано на выпуск актуальной сувенирной продукции с национальным колоритом. В Туве, в Хакасии и на Алтае развернулась масштабная деятельность по поддержке существующих художественных промыслов и открытию новых предприятий.
Однако, включение художественного ремесла в промышленные и рекреационные схемы, сближение его с профессиональным творчеством, обязательный отбор, производимый специалистами-искусствоведами и общественными деятелями в соответствии с современным пониманием природы канонов художественного творчества, актуализировал проблему этнической традиции. Судьба традиционного народного искусства во второй половине ХХ в. оставалась проблематичной.